Выбор объема производства на долговременном этапе

На долговременном этапе фирма может изменять все используемые факторы производства, включая размер предприятия. Она может свернуть производство (т. е. вый­ти из дела) или же производить новые виды продукции (т. е. войти в дело). Так как нас интересует конкурент­ный рынок, мы допускаем свободный вход и свободный выход из дела. Другими словами, мы предполагаем, что фирмы могут войти или выйти из дела без каких-либо законодательных ограничений или начальных, связанных со вступлением в дело, издержек, помимо прямых издер­жек производства и инвестиций в новые производственные фонды.

Рис. 8.13 показывает, как конкурентная фирма прини­мает долговременное, максимизирующее прибыль решение по объему производства. Как и на краткосрочном от­резке, она сталкивается с горизонтальной кривой спроса (на рис. 8.13 фирма принимает рыночную цену в 40 долл. как заданную). Ее краткосрочная кривая средних валовых издержек SAC и краткосрочная кривая предельных издер­жек SMC расположены достаточно низко, чтобы фирма

LMC

LAC

P=MR

Выбор объема производства на долговременном этапе - student2.ru

Выпуск

Рис. 8.13. Оптимизация объема производства фирмы на долго­временном отрезке

могла иметь положительную прибыль, показанную прямо­угольником ABCD, при объеме производства qi, где SMC = = MR. Долговременная кривая средних издержек LAC от­ражает положительный эффект масштаба для всех объемов выпуска продукции вплоть до qi и отрицательный эф­фект масштаба при более высоких объемах производ­ства. Долговременная кривая предельных издержек LMC пересекает долговременную кривую средних издержек в точке Q2 — точке долговременных минимальных средних издержек. ,

Если фирма полагает, что рыночная цена останется в 40 долл., она решает увеличить размер своего произ­водства, чтобы достичь объема выпуска Qa, при котором долговременные предельные издержки равны цене 40 долл. Когда такое расширение завершено, предельная при­быль фирмы возрастет с AB до EF, а ее валовая при­быль возрастет с ABCD до EFGD. Объем производст­ва qa максимизирует прибыль фирмы, потому что при любом более низком объеме производства (скажем, q2> предельный доход от дополнительного производства выше предельных издержек и желательно дальнейшее расши­рение. Но при любом объеме производства выше qa пре­дельные издержки больше предельного дохода, и поэтому дополнительное производство приведет к сокращению при­были. В итоге на долговременном этапе конкурентная фирма максимизирует свою прибыль при таком объеме производства, при котором долговременные предельные издержки равны цене.

Заметим, что чем выше рыночная цена, тем более высокую прибыль может получить фирма. Соответственно когда цена продукта падает с 40 до 30 долл., то же самое происходит с прибылью фирмы. При цене в 30 долл. объем производства фирмы, максимизирующий прибыль, находится в точке q2 — точке минимальных долговре­менных средних издержек. В этом случае фирма зараба­тывает нулевую экономическую прибыль. Как мы покажем ниже, это означает, что вкладчики капитала получают конкурентный доход с инвестированного капитала.

НУЛЕВАЯ ПРИБЫЛЬ

Как мы видели в гл. 7, очень важно проводить различия между фактической и экономической прибылью. Фактическая прибыль измеряется разницей между дохо­дами и издержками фирмы, включающими действитель-

ные затраты и амортизационные отчисления. Экономи­ческая прибыль принимает в расчет вмененные издерж­ки. Разновидностью таких вмененных издержек является прибыль, которую владельцы фирмы могут получить, если их капитал инвестирован куда-нибудь еще.

Фирма, имеющая отрицательную экономическую при­быль, должна решить вопрос, оставаться ли ей в деле, если она не рассчитывает на улучшение финансового положе­ния. Однако фирма, получающая нулевую прибыль, из де­ла может не выходить, так как нулевая экономическая прибыль означает, что фирма все-таки получает реаль­ную прибыль на инвестированный капитал. Конечно, вкладчикам капитала хотелось бы иметь положительную экономическую прибыль, т. е. то, что стимулирует пред­принимателей к развитию и коммерциализации новых идей. Но на конкурентном рынке, как мы увидим, эко­номическая прибыль тяготеет к нулю. Эта тенденция оз­начает не то, что фирмы в отрасли работают неэф­фективно, а то, что сама отрасль является конкурентной.

Наши рекомендации