Социальных процессов в рыночном хозяйстве

В системе внутренней политики государства особое мес­то занимает социальная политика, целью и содержанием которой является регулирование всего комплекса соци­альных процессов и отношений, форм общения между людь­ми. Поскольку важнейшее свойство внутренней политики со­стоит в том, чтобы в концентрированной форме выражать потребности, интересы социальных групп, классов, партий, то и социальная политика есть не что иное, как концентри­рованное воплощение потребностей, интересов людей в об­ласти социальных отношений и условий их жизнедеятельно­сти.

Социальные отношения возникают и развиваются в про­цессе общения людей между собой, между социальными группами, между классами, между нациями, внутри соци­альных групп, классов и наций, между семьями и внутри них. Условия жизнедеятельности людей — это материальные и духовные блага, сферы деятельности, необходимые для их социальных процессов в рыночном хозяйстве - student2.ru существования и развития. Таким образом, социальная по­литика — это политика, обращенная непосредственно к на­селению: классам, нациям, социальным группам и слоям на­селения, к семье, личности, т.е. главным объектом социаль­ной политики является население страны, выступающее в качестве потребительной силы общества, субъекта потреб­ностей и потребления.

Все виды политики государства тесно связаны между собой. Особое значение для развития общества имеет диа­лектическая взаимосвязь между экономической и социальной политикой, проявляющаяся в следующих двух моментах: 1) экономическая политика имеет своим конечным итогом регулирование деятельности людей по созданию материаль­ных и духовных благ как важнейшего условия роста народ­ного благосостояния; 2) социальная политика связана с воз­действием на отношения между людьми по использованию ими материальных и духовных благ, т.е. по использованию условий жизни й всестороннего совершенствования всех чле­нов общества исходя из принципов социальной справедливо­сти. Таким образом, итог одной политики является исходным пунктом другой.

Цель социальной политики в условиях рыночной эконо­мики — создание необходимых предпосылок для удовлетво­рения населением страны своих основных потребностей и обеспечение социального мира в обществе, консенсуса меж­ду его различными социальными группами, классами и на­циями. Без эффективной реализации этой стратегической задачи невозможно нормальное функционирование рыночно­го хозяйства, предотвращение и сглаживание социальных конфликтов в обществе.

Для того чтобы социальная политика государства полно­стью выполнила cвое предназначение, при ее разработке следует учитывать такие основополагающие принципы, как:

1) экономическая свобода человека и признание права предпринимателей, лиц наемного труда и их профсоюзов на тарифную автономию, базирующуюся на социальном парт­нерстве;

2) доверие к регулирующей роли рынка (спрос и предло­жение, свободное ценообразование и конкуренция определя­ют положение на рынке);

3) ответственность государства за игру рыночных сил, за выработку и соблюдение правил игры, за создание соответ­ствующих условий для упорядочения течения экономической и социальной жизни;

4) большая загрузка наиболее трудоспособных, чтобы по­мочь менее трудоспособным;

5) участие работников в управлении производством, об­щественной и государственной жизнью.

Социальная политика государства в рыночном хозяйстве должна формироваться таким образом, чтобы, во-первых, обеспечить рост доходов населения в соответствии с его трудовым вкладом и располагаемым им капиталом, во-вто­рых, предотвратить социальное иждивенчество путем повы­шения экономической и социальной ответственности всех членов общества, в-третьих, создать механизм социальной защиты населения.

Стратегия и тактика современной социальной политики Российской Федерации определяются высшими исполнитель­ными органами страны: президентом и правительством.

Стратегические цели социальной политики — это:

• достижение ощутимого улучшения материального по­ложения и условий жизни людей;

• обеспечение эффективной занятости населения, повы­шение качества и конкурентоспособности рабочей силы;

• гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;

• переориентация социальной политики на семью, обес­печение прав и социальных гарантий, предоставляемых се­мье, женщинам, детям и молодежи;

• нормализация и улучшение демографической ситуа­ции, снижение смертности населения, особенно детей и граж­дан трудоспособного возраста;

• существенное улучшение социальной инфраструктуры.

