Научно-исследовательская работа и международное сотрудничество.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

АЛМАТИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

  «Утверждаю» Ректор АТУ, академик ___________К.С. Кулажанов «____»______________2014 г.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ

АЛМАТИНСКОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

На 2014-2020 гг.

  Утвержден на заседании Учёного Совета АТУ Протокол № ___ «____»____________ 2014 г.

Алматы, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 1

1. Миссия и видение . 4

2. Анализ текущей ситуации. 4

3. SWOT - анализ. 18

4. Приоритетные направления и стратегические цели, задачи, целевые индикаторы, мероприятия и показатели результатов. 21

Заключение.

Качественное образование является лишь стартовым интеллектуальным капиталом. Нужно непрерывно работать над собой, повышать свое образование, профессиональные компетенции.

Из Интерактивной лекции Президента РК Н. Назарбаева «Казахстан на пути обществу знаний» (2012 г.)

Введение

Развитие науки и образования является важной приоритетной задачей социально-экономической модернизации, достижения конкуренто-способности экономики и вхождения Казахстана в число 30-ти развитых стран мира.

Ключевые задачи современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров, были подчеркнуты Президентом страны – Лидером нации Н.А.Назарбаевым в ежегодных Посланиях народу Казахстана «Стратегия «Казахстан – 2050: новый политический курс состоявшегося государства» и «Казахстанский путь – 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее».

В предложенной Президентом страны Стратегии вхождения в число 30-ти развитых стран мира обозначены долгосрочные приоритеты предстоящей работы в области высшего образования и науки:

– создание эффективной системы обучения и содействия в трудоустройстве выпускников, повышения мобильности трудовых ресурсов, обеспечения устойчивого развития Казахстана на принципах наукоемкой экономики;

– предоставление ведущим университетам академической и управленческой автономии;

– развитие системы инженерного образования и современных технических специальностей с присвоением сертификатов международного образца;

– максимальное удовлетворение текущих и перспективных потребностей национальной экономики в специалистах;

– развитие научно-исследовательской деятельности вузов: создание и развитие прикладных и научно-исследовательских подразделений при высших учебных заведениях;

– создание эффективной системы поддержки студентов и учащихся с высокой успеваемостью.

Для эффективного решения этих задач высшим учебным заведениям со стороны государства создаются все условия: формируется новый механизм интеграции системы образования и бизнеса через создание попечительских и наблюдательных советов и других форм корпоративного управления, обновляется правовая база системы образования и науки, постепенно расширяется академическая свобода высших учебных заведений и т.д.

Для успешной реализации поставленных задач Алматинскому технологическому университету (далее – АТУ) необходимо создать новую модель университета, основанную на современной и действенной системе управления и менеджмента качества, кредитной технологии и академической мобильности преподавателей и студентов, коммерциализации результатов научной и инновационной деятельности ППС, современной инфраструктуре, эффективной системе подготовки и переподготовки кадров новой формации, действенных связей со сферой бизнеса, модернизации методик преподавания, активном развитии он-лайн системы образования и внедрений эффективных инновационных методов обучения.

Стратегический план развития определяет основные направления работы Университета, содержит контрольные показатели и разработан в соответствии с документированной процедурой АТУ-ДП-5.3./5.4.1.-2012-27 «Разработка стратегии, политики и целей в области качества». Основные направления и показатели стратегического плана Университета определены Учёным советом до 2020 года и доведены до сведения коллектива АТУ.

Миссия и видение

Миссия: Подготовка высококвалифицированных специалистов и проведение научных исследований на основе интеграции образования, науки, производства и лучшего международного опыта для кадрового и научно-инновационного обеспечения пищевой, перерабатывающей и легкой промышленности, бизнеса, туризма и индустрии гостеприимства Республики Казахстан.

Видение:Алматинский технологический университет – это исследовательский университет нового типа, реализующий образовательные программы для качественной непрерывной многоуровневой подготовки конкурентоспособных специалистов и научные исследования, обеспечивающие устойчивое индустриально-инновационное развитие различных отраслей экономики страны.

Анализ текущей ситуации

Образовательная деятельность.АТУ – ведущее высшее учебное заведение и научный центр по подготовке высококвалифицированных специалистов для пищевой, перерабатывающей и легкой отраслей промышленности, бизнеса, туризма и индустрии гостеприимства. С 1957 года вузом подготовлено более 50 тысяч специалистов и научных кадров.

АТУ – это стабильно развивающийся вуз, работающий по общемировой многоуровневой модели высшего образования «бакалавр – магистр – доктор PhD» и строго следующий принципам Лиссабонской Конвенции и Болонской декларации. С 2001 года университет приступил к реализации кредитной технологии обучения, обеспечивающей студентам выбор индивидуальной образовательной траектории и преподавателей. В соответствии с приказом Министерства образования и науки РК № 341 от 10.06.2006 г. «О проведении эксперимента в базовых вузах по внедрению экспериментальных программ» университет, начиная c 2006-2007 учебного года осуществляет обучение студентов по дистанционной образовательной технологии (ДОТ).

Подготовка специалистов ведется на государственном и русском языках по 22 специальностям бакалавриата, 19 специальностям магистратуры и 11 специальностям докторантуры PhD. При университете функционирует Технолого-экономический колледж, который готовит специалистов среднего звена по 17 специальностям.

