Барьеры входа и выхода. Естественные монополии.

Входные и выходные барьеры часто оказывают заметное влияние на бизнес. Первые позволяют некот. компаниям защититься от конкурентов (или мешают выйти на новый рынок), а вторые иногда служат настоящей преградой, заставляющей компанию оставаться на невыгод-ном для себя рынке (или просто продлевая ее пребывание на нем).

Входные барьеры 1) Эффект масштаба.Данный эффект охватывает сразу же достаточно много моментов. Во-первых, это издержки, кот. у действующей компании с солидной долей рынка будут заметно <, чем у новичка. Во-вторых, это объем инвестиций, кот. придется вложить новой компании, чтобы закрепиться на рынке. Чем > инвестиций понадо-бится, тем меньше вероятность появления компании.

2) Клиентская база.В некот. видах бизнеса все взаимодействие с клиентами осуществляется посредством базы клиентов. Это вполне актуально, скажем, для b2b отрасли. Естественно, у новичка такой базы, скорее всего, нет. И это налагает на него определенные проблемы при старте. 3) Известный бренд.Наличие на рынке известного бренда, естественно, подрывает желание компании выходить на него. Тягаться по рекламным возможностям с ним будет очень сложно, да и понадобится немало времени на это. Так что наличие бренда у компании (или ситуации, когда сама компания является брендом) является серьезным конкурентным преимуществом. 4) Высокая стоимость смены поставщика.Вполне нормальная ситуация, когда на рынке появл. более выгодное предложение, но клиент существующей компании не собирается изме-нять ей по той простой причине, что издержки на смену поставщику окажутся слишком боль-шими. Напр., авиакомпании начисляют своим клиентам бесплатные мили, когда те летают на их самолетах. Это один из примеров высокой стоимости смены поставщика, ведь тогда все бесплатные мили будут утеряны. В мире CRM-систем это могут быть серьезные затраты на внедрение новой системы. 5) Проблемы с распределением товара.Возможна ситуация, в кот. компания, дейст-вующая на рынке, сделает все, чтобы новички не получили доступ к дистрибьюторам. Добиться этого можно совершенно разными способами, начиная от заключения эксклюзивного соглаше-ния с дистрибьюторами и заканчивая их поглощением. 6) Компоненты и сырье.Здесь дело обстоит примерно таким же образом, как и в предыдущем случае. Объяснять подробнее особого смысла не имеет. 7) Патенты.Наличие патентов может серьезно помочь компании, находящейся на рынке. Новые конкуренты вполне могут попасться на том, что будут использовать запатентованную технологию. Многие отрасли бизнеса, конечно, вряд ли могут похвастаться важностью для них патентов. Но вот в других ситуация совсем иная. Вплоть до того, что конкуренты не могут из-за патента появиться в принципе. Самой известной отраслью в этом плане является фармацевтика. 8) Возможность снижения цен.Если издержки позволяют, то компания вполне может снизить цены, чтобы раздавить новичка. Такой подход часто применяется в бизнесе. Правда, надо понимать, что он не обязательно особенно обрадует саму компанию, так как поднять цены к предыдущему уровню будет достаточно проблематично.

9) Выгодное место продаж.В некоторых сферах бизнеса успешность продаж определяет место. В таком случае, если существующая компания уже заняла удачное место, не оставив новичкам ничего хорошего в остатке, говорить о появлении конкурентов становится бессмысленно.

Выходные барьеры. 1) Выходные пособия.В данной ситуации компания не спешит закрывать убыточное подразделение по той простой причине, что выплата выходных пособий кажется ей слишком непосильной ношей. Это вполне нормальная ситуация, лишенная, к сожалению, здравой логики. Да, издержки закрытия есть. С этим ничего не поделаешь. Но продолжение работы не принесет ничего хорошего. Разве что новых проблем.

2) Списание заводов, оборудования и так далее.В данном случае компанию ждут одни лишь потери, связанные со списание дорогостоящего оборудования. 3) Имидж.В некот. лу-чаях компании боятся закрыть убыточное произв-во по той простой причине, что это негативно отразится на их имидже. На самом деле все не совсем так. Даже фондовый рынок знает ситуации, когда акции компании росли после закрытия того или иного производства.

4) Профсоюзы и государств. вмешательство.В некот. ситуациях профсоюзы могут по-мешать закрытию убыточного предприятия. Кроме того, не стоит забывать про возможность госуд-го вмешательства, кот. всегда существует.

Естественные монополии - предприятия, объединенные единой сбытовой организацией, состояние товарного рынка, при кот. удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологич. особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

22. Монополистическая конкуренция: сущность и основные отличия от совершенной конкуренции. Дифференциация продукта и неценовая конкуренция.

Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.

Монополистическая конкуренция является не только наиболее распространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено точной абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое здесь зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и стратегию развития производителя, предсказать которые практически невозможно, а также от природы стратегического выбора, имеющейся у фирм данной категории.

Таким образом, большинство предприятий мира можно назвать монополистически конкурентными.

Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими особенностями:

а) Наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей), но не большего, чем при совершенной конкуренции.

б) Невысокие барьеры для вступления в отрасль. Это не означает, что открыть монополистическую конкурентную фирму легко. Такие сложности, как проблемы с оформлением регистраций, патентов и лицензий имеют место.

в) Чтобы выжить на рынке в долгосрочном периоде, монополистически конкурентной фирме необходимо производить разнородную, дифференцированную продукцию, отличающуюся от той, предлагаемой фирмами-конкурентами. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например по химическому составу);

г) Совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка;

Преимущественно неценовая конкуренция, крайне незначительно может влиять на общий уровень цен. Рекламирование продукции важно для развития.

Барьеры входа и выхода. Естественные монополии. - student2.ru Дифференциация продукции

Дифференциация продукта — мнимые или действительные различия в аналогичных товарах, производимых фирмами-конкурентами. Формы дифференциации продукта достаточно разнообразны. Они обусловлены не только качеством peaлизуемого товара, но также географическим положением места продажи, условиями послепродажного обслуживания, рекламой, упаковкой и пр.

Неценовая конкуренция — метод конкурентной борьбы, в основу которого положено не ценовое превосходство над конкурентами, а достижение более высокого качества, технического уровня, технологического совершенства.

Неценовая конкуренция основана на предложении товара более высокого качества, с большей надёжностью, более длительными сроками службы и другими более совершенными потребительскими свойствами. Существенную роль в неценовой конкуренции играют: оформление, упаковка, последующее техническое обслуживание, реклама.

От неценовой конкуренции следует отличать скрытую ценовую конкуренцию, которой фирмы вводят новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.

Наши рекомендации