Для достижения указанных целей необходимы следующие условия:

1) восстановление роли доходов от трудовой деятельнос­ти как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула развития производства и повышения трудовой активности работников;

2) обеспечение справедливого распределения доходов на основе использования новой системы налогового законода­тельства, введение эффективного контроля за реальными доходами, получаемыми населением;

3) стимулирование использования доходов от трудовой и предпринимательской деятельности, доходов от собственно­сти для инвестирования и кредитования социально значимых программ, направленных на формирование базовых условий жизнедеятельности (улучшение жилищных условий, меди­цинское обслуживание, получение образования);

4) проведение взвешенной политики занятости, намечаю­щей, с одной стороны, недопущение массовой безработицы, а с другой — непрепятствование высвобождению излишков рабочей силы в связи со структурной перестройкой эконо­мики;

5) усиление адресности социальной поддержки нуждаю­щимся гражданам на основе учета материального положе­ния семей и заявительского принципа назначения пособий;

6) создание полноценных условий жизнедеятельности се­мьи, женщин, молодежи, улучшение условий жизнеобеспече­ния детей;

7) повышение роли социального страхования как важней­шего механизма защиты граждан при утрате заработка в случае безработицы, болезни, других социальных и профес­сиональных рисков;

8) стабильное финансирование отраслей социальной инф­раструктуры и социальных программ, гарантирование всем гражданам доступность медицинской помощи, социального обслуживания, образования, культуры и спорта.

Экономическим фундаментом целей и мероприятий стра­тегии социальной политики являются намеченные в плани­руемой перспективе ежегодный рост ВВП и инвестиций в ос­новной капитал, наращивание объемов производства в важ­нейших отраслях национальной экономики, дальнейшее снижение уровня инфляции и предотвращение дефицита государственного бюджета, укрепление позиций рубля, увели­чение доли расходов на конечное потребление домашних хо­зяйств в используемом ВВП.

Стратегия социальной политики Российской Федерации должна иметь свою, строго определенную тактику, т.е. де­ление стратегических установок на отдельные этапы, поста­новку задач, определяющих содержание каждого этапа, и путей их решения.

Социальная политика постсоветской России прошла в своем развитии два четко выраженных этапа. Первый этап (начало 1992 г. — 1996 г.) характеризовался проведением жесткой социальной политики (так называемой политики «шоковой терапии»), обеспечивающей поддержание лишь необходимого уровня потребления большинства граждан Рос­сии. В этот период стратегии социальной политики как та­ковой — долговременного плана — фактически не существова­ло. Систематическое падение ВВП, сократившегося с 1996 г. по сравнению с 1990 г. на 41,6%, галопирующая инфляция, су­щественно отстающая от нее динамика труда, особенно в бюджетном секторе экономики, существенно понизили уро­вень народного благосостояния. Так, реальная заработная плата занятых в экономике составила только 58% от уров­ня 1990 г., а реальная пенсия — 50%2. В результате V4 насе­ления страны оказалось за чертой бедности3.

Принятие Правительством РФ в феврале 1997 г. «Про­граммы социальных реформ Российской Федерации на пери­од 1996—2000 гг.» ознаменовало начало второго этапа в развитии социальной политики, завершившегося в 2000 г. Ха­рактерными чертами новой модели социальной политики в этот период являлись: во-первых, отказ государства от па­тернализма, т.е. от жесткого детерминирования поведения человека в социальной сфере, набора в ней услуг, который может и должен получить в ней гражданин; во-вторых, раз­государствление социальной сферы и освобождение государ­ства от функции непосредственного предоставления гражданину услуг; в-третьих, формирование социальных услуг с реальной конкуренцией их производителей, с реально повы­шающимся качеством и снижением издержек на производство социальных услуг как средствами и последствиями этой конкуренции.

В программе социальных реформ также четко обознача­лись два периода, в течение которых намечалось достижение содержащихся в ней целей социальной политики Правитель­ства Российской Федерации. Первый период (1996—1997 гг.) полностью отражал основные особенности развития эконо­мики, а именно, ограниченность ее ресурсных возможностей. Поэтому главные задачи этого периода носили достаточно локальный характер — это стабилизация уровня жизни на­селения, постепенное сокращение масштабов бедности, уменьшение разрыва в уровне жизни между различными ка­тегориями населения, недопущение массовой безработицы, усиление защиты трудовых и социальных прав граждан. Ре­шению этих задач должна способствовать реализация таких мер, как: ликвидация и недопущение в дальнейшем задолжен­ности по выплате заработной платы, пенсий и пособий; упо­рядочение действующей системы льгот и компенсаций, повы­шение обоснованности их предоставления; формирование сис­темы государственных минимальных социальных стандартов; законодательное закрепление порядка определения и исполь­зования показателя величины прожиточного минимума, уточ­нение методики его расчета исходя из реально складывающих­ся расходов на продовольственные и непродовольственные товары, жилищно-коммунальные, транспортные, бытовые, медицинские и другие услуги; предотвращение массовой без­работицы в регионах с критической ситуацией на рынке труда.