Общий количественный состав контингента на 2013-2014 учебный год составляет более 9000 человек.

Инфраструктура университета включает 4 современных учебных корпуса, 2 спортивных комплекса, 5 общежития для студентов и сотрудников. Общая площадь учебных, научных и социальных объектов университета составляет 70702,76 кв.м.

В АТУ действуют Офис-регистратора, служба эдвайзеров-кураторов, учебно-методическое управление, управление послевузовского образования, управление науки, управление качества и аккредитации, управление международных отношений и академической мобильности, служба содействия трудоустройству выпускников. Постоянно осуществляется мониторинг качества проведения занятий, социальные опросы студентов, ППС, выпускников, работодателей, направленные на улучшение качества образовательных услуг. Для реализации компетентностной модели разработаны образовательные гибкие модульные программы по всем уровням обучения. Особое внимание уделяется проблемам подготовки кадров на государственном языке, освоению иностранных языков обучающимися и ППС. Функционируют при институте повышения квалификации и переподготовки кадров курсы повышения квалификации для ППС, сотрудников, практических работников Алматинского региона и республики в целом, языковые курсы для обучающихся и ППС, подготовительные курсы для абитуриентов.

Во время обучения должны быть сформированы умения и навыки, позволяющие выпускникам университета оптимально интегрироваться в производственную деятельность. Это возможно только в условиях действующих предприятий соответствующего профиля, поскольку большинство ситуаций, с которыми придется столкнуться специалистам, нельзя смоделировать искусственно. В связи с этим все виды практик организуются на ведущих предприятиях на основе договоров о сотрудничестве. Подбор корпоративных партнеров осуществляется в соответствии со специализацией обучающихся. В качестве баз практики используются также научно-исследовательские институты и лаборатории.

В АТУ гармонично сочетаются традиционное образование с новыми формами и методами обучения, в том числе и информационными технологиями, опирающимися на использование автоматизированных обучающих систем, систем автоматизированного проектирования и регулирования (САПР).

Проводимая университетом инновационная политика потребовала внедрения новых принципов организации внутренней информационной среды, содействующей повышению эффективности управления ресурсами. Стремление университета повысить оперативность получения информации, ее обработки и использования в академических целях позволило создать полноформатный Web-сайт (www.atu.kz), разработать программный комплекс по формированию баз данных, автоматизации процессов, поддержанию электронного документооборота и др. Наряду с этим университетом широко используются лицензионные программы по обеспечению операционных систем семейства Windows, систем антивирусной защиты, бухгалтерской отчетности и т.д.

Связь между удаленными корпусами университета осуществляется за счет оптоволоконных каналов связи провайдера по технологии VPN. Таким образом, создан безлимитный канал передачи данных между корпусами и подразделениями университета для оперативного и эффективного доступа к внутренним информационным ресурсам и обмена информацией.

Полностью осуществлен переход от использования отдельных компьютеров и разрозненных сегментов локальной сети к полноценной закрытой внутривузовской компьютерной сети.

Для увеличения числа пользователей локальной сети и интернета среди сотрудников и студентов, проведены мероприятия по внедрению беспроводных технологий доступа (WiFi) к сети университета.

При службе разработки дидактических средств создана студия записи видео лекций, отсняты и смонтированы за 2013 год около 100 видео лекций. Продолжение этой работы позволит достигнуть общего количества видео-лекций 800-850 к 2020 году.

Количество виртуальных лабораторных работ, используемых в учебном процессе, на начало 2013-2014 учебного года составило 27. За счет планомерного приобретения готовых работ в других организациях и создания новых работ сотрудниками вуза, в том числе в процессе дипломного проектирования, планируется увеличение их количества до 80 в 2020 году.

Расширение компьютеризации населения и повышение квалификации преподавателей АТУ позволит планомерно увеличить долю он-лайн занятий и других современных методов обучения в учебном процессе поэтапно к концу периода до 20% от всех видов занятий со студентами дистанционного обучения. В настоящее время 25% преподавателей прошли подготовку и переподготовку по дистанционным и электронным технологиям обучения. Запланирована и ведется работа по открытию при ИПКиПК АТУ курсов подготовки ППС по ДОТ. Это позволит обеспечить 100% подготовку преподавателей к концу периода.

2012–2013 учебный год явился для АТУ годом новых творческих, учебных и научных достижений, а именно:

– в Национальном рейтинге АТУ вошел в 20-ку лучших вузов Казахстана из 133 вузов страны и занял 4-ое место среди лучших технических вузов Казахстана;

– по результатам общегосударственных рейтингов предприятий РК АТУ вручен Национальный сертификат «Лидер Казахстана-2013» за значительный вклад в развитие отрасли и экономики Казахстана;

– АТУ вошел в ТОП-10 предприятий-лидеров, занял в номинации «Показатель ликвидности» 3-е место по Республике Казахстан и 2-е место по г. Алматы;

– в рамках Оксфордского Саммита Лидеров по итогам международного конкурса «Наука и Образование» среди университетов мира АТУ победил в 2-х номинациях: «Лучший инновационный проект» и в номинации «Лучший студент»;

– в рейтинге образовательных программ вузов Казахстана, специальности АТУ занимают:

1 место: 5B072600–Технология и конструирование изделий легкой промышленности;

1 место: 5B072700–Технология продовольственных продуктов;

1 место: 5B072800–Технология перерабатывающих производств;

2 место: 5B072400–Технологические машины и оборудование;

3 место: 5B070100–Биотехнология;

3 место: 5B012000–Профессиональное обучение;

4 место: 5B070300–Информационные системы;

4 место: 5B072100–Химическая технология органических веществ;

4 место: 5B042100–Дизайн;

7 место: 5B070400–Вычислительная техника и программное обеспечение;

8 место: 5B073200–Стандартизация, сертификация и метрология;

11 место: 5B050900–Финансы.

