Западный стиль менеджмента

К западному стилю менеджмента относится в первую очередь та­кая черта, как ярко выраженная индивидуальная ответственность и самоутверждение руководителей различных направлений бизнеса на фирме. При этом человеческий фактор становится основным ресурсом функционирования компании. Эта категория характеризует за­падный стиль менеджмента и является неотъемлемой частью кор­поративного управления - процесса, в соответствии с которым устанавливается баланс между экономическими и социаль­ными целями предприятия, между индивидуальными и общественны­ми интересами сотрудников и инвесторов.

Более широкое понятие - организационная культура де­ловых отношений, которая учитывает традиции, нравы, ожидания ра­ботников, их веру в уникальность фирмы. На Западе существует устояв­шаяся классификация компаний в зависимости от организационной культуры. В нее входят следующие наиболее распространенные типы:

Клуб - тип корпоративной культуры, который характерен для стабильных компаний. В этом случае обращается первостепенное внимание на слаженную работу коллектива - команды. Главное тре­бование, которое предъявляется к сотрудникам - старательная работа. Текучесть кадров в таких компаниях минимальна. Сотрудники приходят на низовые должности, и наиболее способным их них обес­печен карьерный рост. На высокие должности редко берут извне.

Академия - тип корпоративной культуры, который обычно встречается в давно и стабильно функционирующих компаниях. Для этого типа характерно медленное продвижение по карьерной лестни­це, соблюдение традиций. Культивируемые качества сотрудников вы­сокий профессионализм, преданность компании. На стартовые позиции сотрудников берут из престижных вузов.

Бейсбольная команда - этот тип корпоративной культуры характерен для компаний, функционирующих на быстро растущих рынках. Решения здесь принимаются очень быстро. Основные качества сотрудников, необходимые для карьерного роста, инициатива и инновации.

Крепость - такой тип корпоративной культуры проявляется при кризисе в сегменте рынка или в критической ситуации в компа­нии. Здесь ценятся «звезды», которые смогут вытянуть компанию из сложившейся ситуации. В таких компаниях нет традиционных правил взаимоотношений между сотрудниками, как нет и планомерного карьерного роста.

Наиболее характерными и типичными представителями западного стиля менеджмента выступают американские менеджеры. В частности, общеизвестно, что американские бизнесмены действуют прямолинейно и используют натиск в процессе согласования общего решения на переговорах. Они стараются быстро подойти к сути дела, прагматически классифицируют вопросы, согласовывая их один за другим, и стремятся завершить переговоры взаимной договоренно­стью, ставя основным условием заключения сделки соблюдение зако­нов, а не достижение убежденности во взаимной выгоде и согласия между партнерами.

В состав представителей американской корпорации на перегово­рах обязательно входит руководитель, уполномоченный на принятие решений. Поэтому представители американских корпораций теряют апломб и уверенность, проявляют даже некоторую растерянность, ес­ли их малоорганизованные партнеры по переговорам прерывают дис­куссии и перед принятием решения удаляются для согласования своих действий с отсутствующим на переговорах руководством.

Для американского менеджмента характерны следующие особен­ности:

• сотрудники фирмы не отличаются чувством преданности своей компании и готовы покинуть ее немедленно в случае наличия другой, более выгодной работы;

• решения самостоятельно принимает один руководитель, кото­рый несет за них ответственность, а его подчиненные помогают ему найти пути к решению на основе анализа издержек производства, сбыта и уровня прибыли;

• производственные отношения никогда не совмещаются с лич­ными,неформальными;

• частные компании обычно не рассчитывают на помощь государства;

• американские бизнесмены предпочитают дружескую и откро­венную атмосферу переговоров, а фальшь и обман воспринимают как личную обиду;

• в душе каждый американец ярый патриот своей страны.

В западном стиле менеджмента можно обнаружить несколько разновидностей. Так, на предприятиях разных европейских стран наблюдается существенная разница в стиле менеджмента. Напри­мер, увеличивающийся поток инвестиций из Германии в Велико­британию свидетельствует о том, что издержки производства и сбы­та в Великобритании ниже, чем в ФРГ, и, очевидно, английский стиль менеджмента имеет свои преимущества. Если отличительны­ми чертами германского менеджмента выступают дально­видность и высокая дисциплина, то для английского менеджмента характерны:

• повышенное внимание к сокращению издержек производства;

• тщательное проведение НИОКР и на основе их результатов ус­коренное освоение производства наукоемких изделий (примером мо­гут служить достижения английских компаний в области телекоммуникаций и фармацевтики);

• гибкость в использовании технологических процессов (если в
Германии изменению принятых технологических инструкций пред­шествуют длительные согласования, то на английских фирмах модер­низация и усовершенствование технологических процессов осуществ­ляется быстро, без занимающих длительное время бюрократических процедур);

• внимание к деталям и тонкостям производства;

• сравнительно низкая цена рабочей силы (в Германии высокие
подоходные налоги - до 25% на соцобеспечение, непрерывный рост
заработной платы и повышающийся курс немецкой марки в первые
годы XXI в. привели к почти двукратному превышению среднего
уровня заработной платы по сравнению с Великобританией).

