Результаты макроэкономической политики при плавающем валютном курсе в условиях высокой мобильности капитала
Фискальная политика. Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (рис. 3.16) увеличивает совокупный спрос (кривая IS перемещается к IS1) и уровень дохода до Y1, импорт, снижает чистый экспорт и формирует пассивное сальдо счета текущих операций. Одновременно увеличивается ставка процента до i1, что способствует формированию активного сальдо счета движения капитала и финансовых операций. Благодаря высокой мобильности капитала общее сальдо платежного баланса формируется активным. Это повышает курс национальной валюты, снижает экспорт и чистый экспорт (кривая IS1перемещается к IS2), а также доход до Y2.
Таким образом, в экономике с высокой мобильностью капитала плавающий валютный курс работает против проводимой бюджетно-налоговой политики не усиливая, а ослабляя ее эффективность.
Денежно-кредитная политика. Рассмотрим результаты денежно-кредитной политики при плавающем обменном курсе и высокой мобильности капитала.
Рисунок 3.16 — Стимулирующая бюджетно-налоговая
политика при плавающем валютном курсе и высокой
мобильности капитала
Пусть экономика находится в точке А (рис. 3.17). Стимулирующая денежно-кредитная политика, увеличение предложения денег перемещает кривую LM к LM1, доход увеличивается до Y1, ставка процента сокращается до i1. Более высокий уровень дохода увеличивает расходы на импорт, снижает чистый экспорт, формирует отрицательное сальдо счета текущих операций.
Рисунок 3.17 — Стимулирующая денежно-кредитная
политика при плавающем валютном курсе и высокой
мобильности капитала
Снижение процентной ставки способствует формированию отрицательного сальдо счета финансовых операций и платежного баланса в целом. Курс национальной валюты начинает снижаться, кривая ВР перемещается к ВР1, экспорт увеличивается, кривая IS перемещается к IS1, общий уровень дохода возрастает до Y2.
Внешнеторговая политика. При плавающем валютном курсе она совершенно неэффективна не только при низкой, но и при высокой мобильности капитала (рис. 3.18).
Пусть экономика находится в точке А. Увеличение мер протекционизма снижает импорт, увеличивает чистый экспорт, доход и формирует положительное сальдо счета текущих операций. Кривая IS перемещается к IS1, a кривая ВР к ВР1. Ставка процента повышается, формируется активное сальдо счета финансовых операций, и общее сальдо платежного баланса также становится активным. Такая ситуация увеличивает обменный курс национальной валюты, кривая ВР возвращается в исходную ситуацию. Экспорт сокращается, доход сокращается, кривая IS перемещается в исходное состояние.
Таким образом, тенденция роста чистого экспорта от снижения импорта нейтрализуется снижением чистого экспорта от роста обменного курса национальной валюты.
Рисунок 3.18 — Результаты усиление мер протекционизма при
плавающем валютном курсе и высокой мобильности капитала
Заключение (Выводы)
Основной целью макроэкономической политики является решение проблем национальной экономики. Объектами государственного регулирования экономики - являются сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны. Государство использует множество инструментов экономической политики (денежная, фискальная, социальная и др. политики) и ни один из инструментов не действует отдельно и изолировано от других. Главными факторами обеспечения макроэкономической стабильности в настоящее время выступают проведение сбалансированной бюджетной политики, сохранение режима плавающего валютного куса, значительные золотовалютные резервы ЦБР, а также Стабилизационный фонд. Необходимо повысить долю оплаты труда наемных работников а ВВП с 40% до 50%. Это позволит увеличить средний уровень оплаты труда, поднять размер пенсий, социальных выплат и минимальной зарплаты до прожиточного минимума. В структуре доходов населения должна быть существенно повышена доля социальных выплат. Социальная политика должна быть направлена, прежде всего, на преодоление неравномерности в распределении доходов между социальными группами и отдельными гражданами страны. В региональной политике необходимо преодолеть нарастающую неоднородность экономического ландшафта страны, усиливающихся межрегиональных различий в уровнях экономического развития отдельных территорий и уровня жизни населения. Для этого необходимы значительное увеличение масштабов поддержки бюджетов субъектов Федерации за счет федерального бюджета, разработка и реализация программы поддержки нуждающихся регионов страны.
Список использованной литературы.
1. Добрынин, А. Экономическая теория / А. Добрынин, Л. Тарасова. – СПб.: Питер, 2004. – 544 с.
2. Ивантер, В. Заметки об экономической политике / В. Ивантер // Свободная мысль – XXI. – 2005. - №10. с. 36-45.
3. Клоцвог, Ф. О стратегии управляемого развития / Ф. Клоцвог. // Экономист. – 2004. - №9. – с.56-63.
4. Мау, В. Экономический обзор / В. Мау // Вопросы экономики. – 2006. - №2. – с.4-27.
5. Мау, В. Экономический рост: дискуссии, проблемы / В. Мау // Вопросы экономики. – 2005. - №1. – с. 4-27.
6. Цветков, В. Полная неопределенность при благоприятной конъюнктуре / В. Цветков // ЭКО. – 2006. - №5. – с.3-24.
7. Чернова, Л. Экономическая политика России / Л. Чернова // Э.Ж. – 2005. - №40. – с.5-10.