Второй период охватывал 1998—2000 гг. и был рассчи­тан на более благоприятные экономические условия. Пред­полагалось, что российская экономика начнет динамично раз­виваться, в результате чего появятся материальные и финан­совые возможности для увеличения расходов на социальные нужды, а также предпосылки для реального роста денежных доходов населения, искоренения массовой бедности, обеспе­чения оптимального уровня занятости. На этом этапе намечалось решить следующий комплекс задач: повысить мини­мальные государственные гарантии заработной платы и трудовых пенсий до уровня прожиточного минимума соот­ветствующих групп населения, ввести новый стандарт оп­латы труда — часовую тарифную ставку; на основе соци­ального партнерства внедрить механизм тарифного регули­рования заработной платы во внебюджетном секторе экономики, приблизить уровень оплаты труда работников бюджетной сферы к уровню заработной платы в производ­ственных отраслях, пересмотрев в этих целях единую тариф­ную сетку; изменить систему налогообложения индивидуаль­ных денежных доходов населения в направлении, обеспечи­вающем более справедливое распределение доходов и уменьшение их дифференциации; начать реализацию комп­лексной программы создания и сохранения рабочих мест; создать полноценную систему защиты трудовых прав граж­дан на основе нового Кодекса законов о труде; приступить к широкомасштабной пенсионной реформе; начать реформи­рование системы социального страхования, ввести в дей­ствие новый механизм страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; усовер­шенствовать порядок формирования бюджетных расходов на социальные нужды на основе введения государственных ми­нимальных социальных стандартов.

Начиная с 2001 г. в России практически реализуется со­циальная политика, содержащаяся в «Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Россий­ской Федерации на долгосрочную перспективу (до 2010 г.)», т.е. можно говорить о начале третьего этапа программы со­циальных реформ. Стратегическая цель социальной полити­ки России в условиях перехода к экономическому подъему состоит в том, чтобы завершить переход от патерналистс­кой к субсидарной политике государства, означающей: дос­тупность и бесплатность для всех граждан базовых соци­альных услуг, прежде всего образования и здравоохранения; перераспределение социальных расходов государства в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном сокращении помощи обеспеченным семьям; сокращение со­циального неравенства; предоставление гражданам возмож социальных процессов в рыночном хозяйстве - student2.ru социальных процессов в рыночном хозяйстве - student2.ru социальных процессов в рыночном хозяйстве - student2.ru социальных процессов в рыночном хозяйстве - student2.ru ностей более высокого уровня социального потребления за счет собственных доходов. Достижению указанной цели должны будут способствовать: во-первых, обеспечение мак­симально эффективной защиты социально уязвимых семей, не обладающих возможностями для самостоятельного реше­ния социальных проблем и потому объективно нуждающих­ся в государственной поддержке; во-вторых, обеспечение всеобщей доступности базовых социальных благ обществен­но приемлемого качества, к числу которых относятся преж­де всего общее образование и сфера услуг; в-третьих, созда­ние для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обес­печивать более высокий уровень социального потребления, комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образо­вания и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожи­лом возрасте; в-четвертых, формирование в социально-куль­турной сфере институтов, создающих возможность макси­мально полной мобилизации средств населения и предприятий, эффективного использования этих средств, и на этой основе — обеспечение высокого качества и возможностей широко­го выбора населения предоставляемых социальных благ и ус­луг.