– в Международном рейтинге вузов стран СНГ и Прибалтики, составленном консалтинговой компанией QS (Великобритания) и Международной информационной группой «Интерфакс» (Россия) АТУ вошел в рейтинг Топ–91+ среди 500 вузов стран СНГ и Прибалтики, а также занял 7 место среди вузов Казахстана;

– решением Аккредитационной комиссии агентства ASIIN от 15.07.2013 г. выданы сертификаты аккредитации, сроком до 30 сентября 2017 года четырем основным профильным образовательным программам бакалавриата АТУ:

5B072600 – «Технология и конструирование изделий легкой промышленности» (Technology and Design of Light Industry Products);

5B072700 – «Технология продовольственных продуктов» (Technology of Food Production);

5B072800 – «Технология перерабатывающих производств» (Crop Processing Technology);

5B073300 – «Технология и проектирование текстильных материалов» (Technology and Design of Textile Materials).

Нацеленность университета на информатизацию образования обусловила стратегию развития Научной библиотеки, которая, располагая традиционными читальными залами (5 ед.), абонементами выдачи литературы (3 ед.), каталогами, книгохранилищами, расширилась за счет открытия Центра электронных ресурсов (2 ед.). В результате этого увеличились общая площадь библиотеки (1538,2 кв.м), количество посадочных мест в залах (550 ед.), объем книжного фонда (862249 экз.).

Библиотека университета располагает справочно-библиографическим аппаратом, который представляет собой систему традиционных (карточных) каталогов и электронного каталога на издания, поступившие в библиотеку с 2000 года. Регулярно пополняясь, электронные каталоги позволяют осуществлять поиск информации в разрезе авторов, заглавий, тем, рубрик, ключевых слов, типов изданий, учебных дисциплин. На сегодняшний день электронный каталог включает более 380000 записей. Наряду с этим регулярно формируются бюллетени новых поступлений книг и периодических изданий, которые направляются в читальные залы и кафедры университета. Библиотечно-библиографические процессы работы автоматизированы с помощью информационно-библиотечной программой Marc SQL.

В университете создана локальная сеть, обеспечивающая доступ кафедр, деканатов, подразделений к библиотечному электронному каталогу (www.library.atu.kz). Данный сайт библиотеки дает возможность шире пропагандировать материалы библиотеки: электронный каталог, электронные ресурсы, базы данных статей и др.

В библиотеке функционируют два центра электронных ресурсов, где пользователям предоставляется возможность работать с электронной информацией: осуществление поиска по электронному каталогу библиотеки, доступ к электронным базам данных.

В Центрах открыт доступ ко всем ресурсам сети Интернет, доступ только читателям АТУ (www.rmeb.kz) в Республиканскую межвузовскую электронную библиотеку, где предоставлены электронный каталог и полнотекстовые базы данных учебников, учебно-методических пособий, статей.

Профессорско-преподавательский состав.Профессорско-преподавательский состав является главным ресурсом при реализации задач и обеспечении миссии АТУ. В связи с этим университет уделяет повышенное внимание подбору, подготовке и переподготовке кадров. Общее количество ППС составляет 443 человек, из которых 381 являются штатными (86%). Общее количество докторов наук – 53, из них штатные 45, докторов PhD – 5, из них штатные – 4, кандидатов наук – 165, из них – 150 – штатные, магистров – 138, из них штатные – 119. Доля ППС с учеными степенями и званиями – 51%.

Анализ качественного состава научно-педагогического персонала показывает, что доля ППС, имеющих ученую степень и звание, соответствует нормативному уровню. В число ППС входят 2 академика и 2 член-корреспондента НАН РК, 10 академиков и 6 член-корреспондента других академий.

Средний возраст ППС 45 лет, средний возраст преподавателей с учёными степенями и званиями – 46 лет.

За достижения в области науки и образования в 2013 году сотрудники АТУ отмечены наградами Правительства и МОН Республики Казахстан.

ППС АТУ ежегодно принимает участие в конкурсе на звание «Лучший преподаватель вуза», проводимом МОН РК. Число обладателей государственного гранта «Лучший преподаватель вуза»: 2007 г. – 3; 2008 г. – 1; 2009 г. – 3; 2010 г. – 4,2011 г. – 5,2013 – 2.