Кроме того, у англичан установились более конструктивные, чем в ФРГ, производственные отношения, предполагающие необходимость моральной поддержки рабочих со стороны менеджеров в процессе производства. Это способствует сохранению в Великобритании более продолжительного рабочего дня и машинного времени эксплуатации оборудования, чем в Германии.

На стиль менеджмента в Великобритании, очевидно, влияют ти­пичные черты менталитета англичан. Во-первых, индивидуализм.

Английская пословица «мой дом - моя крепость» отражает в опре­деленной степени дистанцирование от континентальной Европы.

Во-вторых, консерватизм, выражающийся в приверженности к ус­тойчивому образу жизни и общественным институтам. В третьих, не­сомненное уважение и соблюдение законов и многовековых обычаев при отсутствии принятой конституции. В четвертых, если не уваже­ние, то терпимость к другим культурам и убеждениям, доставшаяся в наследство от колониального периода. Да и в настоящее время англи­чанам приходится мириться с наплывом в страну выходцев из бывших колоний.

Целеустремленность, гибкость, глубоко скрытое чувство превос­ходства, выработанные длительным периодом управления колония­ми, несомненно сказались на формировании английских особенно­стей международного менеджмента. И, наконец, твердая привержен­ность к христианским нравственным ценностям.

Этими особенностями менталитета англичан объясняются такие их отличия от характера американцев, как отсутствие безудержного стремления к богатству, ярко выраженная целеустремленность спор­тивного характера (в душе каждый англичанин спортсмен).

Во французском стиле менеджмента отражаются менталитет и темперамент французов со стремлением к изяществу, гармонии и совершенству форм. Отсюда в тактике международных отношений французских менеджеров наблюдается строгая логическая последовательность в составлении планов переговоров и тщательная детальная разработка стратегии выполнения согласованных кон­трактов.

Если же складывающиеся обстоятельства не дают возможности выполнения согласованных с французскими менеджерами условий, то французы с большим напряжением и раздражением воспринимают необходимость изменять ранее согласованные гармоничные логиче­ские схемы и с трудом, требуя уступок и компенсаций, соглашаются на компромиссы.

В то же время жесткий стиль французского менеджмента получает определенное распространение в мире. Известны случаи, когда даже японские компании с высоким рейтингом японского менеджмента, используют возможности французского стиля. В частности, руково­дство пережившего в конце 90-х гг. прошлого столетия нелегкие времена второго в Японии производителя легковых и грузовых автомоби­лей компании «Ниссан» приняло решение создать альянс с француз­ской автомобилестроительной фирмой «Рено». Одним из идеологов альянса стал ведущий менеджер «Рено» Карлос Ган, прозванный «убийцей расходов» за успешную реструктуризацию «Рено», направ­ленную на существенное сокращение издержек производства и сбыта. В рамках альянса японская компания поставила перед собой за­дачу решения проблемы убытков, долгов, излишних производствен­ных мощностей и недостаточного объема продаж автомобилей. Ис­пользование методов французского менеджмента и объединение усилий по сокращению расходов на научные разработки, по выра­ботке единой стратегии, совместной закупке комплектующих и т.д. принесли свои плоды. Кроме того, стратегически французская и японская компании выиграли от объединения за счет расширения сферы влияния. Позиции «Ниссан» сильны в Азии и Америке. На этих рынках через сбытовую сеть «Ниссан» стали реализовывать продукцию «Рено». В то же время компания «Рено» выступает одним из лидеров европейского рынка. На нем дистрибьюторы «Рено» на­ладили сбыт автомобилей «Ниссан».

Опасения скептиков в возможности столкновения принципов французского менеджмента с его энтузиазмом в сокращении издер­жек производства и сбыта с принципами японского менеджмента с его консервативными корпорационными традициями (не увольнять рабочих и не сокращать производственные мощности) не оправда­лись.

3.

Наши рекомендации