Классификация конкурентного поведения

Конкуренцию можноклассифицировать по нескольким основаниям:

По масштабам развития конкуренция может быть:

1) индивидуальной (один участник рынка стремится занять “свое место под солнцем” - выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);

2) местной (ведется среди товаровладельцев какой-то территорий);

3) внутриотраслевой (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);

4) межотраслевой (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);

5) национальной (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);

6) глобальной (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).

Похарактеру развития конкуренция подразделяется на:

1) свободную

2) регулируемую.

Свободная конкуренция означает, во-первых, что на рынке имеетсямножество независимых товаровладельцев, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах. Во-вторых, никем и ничемне ограничен доступ на рынок и такой же выход из него всех желающих. Это предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применит” свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации (умаления прав) и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. В-третьих, предприятия никак не участвуют в контроле за рыночными ценами.

Свободная конкуренция, естественно, соответствует периоду классического капитализма. В более полной мере она проявилась, пожалуй, только в Англии и лишь в XIX в. Свободное соперничество в современных условиях - редкое явление. Так, в высокоразвитых странах такое явление можно обнаружить, например, на рынке ценных бумаг и на поприще рыночного состязания фермеров.

Пометодам ведения рыночное соперничество делится на:

1) ценовую (рыночные позиции соперников подрываются посредством снижения цен)

2) неценовую (победу одерживают путем повышения качества продукции, лучшего обслуживания покупателей и т. п.).

По субъектам рынка:

1) конкуренция между продавцами;

2) конкуренция покупателями.

В конце прошлого века английский экономискт А. Маршал, признанный основоположник теории рыночного ценообразования, рассуждал о двух типах конкуренции:

1) созидательная;

2) разрушительная.

По характеру отношений с партнерами выделяют, бывает конкуренция:

1) Добросовестная - при которой соблюдаются правовые и этические нормы взаимоотношений с партнерами.

2) Недобросовестная - технический шпионаж, подкуп работников конкурента, ложная реклама, самовольное использование чужого товарного знака, копирование внешнего оформления товара другой фирмы и т.п.

И, наконец, наиболее важная, в экономической теории, классификацию рынков. Признаком, положенным в основу этой классификации, является степень влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену.

1) Совершенная конкуренция, если ни один из продавцов (покупателей) не способен оказать существенное влияние на цену товара.

Совершенная конкуренция – структура рынка, при которой однородный продукт производится большим количеством независимых друг от друга производителей, причем каждый из них не может повлиять на рыночную цену путем изменения объемы выпуска продукции, так как его доля продаж на рынке мала. Говорят, что в этом случае производитель является «ценополучателем», так как цену ему устанавливает сам рынок.

2) Несовершенная конкуренция, если это условие не соблюдается, то конкуренция является несовершенной.

2.1. Монополия (чистая монополия). В отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара и очень сильно влияет на цены. Сила монополиста тем больше, чем выше входные барьеры в отрасль и чем меньше товаров-заменителей у данного товара. В реальной экономике развитых стран чистая монополия — такая же абстракция, как и совершенная конкуренция. Всегда есть опасность потенциальной конкуренции или конкуренции иностранных производителей.

Существует несколько видов монополии в производстве товаров. В экономической литературе выделяют:

1) монополию за счет самовозрастания капитала (классическая, исторически возникшая монополия в виде трестов, концернов, синдикатов и т.п.);

2) естественная монополия (может быть технологической – метро, ж.д. и т.д., а может быть государственной – например, эмиссия денег);

3) временная монополия (возникает в эпоху научно-технических открытий);

4) монополия, обусловленная дифференциацией продукции;

5) монополия в экономике с административно-командным управлением.

2.2. Монопсония - монополия на стороне покупателя (один покупатель и множество продавцов)

2.3. Двусторонняя монополия - рыночная ситуация, когда единственному покупателю противостоит единственный продавец.

2.4. Олигополия — в отрасли имеется незначительное количество производителей. В этой ситуации производители могут вести себя различными способами:

а) не учитывать поведения других производителей, как и при совершенной конкуренции;

б) пытаться предвидеть поведение других производи­телей;

в) вступать в сговор с другими производителями.

2.5. Дуополия (два продав­ца).

2.6. Олигопсония - рыночная структура с несколькими покупателями.

2.7. Монополистическая конкуренция с дифференциа­цией продукта. В отрасли может быть много продавцов, но предлагаемые ими товары неоднородны с точки зрения покупателей (не выполняется условие (2) для совершенной конкуренции). Эта ситуация наиболее характерна для рын­ков развитых стран. Данная группа взаимозаменяемых товаров производится большим числом независимых друг от друга производителей, однако товары (взаимозаменяемые!) отличаются друг от друга некоторыми характеристиками (внешним видом, упаковкой, местом продажи и т.п.). Отличия могут быть реальными или мнимыми. Но производитель здесь может изменить цену не опасаясь, что его постоянные клиенты (покупатели) уйдут от него.

Наши рекомендации