Практическая реализация стратегических целей социаль­ной политики Правительства РФ позволит увеличить реаль­ные денежные доходы всего населения к 2006 г. не меньше чем в 1,5 раза, а в последующие 5 лет наращивать их на 6— 8% в год. Переход к адресному принципу назначения соци­альных пособий и социальной помощи позволит увеличить к 2005 г. долю средств, получаемых малообеспеченными семьями. Если в 1999 г. на долю 40% наименее обеспеченно­го населения приходилось около 36,2% общей суммы посо­бий и социальной помощи, то уже к 2005 г. эта доля возра­стет до 85%. К 2005 г. рост денежных доходов населения и уменьшение уровня социального неравенства приведут к снижению численности населения с доходом ниже прожиточ­ного минимума в 1,5—2 раза. За 2006—2010 гг. численность населения с доходом ниже прожиточного минимума умень­шится еще на 25—35%. В связи с повышением уровня жизни населения отношение расходов на питание к денежным до ходам населения уменьшится примерно на 5 процентных пун­ктов и составит около 52%.

В социальной политике государства выделяются чрезвы­чайно важные сферы, в которых и осуществляется регули­рование социальных процессов, происходящих в обществе. К таким сферам относятся: доходы и личное потребление семей; общественное благосостояние; воспроизводство насе­ления, рабочей силы и занятость; поддержка социально не­защищенных групп общества; развитие отраслей социальной инфраструктуры.

Объектом политики в сфере доходов и личного потребле­ния семейявляется оплата труда лиц, работающих по най­му. Ее главная цель — содействие стимулированию резуль­татов трудовой деятельности, профессиональной и террито­риальной мобильности населения, сокращение необоснованно высокой в настоящее время дифференциации размеров оп­латы труда, восстановление и поддержание роли минималь­ной оплаты труда в качестве законодательной гарантии за­щиты работников наемного труда. В рамках данной соци­альной политики проводятся мероприятия в области оплаты труда во внебюджетном секторе экономики (обеспечение функционирования системы гарантий минимальных уровней заработной платы для работников в зависимости от их ква­лификации на основе коллективных тарифных договоров и соглашений между работодателями и работниками на всех уровнях социального партнерства; осуществление регулиру­ющего воздействия государства на оплату труда руководи­телей государственных, казенных и муниципальных органи­заций, а также организаций со смешанной формой собствен­ности) и в бюджетной сфере (уточнение единой тарифной сетки (ETC) по оплате труда работников бюджетной сферы в органической увязке с механизмом надбавок и доплат, до­полнительным стимулированием труда высококвалифициро­ванных работников, построение системы оплаты труда с учетом надбавок к должностным окладам за непрерывный стаж работы и высокую результативность труда; повыше­ние ставок заработной платы работникам бюджетной сфе­ры не только в зависимости от темпов роста потребительских цен, но и с учетом динамики заработной платы во вне­бюджетном секторе экономики).

Решая вопрос о минимальной заработной плате работни­ков обеих сфер национальной экономики, государство исхо­дило из того, чтобы ее размер в максимально возможной мере был приближен к величине прожиточного минимума трудо­способного человека. При этом используется такой общепри­нятый в мировой практике социальный стандарт, как мини­мальная часовая оплата труда.

В процессе государственного регулирования оплаты тру­да наемных работников активно используются налоги, ме­ханизм социального партнерства и система договоренностей между предпринимателями и наемными работниками, госу­дарственные гарантии минимальной оплаты труда и исполь­зование механизма строгой ответственности всех субъектов трудовых отношений за нарушения трудового законодатель­ства.

Политика в сфере общественного благосостоянияпредус­матривает разработку и использование таких важных инст­рументов социальной политики, как минимальный потреби­тельский бюджет (прожиточный минимум) и механизм соци­альной защиты населения от инфляции. Семьи, в которых среднедушевой доход меньше прожиточного минимума, дол­жны быть объектом первоочередной помощи со стороны местных и государственных органов.

Минимальный потребительский бюджет определяется как набор различных товаров, услуг и других благ, необхо­димых человеку для существования. Он должен гарантиро­вать не просто минимум средств существования, а возмож­ность роста и совершенствования, определенную свободу по­требительского выбора.

Механизм социальной защиты населения — это индекса­ция доходов, поддержка со стороны государства нерыноч­ного сектора национальной экономики, т.е. тех отраслей и видов деятельности, которые в принципе не могут ориенти­роваться на коммерческие критерии. К ним относятся боль­шая часть здравоохранения, физической культуры и спорта, образования, культуры и искусства, охраны природы, фун­даментальной науки и др. Отрасли и виды деятельности, входящие в нерыночный сектор, играют чрезвычайно важную роль в жизни общества, так как именно здесь создается на­учный, духовный и культурный потенциал для его будуще­го, сохраняются исторические и нравственные традиции народов, населяющих нашу страну.