В АТУ успешно реализуется программа МОН РК по приглашению ведущих зарубежных ученых для чтения лекций и консультаций для обучающихся в магистратуре и докторантуре PhD. Так, в 2012-2013 учебном году 18 профессоров из вузов Европы, России, Украины и Юго-Восточной Азии посетили АТУ для проведения лекций, семинаров, мастер-классов и консультаций по актуальным вопросам отраслей пищевой, перерабатывающей, легкой промышленности и индустрии гостеприимства по программе МОН РК «Гостевые лекции». Также, АТУ посетили 19 профессоров из университетов-партнеров.

Значительное внимание руководством уделяется повышению квалификации ППС, прохождению ими переподготовки и стажировки в зарубежных образовательных и научных организациях. Данные по повышению квалификации ППС за последние годы говорят о том, что в университете этому аспекту деятельности уделяется достаточное внимание и из года в год количество преподавателей, прошедших повышение квалификации растет: 2008-2009 уч. год – 55 (13,85%); 2009-2010 уч. год – 125 (31,55%); 2010-2011 уч. год – 129 (32,46%); 2011-2012 уч. год – 137 (34,1%), 2012-2013 уч. год – 142 (35,5%).В АТУ также уделяется большое внимание обмену опытом работы ППС в учебных заведениях зарубежных стран, заключению и реализации договоров для продолжения совместных работ в области науки и техники. За последние три года 54 профессоров и преподавателей АТУ в целях повышения квалификации прошли международную стажировку в США, Великобритании, Болгарии, Австрии, Швейцарии, Польше, Чехии, Италии, Венгрии, Турции, Испании, Черногории, Корее, Индии, Китае, Германии и в странах ближнего зарубежья.

Система менеджмента.В структуру университета входят: 5 факультетов, 18 кафедр, 14 из которых специализированные, институт повышения квалификации и переподготовки кадров, три научно-исследовательских института, Технолого-экономический колледж, семь управлений, офис регистратора, научная библиотека и др. Организационно-управленческая структура университета подчинена идеям реализации стратегических целей и эффективного управления, обеспечивает оптимальный процесс принятия решений и реального исполнения.

Коллегиальными органами управления университета являются Ученый совет, научно-методический и научно-технический советы. Функционируют Попечительский совет и Ассоциация выпускников, которые уполномочены вносить рекомендации и проводить экспертизу соответствия образовательной деятельности АТУ, его миссии и стратегии требованиям рынка труда. В состав общественных институтов АТУ на добровольной основе входят известные учёные и педагоги, представители производства и бизнес-структур, выпускники. Существует практика проведения совместных заседаний Попечительского совета и кафедр АТУ по вопросам совершенствования учебных программ, разработки актуальных элективных курсов, расширения базы практик, проведения учебных занятий на производстве. Данная работа способствует демократизации системы управления в АТУ.

На сегодняшнем этапе развития система управления университета ориентирована на развитие стратегического планирования, использование современных методов менеджмента, многостороннюю внутреннюю оценку качества, корпоративное обучение и непрерывное улучшение.

Составной частью стратегического планирования является Политика в области качества, которая отражает основные обязательства по качеству образовательных услуг. Стратегические цели и задачи вуза ежегодно проецируются на все уровни структурных подразделений и находят выражение в планах конкретных действий и мероприятий с указанием сроков выполнения и ответственных. В числе первых 10 вузов Казахстана в 2005 году университет внедрил, сертифицировал и продолжает успешно развивать систему менеджмента качества (СМК). Данная система ориентирована, в первую очередь, на формирование благоприятной образовательной, воспитательной и научной среды. Она является мощным инструментом для достижения высоких результатов в организации учебного процесса, повышения качества обучения студентов, соблюдения законодательных требований, а также подготовки к внешним оценочным процедурам. В область распространения и сертификации СМК включено высшее и послевузовское образование. В управлении вузом сегодня выделен и документирован 35 бизнес-процесс, внедрена система мониторинга их показателей. Для совершенствования своей деятельности университет использует различные формы самооценки: самооценка в ходе подготовки к аттестации, институциональной и программной аккредитации, самооценка на соответствие критериям премии Президента РК «Алтын Сапа», самооценка образовательных программ на соответствие критериям рейтинговых агентств. В вузе внедрена и успешно функционирует процедура внутреннего аудита. Систематические проверки осуществляют более 25 сертифицированных специалистов. Внедрена система потребительского мониторинга: систематически проводятся опросы преподавателей, сотрудников, работодателей, студентов и их родителей. В целях информационной поддержки разработана и используется система Web-анкетирования.

В целях формирования позитивного имиджа университет ежегодно участвует в рейтингах вузов, образовательных программ и национальных бизнес рейтингах предприятий.

Данный показатель является одним из лучших показателей хозяйствующих субъектов и подтверждается элитарными почетными знаками отличия Национального бизнес рейтинга.

АТУ вручен Национальный сертификат «Лидер Казахстана 2013» за значительный вклад в развитие отрасли и экономики Казахстана.

Опыт университета показывает, что направления, выбранные для совершенствования системы менеджмента, способствуют изменению качественного уровня образования, повышению эффективности деятельности, росту удовлетворенности потребителей, укреплению престижа и конкурентоспособности университета.

Научно-исследовательская работа и международное сотрудничество.

