Информация о государственных программах, утверждаемых в целях реализации Стратегии – 2030
В автономном округе сформирована правовая основа долгосрочного бюджетного планирования, в соответствии с которой подготовка и исполнение бюджета осуществляется в «программном» формате. Таким образом, соотношение приоритетов социально-экономического развития и бюджетной политики синхронизировано с институтом государственных программ автономного округа.
В соответствии с программно-целевым методом бюджетного планирования согласно перечню государственных программ автономного округа[7], в 2015 году осуществлялась реализация 25 государственных программ. Доля расходов бюджета автономного округа, формируемых на основе государственных программ, в 2015 году составила 96,8 %, в 2016 году этот показатель достиг 99,6 %, что характеризует полный переход на «программный бюджет».
Особое внимание при формировании «программного бюджета» уделено повышению эффективности государственных программ и концентрации имеющихся ресурсов на решении ключевых задач, определенных в стратегических документах. При этом сформированная в автономном округе нормативная правовая база по реализации государственных программ предполагает обеспечение перехода к режиму жесткой экономии бюджетных средств, предполагающей достижение максимально возможного экономического и социального эффекта от каждого бюджетного рубля.
Одним из принципов построения государственных программ (отличный от целевых программ) является отраслевой принцип – в одной государственной программе отражено развитие всей отрасли, курируемой соответствующими ответственными исполнителями государственных программ. Систематизировав, укрупнив расходы на программы, получен эффект оптимизации расходной части бюджета. Выбранный для реализации государственных программ алгоритм позволил сформулировать приоритеты и отсеять расходные обязательства, сложившиеся традиционно, но не имеющие серьезного эффекта. При этом наглядно прослеживается логическая цепочка реализации государственных программ «описание проблемы – мероприятие – финансовые ресурсы – механизм реализации – результат». Кроме того, проведение регулярной оценки эффективности государственных программ дает возможность их корректировки. В случае неэффективной реализации государственной программы установлена ответственность должностных лиц.
Государственные программы реализуются в соответствии с приоритетными направлениями социально-экономического развития автономного округа:
создание конкурентной среды и благоприятного инвестиционного климата;
развитие реального сектора экономики;
развитие малого и среднего предпринимательства;
улучшение жилищных условий населения;
развитие образования;
содействие занятости населения;
развитие здравоохранения;
модернизация и развитие инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
содействие инновационному развитию.
Планирование бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ осуществляется с учетом результатов их реализации за предыдущий год в тесной увязке с целевыми показателями, характеризующими достижение поставленных целей. Наибольший объем расходов бюджета автономного округа направлен на развитие социальной сферы.
В целях эффективного управления ответственными исполнителями совместно с соисполнителями ежегодно разрабатываются и утверждаются комплексные планы (сетевые графики) реализации государственных программ, которые предусматривают детализацию реализуемых мероприятий и ожидаемых результатов.
Оценка эффективности государственных программ осуществляется в составе годовых отчетов о ходе их реализации, информации о кассовом исполнении с учетом оценки населением результатов реализации посредством проведения социологического опроса.
Являясь инструментом реализации государственной политики, в соответствии с государственными программами осуществляются мероприятия по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, содействию инновационного развития, активно развивается институт государственно-частного партнерства, осуществляется поддержка малого бизнеса, интенсивно развивается реальный сектор.
Полномасштабный переход на программный бюджет способствует повышению качества бюджетного планирования, достижению целевых показателей Стратегии– 2030, в том числе целевых ориентиров из указов Президента Российской Федерации и как результат – улучшению качества жизни населения автономного округа.
Приложение 1