Политика в области труда и занятостинаправлена на со­здание новых рабочих мест, обеспечение функционирования служб и фонда содействия занятости, выплату пособий по безработице, организацию оплаты общественных работ для временно незанятых, разработку программ создания, сохра­нения и развития рабочих мест.

Данное направление социальной политики занимает особое место, так как является связующим звеном между собствен­но экономической и социальной политикой: экономическая политика, направленная на эффективное развитие производ­ства, определяет объем и структуру занятости, а социальная политика с позиций принципа социальной справедливости обеспечивает соблюдение определенных гарантий для каж­дого члена общества (право на труд, образование, социаль­ное страхование, бесплатное медицинское обслуживание, поддержку экономически слабых групп населения и т.п.).

Политика в сфере занятости оказывает существенное вли­яние на политику в сфере благосостояния, поскольку она оп­ределяет объем и структуру доходов семьи; количество и состав социально незащищенных групп населения; объем и структуру потребления социальных благ и услуг, распреде­ляемых через экономические институты и общественные организации, функционирующие по месту работы.

Политика по поддержке социально незащищенных (сла­бых) групп населенияпредусматривает:

1) постоянное совершенствование пенсионной системы на основе обеспечения соответствия размера минимальной пен­сии величине прожиточного минимума пенсионера; периоди­ческой индексации пенсий с учетом роста потребительских цен и динамики среднемесячной заработной платы в стране; использования механизма осовременивания заработка для начисления и пересчета пенсий, позволяющего более объек­тивно учитывать трудовой вклад каждого работника; содей­ствия развитию негосударственных пенсионных фондов;

2) развитие системы социальной защиты населения (соци­альное обслуживание семьи и детей, престарелых и инвали­дов; выплату социальных пособий, стипендий, компенсаций;
социальную поддержку граждан, уволенных с государствен­ной службы);

3) обеспечение функционирования системы социальной
поддержки семьи, женщин, детей и молодежи (создание необ­ходимых условий для реализации семьей ее важнейших фун­кций: экономической, воспроизводственной, культурно-пси­хологической, а также повышение качества жизни семей; пре­доставление всех возможностей для полного равноправного участия женщин в политической, экономической, социальной и культурной жизни; строгое соблюдение прав детей и мо­лодежи на их полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие).

Политика в отношении отраслей социальной инфраструк­турыпредставляет собой комплекс мероприятий, направлен­ных на: создание возможностей для полноценной государ­ственной поддержки гуманитарной сферы; своевременное выделение в полном объеме бюджетных ассигнований на всех уровнях хозяйственной системы страны; приоритетное вы­деление средств на реализацию федеральных целевых программ образования, здравоохранения, системы социаль­ной защиты населения и культуры, укрепление их матери­ально-технической базы; расширение жилищного строитель­ства; совершенствование коммунального хозяйства.

Все перечисленные аспекты социальной политики госу­дарства могут быть воплощены в практической деятельно­сти общества по регулированию происходящих в нем про­цессов с помощью особого механизма решения социальных проблем, важным структурным элементом которого являет­ся стратегическое планирование.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАРОДА

Народное благосостояние — это один из ключевых объек­тов стратегического планирования. Содержание этой категории раскрывается через такие понятия, как условия жиз­ни, уровень жизни, качество жизни.

Под условиями жизни понимают наиболее непосредствен­ные объективные обстоятельства жизнедеятельности населе­ния (занятость, оплата труда и доходы, формы расселения, характер жилища, имущественная обеспеченность семей, развитие системы социальных выплат и отраслей социаль­ной сферы).

Уровень жизни — это обеспеченность населения необхо­димыми для его жизнедеятельности материальными и духов­ными благами, достигнутый уровень их потребления и сте­пень удовлетворения потребностей людей в этих благах.

Качество жизни — это понятие, характеризующее, с од­ной стороны, человека как субъекта общественной жизни и потребностей (например, продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья, образования, культур­ного и интеллектуального потенциала), а с другой — ком­фортность, удобство жизненных условий, состояние среды обитания людей.