Научная работа в университете осуществляется в соответствии с Программой стратегического развития страны «Казахстан–2050», Законами РК «О науке», «Об образовании», стратегическим планом развития и годовыми планами НИР, с учетом приоритетных направлений, обозначенных Президентом страны Назарбаевым Н.А. Научно-исследовательская деятельность университета направлена на разработку конкурентоспособных научных разработок, содействие в реализации индустриально-инновационной стратегии страны и северного региона Казахстана, повышение качества высшего образования через инновации и внедрения результатов научных исследований и новых технологий.

Формирование научных направлений исследований в университете ведется в соответствии с государственной стратегией индустриально-инновационного развития страны.

В университете определено 7 основных направлений научных исследований:

• Прогрессивные технологии хранения и переработки сельхозпродукции для создания продуктов питания повышенной пищевой и биологической ценности;

• Инженерия в пищевой, легкой и текстильной промышленности;

• Химические, биологические и экологические аспекты безопасности пищевых производств;

• Моделирование, конструирование, технология и безопасность изделий текстильной и легкой промышленности, товаров народного потребления;

• Проблемы обеспечения конкурентоспособности национальной экономики;

• Исследования в области естественных, социально-гуманитарных и общественно-политических наук;

• Инновационные технологии в образовании.

За период 2007-2013 гг. в университете было реализовано 37 финансируемых проектов (с учетом переходящих НИР), из которых 7 международных программ, проектов и грантов. Помимо этого, исследования проводились по 46 инициативным темам в соответствии с индивидуальными планами работ преподавателей.

Общий объем финансирования за последние три года по указанным проектам и программам составил 254936278 тенге.

Согласно Планам международных и республиканских научных и научно-технических мероприятий на 2012 и 2013 годы в АТУ были проведены 2 международные и 2 республиканские научно-практические конференции.

В работе конференции приняли участие свыше 860 участников из 12 стран мира: Казахстана, Великобритании, Болгарии, Испании, Италии, Чехии, Кореи, России, Украины, Белоруссии, Кыргызстана и Узбекистана. Среди них – руководители вузов и научных центров, министерств и ведомств, послы зарубежных стран, видные ученые, представители научного и образовательного сообщества, руководители бизнес-структур.

В 2012-2013 учебном году по университету учеными было опубликовано 860 научных трудов, в том числе 8 монографий, 58 учебников и учебных пособий и 137 работ было опубликовано за рубежом (48 статей и 89 докладов конференций). Ученые университета начинают публиковаться в изданиях дальнего зарубежья, индексируемых в различных базах данных. В 2012-2013 учебном году учеными университета было опубликовано 11 статей, выходящих в РИНЦ, 5 статей, входящих в базу данных Scopus и Thomson Reutors.

В университете с 2012 года издается научный журнал «Вестник Алматинского технологического университета», который входит в Перечень научных изданий для публикаций основных результатов диссертаций по техническим наукам. Журнал зарегистрирован в Международном центре по регистрации сериальных изданий (ЮНЕСКО, г. Париж, Франция) с присвоением международного номера ISSN 2304-568Х.

Практика использования инновационного подхода к научным исследованиям в университете позволяет наиболее полно реализовать научный потенциал вуза и наладить устойчивую связь между важнейшими составляющими инновационной цепи - наукой и производством. Результативностью такого подхода является развитие коммерциализации университетской науки, и как следствие усиление внедренческой деятельности.

Повышение инновационности научных разработок достигается увеличением количества результатов НИР, внедренных в производство с получением инновационных патентов: всего в 2012-2013 году в производство внедрена 31 научная разработка ученых АТУ.

Содействие инновационной деятельности осуществляет открытый в 2011 году в АТУ по результатам конкурсного отбора АО «НАТР» МИиНТ РК офис коммерциализации. Через офис коммерциализации в декабре 2012 года 3 проекта ученых АТУ получили финансовую поддержку от АО «НАТР».

Инновационная деятельность также оценивается количеством полученных охранных документов и поданных заявок по ним. Количество выданных охранных документов на научные разработки ППС и научным работникам в 2012-2013 учебном году составило 32, из которых 31 – инновационные патенты РК и 1 – патент на промышленный образец.

Организация и планирование научно-исследовательской работы студентов (НИРС) в вузе осуществляется в соответствии с «Положением о НИРС», утвержденным 04 сентября 2008 года.

В 2012-2013 учебном году численность студентов, участвующих в течение года в научно-исследовательской работе, составила около 800 человек.

Научные достижения наших ученых широко представлены на международном уровне.

АТУ, как и многие казахстанские вузы, является активным участником процесса интернационализации образовательных программ, что подразумевает, помимо студенческой и преподавательской мобильности, реформу программ и учебных планов, сотрудничество в научно-исследовательской сфере, открытое дистанционное обучение без границ, региональное и зарубежное сотрудничество высших учебных заведений.

В 2010 году в г. Болонья (Италия) АТУ подписана Великая Хартия Университетов, являющаяся основой для важнейшего документа в системе высшего образования Европы - Болонской Декларации, принятой в 1999 году 29 министрами европейских государств. Подписание Великой Хартии Университетов (Magna Charta Universitatum) открывает АТУ новые горизонты и возможности дальнейшего развития в соответствии с принципами Болонской Декларации.

