Информация государственного органа по управлению туризмом'

♦ начисленная номинальная среднемесячная заработная плата работаю­
щих в сфере туризма;

♦ количество посетителей туристских ресурсов.

Располагая всеобъемлющей и достоверной информацией о развитии ту­ризма, государство имеет возможность постоянно анализировать состояние

этой сферы, выявлять тенденции, происходящие в этом секторе экономики, определять перспективы, а также оценивать его реальный вклад в экономи­ку страны.

Туристское предприятие как юридическое лицо характеризуются сле­дующими экономическими показателями:

♦ выручка от реализации туристских продуктов и услуг, в том числе, экс­
порт-импорт;

♦ себестоимость реализованных товаров (работ, услуг), в том числе;

- затраты на оплату труда;

- материальные затраты;

♦ материальные затраты на 1 рубль произведенных товаров (работ, услуг);

♦ расходы на оплату труда, затраченного на 1 рубль произведенных товаров
(работ, услуг);

♦ среднесписочная численность работников;

♦ фонд оплаты труда;

♦ прибыль от реализации;

♦ балансовая прибыль;

♦ прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия;

♦ рентабельность;

♦ кредиторская задолженность;

♦ дебиторская задолженность;

♦ средства, находящиеся на расчетном (валютном) счете предприятия;

♦ коэффициент текущей ликвидности;

♦ коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами.

Эти показатели рассчитываются туристскими предприятиями для анали­за, оценки и планирования хозяйственно-финансовой деятельности, а также могут быть использованы для получения государственной поддержки в виде предоставления отсрочки, рассрочки уплаты налогов, сборов и таможенных платежей, налогового кредита, установления нормативного распределения выручки.

Характеристика, содержание и расчет этих показателей представлены в последующих главах.

Эффективность функционирования туристских фирм в системе рыночной экономики во многом зависит от способности адаптироваться к быстроменя­ющейся рыночной конъюнктуре. В анализе их деятельности не последнюю роль играет правильное определение их рейтинга.

Рейтинг представляет собой интегрированный показатель, характеризу­ющий место отдельной фирмы в общей их совокупности. Особую значимость рейтинг приобретает при обосновании конкурентоспособности фирмы на рынке. Важное значение имеет расчет следующих финансовых показателей:

♦ деловой активности. Иллюстрирует, насколько эффективно турист­
ская фирма использует свои средства;

♦ рентабельности. Показывает, насколько прибыльна деятельность ту­
ристской фирмы;


Экономика туризма

♦ ликвидности. Позволяет определить способность предприятия опла­
тить свои краткосрочные обязательства в течение отчетного периода;

♦ структуры капитала или платежеспособности. Характеризует сте­
пень защищенности интересов кредиторов и инвесторов, имеющих долго­
срочные вложения в фирму, и отражает способность туристской фирмы пога­
шать дебиторскую задолженность;

♦ рыночной активности. Определяет стоимость и доходность акций фирмы.

Тренировочные задания

1. Известно, что превышение выездов над въездами создает отрицатель­
ное сальдо. Эта ситуация характерна даже для таких развитых стран, как
Германия, Дания, Голландия. Определите и сформулируйте положительные
и отрицательные стороны этого явления. Каковы пути его преодоления?

2. Определите основные факторы, формирующие развитие туризма. Ка­
кой вид туризма выгоднее развивать для нашего государства?

Тест

1. Какой признак взят за основу в качестве классификационного при
группировке хозяйствующих субъектов в соответствии с выполняемыми
ими функциями:

а) принадлежности к производственной, непроизводственной сфере;

б) территориальный;

в) отраслевой;

г) вид экономической деятельности?

2. Что понимается под экономической деятельностью;

а) отдельный вид деятельности, имеющий признаки умственного труда;

б) вид деятельности, обеспечивающий производство продукта;

в) вид деятельности, направленный на сбыт продукта;

г) сочетание действий, приводящих к получению определенного набора
продукции или услуг?

3. Что представляет собой туризм:

а) путешествие с целью отдыха;

б) вид экономической деятельности;

в) активные формы восстановления умственных и физических способнос­
тей человека;

г) способ проведения свободного времени.

4. Как проявляется сущность туризма:

а) посредством процесса организации тура;

б) по способам туристского обслуживания;

18 Экономика туризма

в) посредством специфики деятельности туристского агенства;

г) по средствам, видам, формам?

5. Что представляет собой конечный результат туристской деятельности:

а) товар;

б) услугу;

в) туристский продукт;

г) туристскую путевку?

6. Отличительные признаки туристского продукта как товара:

а) потребительная стоимость;

б) неосязаемость;

в) стоимость.

7. Назовите основные составляющие турпакета:

а) размещение, транспорт, питание;

б) трансфер, размещение, развлечение;

в) питание, размещение, транспорт;

г) место назначения, транспорт, размещение.

8. Каковы экономические выгоды прямого действия туризма на экономи­
ку страны:

а) рекреационное воздействие;

б) поступление валюты;

в) занятость;

г) укрепление мира?

9. Чем измеряется эффективность развития туризма:

а) количеством обслуженных туристов;

б) объемом продаж;

в) прибылью, рентабельностью?

10. Определите основные показатели развития туризма на макроуровне:

а) количество ночевок;

б) объем обслуживания;

в) поступление;

г) количество посещений;

д) количество поездок.



Экономика туризма


Наши рекомендации