Задачи стратегического планирования уровня жизни оп­ределяются целями социальной политики. Хотя, и это следу­ет иметь в виду, результаты такой процедуры планирова­ния, как прогнозирование социального развития страны, учитываются в процессе формирования стратегии и такти­ки социальной политики, главная задача стратегического планирования уровня жизни состоит в том, чтобы по край­ней мере не допускать в ближайшей перспективе падения жизненного уровня населения по сравнению с уже достигну­тым, а в дальнейшем создать необходимые предпосылки для роста народного благосостояния, повышения качества жиз­ни. Локальные же задачи являются производными от глав­ной и отражают особенности деятельности государства по регулированию отдельных аспектов народного благососто­яния.

Стратегическое планирование уровня жизни в Российской Федерации осуществляется в настоящее время в форме раз­работки соответствующих прогнозов социально-экономичес­кого развития страны, комплексных программ Правитель­ства РФ по развитию национальной экономики, а также социальных процессов в рыночном хозяйстве - student2.ru федеральных целевых комплексных программ, предусматри­вающих решение узловых проблем и способствующих повы­шению уровня качества жизни населения.

В процессе разработки прогнозов уровня жизни, комплекс­ных и локальных федеральных целевых программ использу­ется система показателей, состоящая из трех групп.

В первую группу входят синтетические показатели уров­ня жизни.К ним относятся показатели, характеризующие:

1) уровень удовлетворения потребностей, связанных с под­держанием жизни (коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста населения в целом и его отдельных социальных групп);

2) уровень удовлетворения потребностей по сохранению и защите здоровья (смертность, продолжительность жизни, заболеваемость);

3) удовлетворение потребностей населения в труде (заня­тость экономически активного населения, продолжитель­ность рабочей недели, уровень безработицы и ее структура, доля неквалифицированного и тяжелого труда и др.);

4) удовлетворение потребностей в развитии личности российских граждан (численность населения, имеющего раз­личные уровни образования, доля времени, отведенного на культурную деятельность в структуре свободного времени, доля средств, расходуемых на образование и культуру в федеральном бюджете, в совокупных расходах населения);

5) состояние окружающей среды;

6) уровень и качество обеспеченности жильем (общая площадь жилья в расчете на одного человека, число членов семьи на одно жилое помещение, федеральные стандарты со­циальной нормы площади жилья);

7) показатели на душу населения (производство ВВП, ВНП, НД, общие и конечные доходы домашних хозяйств, фактическое конечное потребление домашними хозяйствами материальных товаров и нематериальных услуг).

Во вторую группу входят натуральные показатели,изме­ряющие объем потребления конкретных материальных благ (обеспеченность личным имуществом, потребление продуктов питания, прожиточный минимум, число перевезенных пассажиров различными видами транспорта и т.п.).

Третью группу составляют показатели, выражающие про­порции и структуру распределения благосостояния(распреде­ление населения по доходным группам, показатели концент­рации и дифференциации доходов и потребления и др.).

В условиях рыночного хозяйства уровень жизни населе­ния зависит от доходов, получаемых за работу по найму, от коммерческой деятельности, от собственности, от работы в семейном хозяйстве, а также от социальных выплат из фе­дерального и местного бюджетов.

Все доходы, получаемые населением страны, могут быть охарактеризованы тремя важными категориями: номиналь­ными доходами, реальными доходами, реально используемы­ми (конечными) доходами.

Под номинальными доходамипонимают ту часть ВВП, ВНП или НД, на которую население имеет право в резуль­тате осуществления каких-либо видов деятельности, прино­сящих доход, а также причитающиеся ему доходы в форме государственных трансфертов (пенсии, стипендии, процен­ты по государственному долгу), социальных трансфертов (выплаты из фондов социального страхования), трансфер­тов между организациями (одни фирмы получают дивиден­ды от других фирм), некоммерческих трансфертов (спонсор­ские отчисления). В состав номинальных доходов включаются:

• денежные доходы, получаемые населением от государ­ственных, общественных, кооперативных, частных предпри­ятий, учреждений, организаций и фермерских хозяйств (до­ходы, облагаемые налогами, показываются в суммах до вычета налогов). Общая сумма номинальных денежных до­ходов населения за отчетный год определяется на основе данных бюджетных обследований, проводимых Госкомста­том России, отчетных балансов денежных доходов и расхо­дов населения, а на перспективу — на основе укрупненных расчетов прогнозного баланса денежных доходов и расходов населения и оценок экспертов;