Университет с каждым годом становится признаваемым в мировом образовательном пространстве, накапливая международный авторитет. АТУ является членом Международной ассоциации университетов (IAU), Союза Евразийских университетов (EURAS), Международной ассоциации по обмену студентами по техническим специальностям (IAESTE), тесно сотрудничает с Британским Советом в Казахстане, Германской службой академических обменов (DААD), Институтом Гете, Американским Советом по Образованию и Американским Советом по международным исследованиям (IREX), аккредитованными в РК Посольствами зарубежных государств.

Международные связи развиваются в рамках более чем 80 договоров и соглашений с ведущими вузами и научно-образовательными центрами. Университет реализует политику активного вовлечения профессорско-преподавательского состава, сотрудников и обучающихся в международные проекты и программы для реализации совместных научных и образовательных программ с университетами дальнего и ближнего зарубежья и является активным участником международных программ и инициатив Евросоюза: Темпус, Эрасмус Мундус, FP7, DAAD, БОЛАШАК, IAESTE, в рамках которых за последние пять лет более 120 студентов бакалавриата и магистратуры АТУ обучались и проходили практику за рубежом, а свыше 70 зарубежных студентов прошли летние курсы в АТУ. Более 50 преподавателей прошли зарубежную стажировку.

С целью расширения международного обмена опытом, информацией и идеями в университете ежегодно проводятся научно-практические и научно-методические конференции, семинары, выставки, конкурсы. За последние 5 лет на базе университета было проведено более 30 научно-практических и научно-методических конференций, тренинг-семинаров, круглых столов различного уровня.

За последние годы в вузе заметно интенсифицировалась академическая мобильность, что проявилось в активном участии в целом ряде международных и национальных программ и проектов, расширении сотрудничества на основе двусторонних договоров.

В фазе активной реализации находится программа «Двойного образования» с Техническим университетом прикладных наук г. Вильдау (Германия), где в настоящее время 8 студентов АТУ проходят обучение в бакалавриате по специальностям «Биоинформатика», «Телематика», «Экономическая информатика».

Воспитательная работа. Приоритетными направлениями воспитательной работы в университете являются: воспитание патриотизма, формирование общей политической и правовой культуры, развитие общественно-политической активности, повышение уровня гражданского участия и лидерских навыков, духовно-нравственное воспитание, формирование здорового образа жизни, поддержка талантливой молодежи. Воспитательная работа на факультетах координируется заместителями деканов факультетов по учебно- воспитательной работе и эдвайзерами. На факультетах организована деятельность информационно-пропагандистских групп, проводятся круглые столы, конференции, посвященные Посланиям Президента РК Н.Назарбаева народу Казахстана. Студенты университета являются активными участниками общественно-политической жизни южного региона страны. В воспитательном процессе применяется самый широкий спектр форм и методов работы: индивидуальные беседы эдвайзеров-кураторов, кураторские часы, дни кафедр в общежитиях, встречи с выдающимися представителями науки, культуры и спорта, коллективное посещение музеев и театров, вовлечение молодежи в различные клубы, кружки и секции по интересам. В результате проведенных плановых комплексных мероприятий обучающиеся Алматинского технологического университета занимают лидирующие позиции в культурно-массовой и спортивной жизни города.

В университете созданы все условия для всестороннего развития личности студента, формирования активной жизненной позиции и реализации интеллектуальных и лидерских способностей, непрерывного развития творческих способностей студентов, приобщения их к достижениям отечественной и мировой культуры; воспитание интеллигентности; установление культа нравственности, высокого художественного вкуса; формирование ценностных ориентиров, патриотизма, устойчивых нравственных принципов и норм.

Выявлению и поддержке творческих способностей содействуют отдел молодежной политики, Совет молодежи, Комитет по делам молодежи факультетов, студенческий профсоюзный комитет, дебатные клубы «Клуб Мастеров Слов»; «Жастар», танцевальный ансамбль «Қарлығаш», домбровый оркестр «Домбыра дастан», спортивные секции и другие клубы по интересам. В целях соблюдения правопорядка в учебных корпусах и общежитиях университета создан «Студенческий отряд по поддержанию правопорядка СТОП».

Традиционно проводимые культурно-массовые мероприятия («Я патриот - АТУ», Брейн-ринг и др.) способствуют утверждению в сознании и чувствах обучающихся социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважение к Конституции Республики, законности, нормам общественной и коллективной жизни, привитию обучающимся чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов государства – Герба, Флага, Гимна Республики Казахстан.

В целях укрепления и сохранения лучших традиций, существующих в университете, идет подготовительная работа по созданию виртуальных клубов по интересам, где обучающиеся могли бы обмениваться сообщениями за пределами города, страны.

В динамичном современном обществе перед образованием встает задача формирования у молодых людей готовности к деятельности в условиях постоянной изменчивости социальной среды, к жизни в разнообразном и конфликтном мире, уметь строить и анализировать свои действия, соотносить их с собственными и общественными ценностными ориентациями. Для решения психологических проблем студента призван способствовать центр социально – психологической службы. Основными направлениями деятельности центра должны стать психопрофилактическая, психодиагностическая, консультативная и развивающая психокоррекционная работа. Открытие центра запланировано на 2015 год.

