Выбор объема производства на долговременном этапе
На долговременном этапе фирма может изменять все используемые факторы производства, включая размер предприятия. Она может свернуть производство (т. е. выйти из дела) или же производить новые виды продукции (т. е. войти в дело). Так как нас интересует конкурентный рынок, мы допускаем свободный вход и свободный выход из дела. Другими словами, мы предполагаем, что фирмы могут войти или выйти из дела без каких-либо законодательных ограничений или начальных, связанных со вступлением в дело, издержек, помимо прямых издержек производства и инвестиций в новые производственные фонды.
Рис. 8.13 показывает, как конкурентная фирма принимает долговременное, максимизирующее прибыль решение по объему производства. Как и на краткосрочном отрезке, она сталкивается с горизонтальной кривой спроса (на рис. 8.13 фирма принимает рыночную цену в 40 долл. как заданную). Ее краткосрочная кривая средних валовых издержек SAC и краткосрочная кривая предельных издержек SMC расположены достаточно низко, чтобы фирма
LMC
LAC
P=MR
Выпуск
Рис. 8.13. Оптимизация объема производства фирмы на долговременном отрезке
могла иметь положительную прибыль, показанную прямоугольником ABCD, при объеме производства qi, где SMC = = MR. Долговременная кривая средних издержек LAC отражает положительный эффект масштаба для всех объемов выпуска продукции вплоть до qi и отрицательный эффект масштаба при более высоких объемах производства. Долговременная кривая предельных издержек LMC пересекает долговременную кривую средних издержек в точке Q2 — точке долговременных минимальных средних издержек. ,
Если фирма полагает, что рыночная цена останется в 40 долл., она решает увеличить размер своего производства, чтобы достичь объема выпуска Qa, при котором долговременные предельные издержки равны цене 40 долл. Когда такое расширение завершено, предельная прибыль фирмы возрастет с AB до EF, а ее валовая прибыль возрастет с ABCD до EFGD. Объем производства qa максимизирует прибыль фирмы, потому что при любом более низком объеме производства (скажем, q2> предельный доход от дополнительного производства выше предельных издержек и желательно дальнейшее расширение. Но при любом объеме производства выше qa предельные издержки больше предельного дохода, и поэтому дополнительное производство приведет к сокращению прибыли. В итоге на долговременном этапе конкурентная фирма максимизирует свою прибыль при таком объеме производства, при котором долговременные предельные издержки равны цене.
Заметим, что чем выше рыночная цена, тем более высокую прибыль может получить фирма. Соответственно когда цена продукта падает с 40 до 30 долл., то же самое происходит с прибылью фирмы. При цене в 30 долл. объем производства фирмы, максимизирующий прибыль, находится в точке q2 — точке минимальных долговременных средних издержек. В этом случае фирма зарабатывает нулевую экономическую прибыль. Как мы покажем ниже, это означает, что вкладчики капитала получают конкурентный доход с инвестированного капитала.
НУЛЕВАЯ ПРИБЫЛЬ
Как мы видели в гл. 7, очень важно проводить различия между фактической и экономической прибылью. Фактическая прибыль измеряется разницей между доходами и издержками фирмы, включающими действитель-
ные затраты и амортизационные отчисления. Экономическая прибыль принимает в расчет вмененные издержки. Разновидностью таких вмененных издержек является прибыль, которую владельцы фирмы могут получить, если их капитал инвестирован куда-нибудь еще.
Фирма, имеющая отрицательную экономическую прибыль, должна решить вопрос, оставаться ли ей в деле, если она не рассчитывает на улучшение финансового положения. Однако фирма, получающая нулевую прибыль, из дела может не выходить, так как нулевая экономическая прибыль означает, что фирма все-таки получает реальную прибыль на инвестированный капитал. Конечно, вкладчикам капитала хотелось бы иметь положительную экономическую прибыль, т. е. то, что стимулирует предпринимателей к развитию и коммерциализации новых идей. Но на конкурентном рынке, как мы увидим, экономическая прибыль тяготеет к нулю. Эта тенденция означает не то, что фирмы в отрасли работают неэффективно, а то, что сама отрасль является конкурентной.