• натуральные доходы, получаемые от семейного хозяй­ства, фермерского хозяйства, от предприятий и организаций различных форм собственности. Они определяются по дан­ным системы национальных счетов (СНС), отчетных и про­гнозных расчетов показателей межотраслевого баланса про социальных процессов в рыночном хозяйстве - student2.ru социальных процессов в рыночном хозяйстве - student2.ru социальных процессов в рыночном хозяйстве - student2.ru изводства и распределения продукции и услуг (отчетного и прогнозного);

• косвенные доходы населения, получаемые в процессе
использования услуг, предоставляемых бесплатно учрежде­ниями социальной инфраструктуры (сферы), обслуживающи­ми население. Их уровень рассчитывается на основе данных отчетного и прогнозного федерального бюджетов.

При расчетах номинальных доходов населения необходи­мо иметь в виду, что номинальные доходы одних групп на­селения частично формируются за счет доходов других групп, поскольку выплачиваются налоги, обязательные пла­тежи и оплачивается стоимость платных услуг, предостав­ляемых физическими лицами, организациями, предприятия­ми и учреждениями социальной сферы.

Реальные доходы населения определяются путем вычета из номинальных доходов сумм, уплаченных населением в виде налогов, других обязательных платежей и оплаты ус­луг. При этом учитывается индекс цен в отчетном либо прогнозируемом периодах (уровень инфляции).

Реально используемые (конечные) доходы представляют собой ту часть реальных доходов населения, которая исполь­зуется непосредственно на приобретение материальных благ и получение разнообразных услуг. Таким образом, в объем реально используемых (конечных) доходов населения не вхо­дят денежные сбережения, взносы в общественные организа­ции, суммы, израсходованные в порядке спонсорства, а так­же сокращение сальдо задолженности населения государ­ству, предприятиям, финансовой системе по полученным уних кредитам.

Принципиальная схема формирования доходов населения имеет следующий вид:

I. Номинальные доходы:

• денежные доходы;

• натуральные доходы;

• материальные затраты учреждений, бесплатно обслу­живающих население.

Вычесть:

• оплату услуг;

• обязательные платежи и налоги.

Равно = II. Реальные доходы населения

Вычесть:

• добровольные платежи и взносы;

• прирост сбережений;

• сокращение задолженности населения за товары, иму­щество, купленные в кредит.

Равно = III. Конечные (реально используемые) доходы— Индекс цен и тарифов

IV. Конечные (реально используемые) доходы в сопоста­вимых ценах и тарифах, всего — В том числе:

• на душу населения;

• индекс роста (падения) доходов.

Большое значение в регулировании уровня жизни имеет прогнозирование уровня доходов населения в определенный момент будущего. Расчеты могут осуществляться двумя методами.

Первый метод основан на использовании в расчетах про­гнозных значений объема ВНПи его структуры. Сначала определяется величина лично располагаемого дохода насе­ления (ЛРД). Расчет ведется по следующей формуле:

ЛРДt+n =ВНПt+n – Аt+n – НПКоt+n + ТПt+n – Нt+n ,

где ВНП— валовой национальный продукт; А — амортизация;

НПКо — нераспределенная прибыль коммерческих орга­низаций; ТП — трансфертные платежи (выплаты по социально­му страхованию, пособия по безработице, выпла­ты инвалидам и т.п.); Н — налоги;

t + п — год прогнозируемого периода.

Если из полученной суммы ЛРД вычесть сбережения, то можно получить величину доходов населения, которая может быть использована на потребление материальных благ и услуг.

Второй метод базируется на прогнозных значениях объе­ма и структуры национального дохода, являющегося важ­нейшим элементом ВНП. Для определения величины нацио­нального дохода (НД) необходимо вычесть амортизацию и косвенные налоги (КН), т.е. НД = ВНП - А - КН. При этом берется во внимание то обстоятельство, что национальный доход имеет следующую структуру: НД = Фп + Фн + Фр (где Фп — фонд потребления; Фн — фонд накопления; Фр — фонд резервов).

В этом случае логика прогнозирования доходов населе­ния в любом году перспективного периода может иметь сле­дующий вид.

