Рыночный спрос, рыночное предложение и факторы их определяющие. Понятие рыночного равновесия. Излишек потребителя и излишек производителя.

Цена, спрос и пред­ложение являются основными элементами рыночного механизма.

Спрос как экономическая категория характеризует объем товаров, которые потребитель желает и может купить.

Функция спроса — это взаимосвязь между нашим желанием иметь тот или иной товар (спросом на товар) и определяющими его факторами.

Общая функция спроса может быть выражена следующим образом: Qd=f(P,I,T,Ps,Pc,N),

где Qd — объем спроса (quantity);

Р — цена товара (price);

I — доход (income);

Т — вкусы и предпочтения потребителей (tastes);

Рs — цена заменяемых товаров (substitutes — субститутов);

Pc, — цена дополняемых товаров (complement — комплементов);

N — количество покупателей данного товара.

· в микроэкономическом анализе цена выступает в своем первозданном виде — как пропорция обмена одного товара на другой.

· с ростом дохода спрос потребителя будет изменяться: он будет возрастать на товары, которые потребитель высоко ценит, и сни­жаться на те из них, которые для потребителя менее ценны.

· Чем больше при данном уровне дохода число потребителей на рынке, тем больше объем спроса на любой товар при вся­кой цене.

· Труд и производственное оборудование могут быть как взаимозаменяемыми, так и взаимодополняе­мыми элементами затрат в зависимости от конкретной ситуации. Два товара определяются как взаимодополняемые или взаимозаменяе­мые в зависимости от того, как меняется спрос на один товар с изменением цены другого. Снижение цены одного из двух взаимозаменяемых товаров уменьшает спрос на другой, тогда как для взаимодополняемых товаров имеет место противоположное.

Если все факторы, кроме первого (цены данного товара— Р) неизменны. Тогда объем спроса будет зависеть только от цены (Р):

Qd = f(P).

Между ценой товара и его количеством, которое желают приобрести потребители, существует следующая зависимость: чем ниже цена на товар, тем больший спрос будет предъявлен на него, и, наоборот, с повышением цены количество тех, кто согласится покупать товар, будет уменьшаться – закон спроса.

График функции спроса от цены (D). Кривая спроса показывает, какое количество товара потребители купят при разных ценах. Обычно предполагается, что кривая спроса имеет отрицательный наклон – обратная зависимость между объемом и ценой.

Рыночный спрос, рыночное предложение и факторы их определяющие. Понятие рыночного равновесия. Излишек потребителя и излишек производителя. - student2.ru Рис. 3-2. Кривая спроса

В основе закона спроса лежит, во-первых, психология покупателя, склонного большие объемы товара покупать по более низкой цене, чем по более высокой (подтверждением этого является кривая спроса), а во-вторых, подчинение потребления закону убывающей предельной полезности, в соответствии с которым последующие единицы конкретного товара приносят все меньшее удовлетворение. В-третьих, действие закона спроса связано с эффектом дохода и эффектом замещения.

Исключения из закона спроса: предметы роскоши, товары Гиффена (предметы первой необходимости, занимающие значительную часть потребления бедных слоев населения), случай, когда покупатели судят о качестве товара по его цене.

Изменениецены блага влияетна объем спроса черезэффект замены и эффект дохода.

Эффект дохода связан с тем, что изменение цены блага равнозначно изменению реального дохода (покупательной способности).

Эффект замены одного блага другим возникает в результате относи­тельного изменения цен (потребитель не станет на весь свой доход поку­пать товар, цены на который снизились).

• Для определения одного эффекта необходимо элиминировать влияние эффекта дохода.

• Для определения эффекта дохода необходимо элиминировать влияние эффекта замены.

Рыночный спрос, рыночное предложение и факторы их определяющие. Понятие рыночного равновесия. Излишек потребителя и излишек производителя. - student2.ru Существуютдва способа разложения общего эффекта увеличения спроса при снижении цены наэффект дохода и эффект замены, которые были предложены английским экономистом Дж.Хиксом и русским мате­матиком и экономистом Е. Е.Слуцким. Они отличаются тем, как опре­деляется реальный доход. Согласно Хиксу, постоянный реальный доход подразумевает, что потребитель остается на той же кривой безразличия, поскольку он обеспечивает один и тот же уровень удовлетворения по­требностей. Согласно Слуцкому, реальный доход остается постоянным тогда, когда доход потребителя не меняется и позволяет ему, если он хочет, приобрести прежний набор товаров по новой цене.

Эффект замены и эффект дохода по Хиксу представлены на рис. 6-15 и 6-16.