Культура здорового образа жизни является неотъемлемым качеством общественно-значимой личности. Формирование этой культуры понимается как направленная деятельность коллектива университета на создание в нем социально-адаптированной системы, содействующей гармоничному духовному и физическому развитию студентов, укреплению их здоровья, совершенствованию их физической активности, ориентированной на будущую профессиональную деятельность. В целях формирования мотивации на здоровый образ жизни, имеющиеся секции спорта к 2014 году планируется объединить в спортивный клуб.

Развитие и совершенствование работы органов студенческого самоуправления является одним из необходимых условий современного развития вузовского сообщества. К 2016 году планируется создать управление по делам молодежи на базе действующих структурных подразделений по вопросам воспитательной работы. Основной целью работы управления, будет являться координация воспитательной работы.

На данный момент в работе общественных организаций принимает участие 1% от общего количества обучающихся, к 2020 году планируется, что он возрастет до 4%.

Организована и действует система поощрения студентов и сотрудников за достижения в разных сферах деятельности, проводятся мероприятия по поддержанию корпоративной культуры. Ежегодно отличникам учебы и студентам из малообеспеченных семей присуждаются гранты ректора АТУ.

Материально-техническая база. Университет обладает развитой материально-технической базой и современной инфраструктурой, обеспечивающей эффективное сопровождение учебного процесса и комфортные условия работы, обучения и проживания. Создание эффективной инфраструктуры образования является необходимым условием успешного выполнения университетом своей миссии – подготовка высококвалифицированных специалистов и проведение научных исследований на основе интеграции образования, науки, производства и лучшего международного опыта для кадрового и научно-инновационного обеспечения пищевой, перерабатывающей и легкой промышленности, бизнеса, туризма и индустрии гостеприимства Республики Казахстан.

Университет располагает 4 учебными корпусами общей площадью 43031 кв.м. Учебно-лабораторная база и аудиторный фонд соответствуют контингенту студентов и реализуемым образовательным программам.

Материальные ресурсы специализированных кабинетов представлены компьютерной техникой, лингафонным оборудованием, аудио-, видеооборудованием, фоно-, видеотеками, интерактивными досками, мультимедийными проекторами, копировально-множительной техникой, цифровыми телекамерами, программными продуктами, учебно-лабораторным и производственным оборудованием, спортивным инвентарем, учебной мебелью. Общее количество компьютеров в университете составляет 1280 единиц. Повышая эффективность использования информационных ресурсов, руководство университета создает условия для внедрения мультимедийных технологий, которые содействуют формированию информационной культуры преподавателей и студентов. В течение последних пяти лет было открыто 55 мультимедийных аудиторий, предназначенных для проведения учебных занятий с использованием электронных продуктов. Это позволило изменить методические подходы к обучению студентов и значительно расширить их возможности в использовании современных информационных ресурсов.

Для проведения учебных занятий используются спортивные залы: игровые площадки с искусственным покрытием, волейбольные, баскетбольные площадки, спортивная площадка с беговыми дорожками.

Ежегодно к новому учебному году проводится дополнительный закуп необходимого оборудования и инвентаря в соответствии с заявками структурных подразделений Университета, ремонт и подготовка аудиторного фонда.

Общая площадь спортивных сооружений АТУ (корпус №1 и №3) составляет 3051,96 Научно-исследовательская работа и международное сотрудничество. - student2.ru Иногородние студенты обеспечены местами в 5-х студенческих общежитиях, общей площадью 24619,8 кв.м. В общежитиях имеются жилые секции, которые оборудованы санузлом и мойкой, комнаты отдыха с телевизорами, читальные залы, душевые, прачечные, бытовые комнаты, оборудованные электроплитами.

Для обеспечения учебно-методической литературой, бланочной документацией функционирует редакционно-издательский отдел с современным оборудованием. Общественные мероприятия проводятся в двух актовых залах, оснащенных звуковой и осветительной техникой. Работает служба охраны труда и техники безопасности, отдел по чрезвычайным ситуациям. В вузе действует пропускной режим. Общественный порядок и сохранность материальной базы обеспечивает служба охраны. Техническую эксплуатацию и ремонт зданий осуществляют службы и отделы административно - хозяйственной части университета.

Связь с регионом. Сфера присутствия АТУ распространяется на южный регион Казахстана и целиком охватывает Алматинскую область. Потребителями вуза являются все отрасли экономики и социальной сферы области, для которых университет готовит специалистов. Вуз является основным «поставщиком» кадров для предприятий пищевой, перерабатывающей, легкой отраслей промышленности, а также индустрии гостеприимства.

К внешним вызовам, которые вуз учитывает при определении стратегии развития, относятся также задачи развития региона. В региональной и мировой экономике Алматинская область позиционируется как международный финансовый, туристический спортивный центр, центр транспортно-логистических и торгово-сервисных услуг национального, а впоследствии международного значения. К основным задачам региона, соотносимым с задачами в сфере профессионального образования, относятся: совершенствование подготовки специалистов с высшим и средне профессиональным образованием, развитие прикладных научно-исследовательских и проектных разработок в данном секторе промышленности, обеспечение социального партнерства между бизнесом, государством и образованием в процессе адаптации населения к требованиям экономики, сертификация и аккредитация функционирующих на территории области высших учебных заведений в соответствующих профильных международных ассоциациях учебных заведений.