I. Национальный доходв прогнозируемом периоде опре­деляется по прогнозным таблицам СНС и межотраслевого баланса (МОБ).

II. Фонд потребления в национальном доходе— по про­гнозным таблицам СНС и МОЕ.

Прибавить:

• платные услуги;

• накопление в домашних хозяйствах населения. Вычесть:

• износ жилищного фонда;

• материальные затраты учреждений науки и управле­ния.

Равно =III. Потенциальные ресурсы для потребления населением.

Вычесть: IV. Конечные (реально используемые) доходы населения в базисном году.

Равно = V. Общий прирост ресурсов потребления.

Вычесть: VI. Ресурсы, обеспечивающие сохранение ста­бильного уровня жизни (учет влияния роста численности населения, стипендиатов и пенсионеров, изменение структуры занятости и т.д.). .

Равно = VII. Ресурсы, обеспечивающие рост реальных доходов населения.

VIIa. Использование ресурсов:

на повышение фонда оплаты труда, всего —

В том числе:

• повышение минимального уровня оплаты труда;

• повышение среднего уровня оплаты труда;

• снижение налогового бремени;

на увеличении объема трансфертных платежей;

• повышение уровня пенсий;

• увеличение других выплат.

Расчеты реальных доходов населения в прогнозируемом периоде могут осуществляться по такой схеме:

1. Денежные доходы, всего —
В том числе:
заработная плата;
доходы от собственности;
поступления из финансовой системы;
пенсии и пособия;

стипендии;

другие доходы.

2. Денежные доходы, не реализуемые на приобретение товаров и услуг, всего —

В том числе:

налоги, сборы и другие обязательные платежи;

взносы в общественные организации;

приобретение лотерейных билетов;

приобретение ценных бумаг;

выплата процентов за кредит;

другие нетоварные расходы.

3. Изменение сбережений у населения.

4. Денежные доходы, реализуемые на приобретение това­ров (1 - 2 ± 3).

5. Натуральные доходы от домашних хозяйств, ферм, предприятий и организаций.

6. Материальное потребление в сфере общественного об­служивания.

7. Выигрыш или проигрыш населения от динамики цен.

8. Конечные (реально используемые) доходы — (4 + 5 + 6 ± 7).

9. Численность населения (млн человек).

10. Реальные доходы на душу населения (руб.).

11. Динамика реальных доходов, (%):

«+» рост реальных доходов;

«-» падение уровня реальных доходов.

В связи с тем, что в общей сумме доходов населения по­давляющую часть занимает оплата труда наемных работни­ков и большое значение имеют расчеты реальной заработной платы, они ведутся по следующей принципиальной схеме:

1. Средняя месячная заработная плата лиц наемного труда.

2. Удержано налогов при выплате заработной платы.

3. Средняя месячная выплачиваемая заработная плата (1 - 2).

4. Индекс цен на товары и услуги, приобретенные лица­ми наемного труда в прогнозируемом году, по отношению к отчетному (%).

Уц = Общая сумма покупок всех видов товаров + оплата услуг (в ценах соответствующих лет)/Общая сумма покупок всех видов товаров + оплата услуг (в сопоставимых ценах)

5. Средняя выплаченная заработная плата по покупатель­ной способности рубля отчетного года (3 : 4).

6. Индекс роста заработной платы.

В процессе расчетов показателей уровня жизни народа широко используются отчетный и прогнозный (по сокращен­ной схеме) балансы денежных доходов и расходов населения, расчеты величины прожиточного минимума, а также табли­ца СНС и,, особенно, «Счет образования доходов по отрас­лям», таблицы «Оплата труда наемных работников по эко­номике в целом» и «Заработная плата по экономике в целом».

Особенно велика в этих расчетах роль баланса денежных доходов и расходов населения. С его помощью определяет­ся общий объем и структура денежных доходов и расходов населения, исчисляются реальные и номинальные доходы и покупательная способность населения, рассчитываются по­казатели распределения населения по уровню доходов, а также доля населения, живущего ниже уровня бедности. Он позволяет получить представление о доходах и расходах населения по источникам получения средств и направлени­ях их расходования. Разрабатывается этот баланс по следу­ющей принципиальной схеме (табл. 4.1).

Наши рекомендации