Структура и классификация рынков.
Наличие товарного производства объективно обусловливает появление такой экономической категории как рынок и развитие рыночной экономики. Рынок можно рассматривать в узком и широком смысле слова. В узком смысле рынок –это место купли-продажи товаров, заключения торговых сделок. В этом определении присутствует пространственный аспект. С экономической точки зрения рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения.
В широком смысле слова рынок рассматривают как тип хозяйственных связей между экономическими субъектами. Рынок выступает в качестве сложного механизма функционирования экономики, основанного на использовании разнообразных форм собственности, товарно-денежных отношений и финансово-кредитной системы.
В современной экономической литературе понятие «рынок» употребляется в различных значениях. Во-первых, как совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег. Во-вторых, как обмен, организованный по законам товарного производства и обращения. В-третьих, как система отношений по поводу обмена результатами производства и обращения. В-четвертых, как механизм взаимодействия покупателей и продавцов, т.е. как отношение спроса и предложения. В-пятых, как сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей.
Рынок представляет собой форму функционирования экономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления через обмен, куплю-продажу товаров и услуг. Рынок как экономическая категория неразрывно связан с обменом. Обмен в этом смысле следует рассматривать как процесс создания определенных общественных отношений между производителями и потребителями по поводу движения результатов труда, полученных для удовлетворения общественных (а не собственных) потребностей.
Важнейшими условиями возникновения и развития рынка являются:
1) общественное разделение труда и специализация производителей, т.е. обособление различных видов производственной деятельности по функциональному, технологическому, профессиональному и квалификационному признакам;
2) экономическая обособленность (хозяйственная автономия) субъектов рынка (как отдельный собственник производитель сам распоряжается факторами производства, сам решает, что, сколько, как и для кого производить, сам распоряжается результатами своего труда);
3) свободный обмен ресурсами (первоначально он имел натуральный характер: один товар обменивался на другой. Проблемы натурального обмена при расширении хозяйственных связей разрешаются с появлением денег. С участием денег обмен приобретает, следовательно, товарно-денежную форму).
Рынок можно рассматривать как систему, а любая система представляет собой взаимосвязь элементов. Основными элементами рынка являются:
1) продавцы и покупатели, которые формируются в процессе общественного разделения труда, когда одни производят товар, а другие – потребляют его;
2) экономическая обособленность (хозяйственная автономия) товаропроизводителей, которая обусловлена частной формой собственности;
3) рыночные цены, которые, во-первых, складываются в результате рыночной конъюнктуры под влиянием спроса и предложения, во-вторых, определяют сферу действия рыночных отношений на данный товар, производимый в данном географическом районе;
4) спрос и предложение;
5) конкуренция. А. Смит назвал ее «невидимой рукой» рынка, благодаря которой «эгоистические побуждения отдельных индивидов в виде собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества, служат поступательному движению экономики». Основная функция конкуренции заключается в том, чтобы определить величину экономических регуляторов, которыми выступают цены, норма прибыли, процента и т.д.;
6) рыночная инфраструктура.
Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях.
1. Регулирующая функция. С помощью рынка устанавливаются основные микро- и макропропорции в экономике, в производстве и обмене. Эта функция проявляется в том, что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы производства и повышают цены и наоборот.
2. Информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг, поставляемых на рынок.
3. Стимулирующая. При понижении цен производители сокращают производство, одновременно изыскивая возможности снижения издержек путем внедрения новой техники, технологии, совершенствования организации труда.
4. Санирующая. С помощью рыночных механизмов воздействия происходит освобождение общественного производства от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, рынок поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных предприятий.
5. Ценообразующая. Поступающие на рынок товары и услуги одного назначения содержат неодинаковое количество материальных и трудовых затрат, но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель.
6. Посредническая, т.е. рынок выступает своеобразным посредником между товаропроизводителями и потребителями.
Рынок имеет довольно сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы экономики. Структуру рынка можно рассматривать по следующим критериям:
1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений:
- рынок товаров и услуг (рынок средств производства, предметов потребления, информации, различных услуг и т.д.);
- рынок рабочей силы;
- финансовый рынок (денежный, валютный, рынок капиталов, кредитов, ценных бумаг);
- рынок недвижимости (рынок жилья, нежилой недвижимости, земли).
2. По пространственному признаку:
- городские (местные);
- региональные;
- межрегиональные;
- национальные;
- международные (мировые).
3. По степени ограниченности конкуренции:
- монопольные;
- олигопольные;
- монополистической конкуренции;
4. По видам субъектов рыночных отношений:
- розничной торговли – когда покупателями выступают отдельные граждане;
- оптовой торговли – когда в качестве покупателей и продавцов выступают предприятия и организации;
- государственных закупок – когда покупателем выступает государство, а продавцами – производители (предприятия ВПК, фермеры, фармацевтические компании и т.д.).
5. По степени соблюдения законности:
- легальные, официальные;
- нелегальные, «теневые», «черные» и т.д.
6. По степени организованности:
- организованные (открытые, публичные, конкурентные рынки, на которых операции совершаются в соответствие с правилами, установленными государством и соглашениями его участников);
- неорганизованные (подразумевают любые формы дискриминации).
7. По характеру обращения товаров:
- первичные – когда на рынок выносится новый товар;
- вторичные – купля-продажа уже находившихся в обращении товаров.
Рынок как историческая форма хозяйствования имеет преимущества и недостатки.
Таблица 2 – Преимущества и недостатки рынка
Как формы хозяйствования