Преподаватели и сотрудники вуза принимают активное участие в жизни общества, в развитии культуры и науки города, области и региона. К основным формам такого участия относятся:

– участие ППС в областных и региональных комиссиях в разных областях образования, промышленности и экономики;

– оказание консультативной помощи организациям и производствам;

– организация и участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях разного масштаба;

– освещение деятельности университета в средствах массовой информации области и республики;

– участие в деятельности общества по охране окружающей среды;

− культурная и просветительная работа творческих коллективов университета.

Трансформация вуза в исследовательский университет. Процесс трансформации АТУ в исследовательский университет предусматривает внедрение новой модели обучения, предусматривающей генерацию знаний, проведение широкого спектра исследований, эффективную систему подготовки и переподготовки кадров для высокотехнологичных секторов экономики, отлаженную систему коммерциализации научных результатов. Формирование современной инновационной структуры является одним из важнейших направлений университета сегодня, которое позволит вузу достичь статуса исследовательского университета. Университет обладает достаточным потенциалом для перехода на статус исследовательского.

3. SWOT-АНАЛИЗ. Анализ текущего состояния деятельности АТУ позволяет выделит следующие слабые и сильные стороны, а также возможности и угрозы для развития.

Сильные стороны:

– лидерские позиции в регионе, высокий уровень конкурентоспособности и позитивный имидж вуза на рынке образовательных услуг РК;

– устойчивая система управления;

– сложившиеся академические традиции вуза;

– четкая система распределения ответственности;

– сочетание государственной и внебюджетной систем финансирования;

– развитая система мониторинга и управления образовательными ресурсами;

– высокий уровень информационно-технического обеспечения;

– высокий уровень применения информационных технологий в учебном процессе и управленческой деятельности;

– высокий уровень обеспечения информационными ресурсами и учебно- методической литературой;

– отлаженная система привлечения студентов к научно-исследовательской работе;

– наличие системы оценки качества работы ППС и материального поощрения за достижения высоких результатов;

– создание условий постоянного профессионального роста ППС и сотрудников;

– устойчивое финансовое положение;

– высокий уровень материально-технической базы.

Слабые стороны:

– недостаточная интеграция образования, науки и производства, относительно низкий компонент коммерциализации вузовской науки;

– невысокая активность участия ППС в финансируемых международных программах, грантовых проектах;

– недостаточное участие работодателей в проектировании и реализации образовательных программ;

– слабый уровень студенческого самоуправления;

– недостаточная связь с зарубежными вузами по двудипломному образованию;

– слабый уровень владения ППС иностранными языками.

Благоприятные возможности:

– наличие государственных ориентиров и приоритетов развития образовательной, научной и социально-культурной деятельности вузов;

– индустриальное развитие южного региона Казахстана;

– востребованность высшего образования в регионе;

– обеспечение законодательной основы для реализации принципов корпоративного управления;

– создание в республике условий для развития академической мобильности обучающихся и ППС;

– наличие мотивационных факторов для аккредитации образовательных программ;

– возможность расширения спектра образовательных программ магистратуры и докторантуры;

– ориентированность образовательного и научно-исследовательского процесса на потребности региона;

– наличие законодательной базы для перехода на новый уровень интеграции образования, науки и производства;

– наличие современных методов менеджмента для повышения эффективности использования финансовых, информационных, физических и трудовых ресурсов;

– развитие социального партнерства, привлечение работодателей для организации практик студентов и магистрантов, трудоустройства выпускников;

– усиление интеграционных процессов в образовательной среде, способствующих расширению сотрудничества с вузами и НИИ стран ближнего и дальнего зарубежья.

Угрозы:

– негативное влияние демографической ситуации в РК на показатели количественных и качественных сторон набора студентов;

– низкий уровень мотивации труда научных работников в системе высшего образования РК и девальвация научных степеней и званий;

– старение ППС, вероятность нехватки квалифицированных преподавателей и их оттока;

– снижение уровня платежеспособности населения;

– нестабильность доходов сторон, заинтересованных в квалифицированных кадрах и результатах научных исследований (промышленных предприятий, субъектов малого и среднего бизнеса СКО);

– высокие темпы изменения законодательных и нормативных правил, регламентирующих образовательную деятельность.

Анализ глобальных тенденций. Содержание Стратегии развития АТУ определяется следующими тенденциями развития системы образования в целом:

– реформы системы образования в рамках Болонского процесса;

– университетское образование приобретает черты поликультурного образования;

– объединение университетов с промышленными комплексами, стремление к интеграции разных типов высших учебных заведений в научно-образовательные мегаполисы;

– внедрение новых моделей финансирования высшего образования;

– формирование международных рейтингов, возрастание конкуренции в университетской среде;

– развитие международной мобильности студентов;

– изменение характера преподавания;

– возрастание значения обеспечения качества, акцент на «результаты» высшего образования;

– формирование исследовательской среды, при которой исследовательские университеты находятся на вершине академической системы и непосредственно участвуют в глобальной сети знаний;

– распространение информационных и коммуникационных технологий.

Наши рекомендации