Эффект замены и эффект дохода могут изменяться в разных направле Прежде всего отметим, что эффект замены всегда отргщателен: сни­жение цены товара ведет к увеличению его потребления, и наоборот. При этом потребление другого товара или группы товаров характеризуется обратным движением. Эффект дохода может быть отрицательнымдля нормальных товаров (рис. 6-17, а) и положительнымдля некачествен­ных товаров (чем выше реальный доход потребителя, тем в меньшей степени он будет склонен к приобретению таких товаров). Вместе с тем для большинства некачественных товаров отрицательный эффект замены превышает положительный эффект дохода, так что общий эффект замены цены будет все же отрицательным (рис. 6-17, б). Лишь в случае стова­рами Гиффенаположительный эффект дохода превышает отрицательный эффект замены (рис. 6-17 в.)

Рыночный спрос, рыночное предложение и факторы их определяющие. Понятие рыночного равновесия. Излишек потребителя и излишек производителя. - student2.ru

Рыночный спрос, рыночное предложение и факторы их определяющие. Понятие рыночного равновесия. Излишек потребителя и излишек производителя. - student2.ru

Как уже отмечалось, Слуцкий иначе трактует понятие реального дохода, чем Хикс. По Хиксу, потребитель после изменения цен стремится сохранить прежний уровень удовлетворения потребностей, тогда как в модели Слуцкого постоянство реального дохода достигается при таком его уровне, который обеспечивает потребителю возможность приобрести после изменения цен тот же самый набор товаров, что и до изменения.

На рис. 6-18 показано, что в случае повышения цены товара Х до уровня Рх1 оптимум потребителя смещается из точки Е1, в точку Е2, (потребитель приобретает меньше товара X, но несколько увеличивает потребление вара У). Далее на графике показана новая бюджетная линия, параллельная линии I/Py-I/Px1 , которая проходит через точку E1, соответствующую оптимальному набору товаров Х и Y при прежней цене. Она показывает, каким должен быть доход, необходимый для приобретения прежнего бора товаров Х и У при удорожании товара Х с Рx до Рx1.

Эта бюджетная линия коснется более высокой кривой безразличия U3 в точке E3. Это означает, что потребитель выбрал бы набор E3 в том случае, если бы его доход был равен I. В действительности же он выбирает набор Е2, поскольку цена товара Х повысилась. Повышение цены стимулирует замену товара Х товаром Y: (Х13) — эффект замены, а (Х32) — эффект дохода, который показывает, что при повышении Рх рост потребления товара Y будет обеспечен за счет сокращения потребления товара X.

Рыночный спрос, рыночное предложение и факторы их определяющие. Понятие рыночного равновесия. Излишек потребителя и излишек производителя. - student2.ru

Для нормальных благ - объем потребления(спрос) возрастает при увеличении дохода. При снижении цены на низкокачественное благо эффект дохода дей­ствует в направлении, противоположном эффекту замещения, причем в случае с товаром Гиффена эффект дохода перевешивает эффект заме­щения и общий эффект оказывается отрицательным.

Излишек потребителя: потребитель платит за каждую единицу то­вара одинаковую цену, равную предельной полезности последней, наименее ценной для него единицы; это значит, что на каждой единице товара, предшествующей этой последней, потребитель получает не­которую выгоду. За 1ед товара покупатель готов заплатить 80р, за 2-ю – 60, за 3-ю – 40. Предельная полезность последней определяет рыночную стоимость всех трех единиц товара, то есть 40р. Покупатель тратит 120р, хотя по индивидуальным оценкам полезности готов был заплатить 180р. Излишек потребителя – разница между суммой денег, которую потребитель был согласенуплатить, и той, суммой, которую он реально уплатил.Чем ниже цена (больше количество), тем больше величина излишка потребителя.

Концепция излишка потребителя широко используется неокласси­ческой школой при графическом анализе проблем налогообложения, монополистического ценообразования.

Излишек производителя – разница между ценой, по которой производитель был готов продать товар, и той, по которой реально продал. (При равновесии определенное кличество производителей продали по цене выше, чем готовы были продать.)

Предложение на рынке является результатом производства и отражает желание производителей продавать свой товар. Как правило, цель продажи — получение прибыли. Поэтому все продавцы стремятся продать свой товар по самой высокой цене, и, чем выше цена, тем большее количество товара будет предложено для продажи. На этом основании мы можем определить характер функции предложе­ния от цены. Она имеет следующий вид:

QS=f(P), где Q, — объем предложения; Р — цена товара.

Для построения графика на оси абсцисс откладываются точки, характеризующие объем предложения, а на оси ординат — цены предложения.

Кривая предложения.

Рыночный спрос, рыночное предложение и факторы их определяющие. Понятие рыночного равновесия. Излишек потребителя и излишек производителя. - student2.ru

Объем предложения товара увеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении - закона предложения. Надо иметь в виду, что функция предложения от цены есть частный случай более общей функции предложения. Рассмотрим, какие еще факто­ры влияют на предложение товара, кроме цены самого товара.

В результате мы получимобщую функцию предложении,котораяимеет следующий вид:

QS=f(P,PS,PC,Pres,K,T,N),

где Р — цена продаваемого товара;

РSC — цены взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров;

Pres — цены ресурсов и факторов производства;

К — уровень технологии, т. е. способ производства товара, ис­пользуемый в данном виде деятельности;

Т — налоги, субсидии (Тax);

N — количество продавцов данного товара.

Все эти факторы являются внешними детерминантами предложения и имеют объективный, т. е. не зависящий от производителя продукции, характер.

В случае изменения этих факторов произойдетсмещение кривой предложения, что означает не изменение объема предложения, аизменение самого предложения.

· Увеличение цены на товар субститут, увеличение налогов, S влево.

· Увеличение цены на товар комплемент, предоставление субсидий, S вправо.

Рыночный спрос, рыночное предложение и факторы их определяющие. Понятие рыночного равновесия. Излишек потребителя и излишек производителя. - student2.ru Заметим, что смещение кривой предложения под воздействием выше­перечисленных факторов в экономическом смысле отражает измене­ние издержек производства данного товара. Так, предоставление суб­сидий или снижение налогов означает удешевление производства, и, следовательно, производители при той же цене смогут предложить больше данного товара. Напротив, при росте цены на альтернативный товар (субститут) произойдет увеличение объема его предложения, что, вероятно, будет сопровождаться ростом спроса на факторы его произ­водства, а значит, повышением цен. В этом случае издержки производст­ва нашего товара повысятся (так как выросли цены на факторы произ­водства), что снизит наше желание предлагать этот товар при каждой данной цене.

Какой из этого следует вывод? Кривая рыночного предложения — это фактическикривая цены предложения, поскольку она отражает издержки производства того или иного товара. Чем больше объем выпускаемой продукции, тем при прочих равных условиях выше издержки его произ­водства, поскольку рост спроса на ресурсы повлечет за собой повышение их цены. Именно поэтому большее количество товара продавцы готовы предлагать лишь по более высоким ценам.

Таким образом,цена предложения — это минимальная цена, по которой продавцы согласны продавать на рынке данное количество товара. По цене ниже этой продавцы предлагать данное количество товара не могут, поскольку им не позволяют издержки производства. Следова­тельно,чем ниже цена предложения, тем меньшее количество товаров поступает на рынок, потому что у многих производителей затраты выше этой цены. Напротив,чем выше цена предложения, тем острее конкуренция на рынке (так как больше фирм предлагают свой товар на продажу).

Если наложить друг на друга два графика, обозначающие рыночный спрос и рыночное предложение одного и того же товара, получим график, показывающий одновременное поведение спроса и предложения интересу­ющего нас товара. В точке пересечения Е спрос количественно равен предложению (Q1) и цена Р1 выступает как уравновешивающая цена, или цена равновесия.

При более высокой цене Р2 возника­ет избыток предложения над спросом (равный по величине отрезку АВ). Этот избыток в результате конкуренции про­давцов будет способствовать снижению цены. При цене ниже уравновешиваю­щей (Р3) спрос превышает предложение (отрезок CF) и возникает дефицит това­ра на рынке. В этом случае излишек спроса и конкуренция покупателей бу­дут толкать цену вверх. Лишь в точке Е достигается равновесие сил и устойчи­вая цена, которая может сохраняться в краткосрочном периоде, пока не изме Рыночный спрос, рыночное предложение и факторы их определяющие. Понятие рыночного равновесия. Излишек потребителя и излишек производителя. - student2.ru нятся какие-либо параметры, определяющие спрос и предложение.

Важно подчеркнуть, что при цене равновесия устанавливается равен­ство не покупок и продаж - такое равенство существует при любой цене. При цене равновесия количество продукции, в пределах которой потреби­тели намерены продолжать делать закупки, будет соответствовать тому ко­личеству продукции, которое производители намерены продолжать поставлять на рынок - отсутствует тенденция к по­вышению или понижению цены.

Частичное равновесие – на рынке одного товара, общее равновесие на рынке. В со­стоянии экономического равновесия хозяйствующий субъект - будь то от­дельный производитель, фирма или покупатель - не имеет стимулов к из­менению своего экономического поведения.

Наши рекомендации