Правила оформления курсовой работы
Новороссийский политехнический институт
Кафедра государственного и муниципального управления
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ Б1Б.18
Методические указания по выполнению курсовой работы
Для студентов всех форм обучения и МИППС
Направления 38.03.04
Государственное и муниципальное управление
Составитель: канд. экон. наук, доц. О.В. Вильчинская, канд. экон. наук, О.В.Алексеева
УДК 6501
Прогнозирование и планирование: методические указания по выполнению курсовой работы для студентов всех форм обучения и МИППС направления 38.03.04 Государственное и муниципальное управление / Сост.: О.В. Вильчинская, О.В. Алексеева; Кубан. гос. технол. ун-т. Каф. государственного и муниципального управления. – Краснодар: Изд. КубГТУ, 2015 – 28 с.
Изложена методика выполнения курсовой работы по дисциплине «Прогнозирование и планирование». Приведён перечень тем, основные требования, предъявляемые к курсовой работе. Представлен список литературы.
Табл. 2. Библиогр.: 28 назв.
Печатается по решению методического совета ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный технический университет»
Рецензенты: канд. экон. наук, доцент кафедры ГиМУ НПИ КубГТУ
Л.А. Тарханова;
канд. экон. наук, доцент кафедры ГиМУ КубГТУ Е.В.Смирнова;
помощник главы Администрации МО г. Новороссийск
по экономике Н.А.Кохан
© КубГТУ, 2015
Содержание
Введение……………………………………………………………………. | ||
1 Общие положения выполнения курсовой работы…………………….. | ||
2 Содержание курсовой работы и требования к ее изложению …………. | ||
3 Задание на курсовую работу …………………………….……………… | ||
3.1 Теоретический раздел..………………………………………………… | ||
3.2. Практический раздел………………………………………………….. | ||
4 Методические указания к выполнению практической части…………… | ||
5 Правила оформления курсовой работы……………………………….... | ||
6 Защита и оценка курсовой работы………………………………………... | ||
Список литературы………………………………………..……………….. | ||
Приложение А (справочное) Критические значения tт (критерий Стьюдента)………………………………….. | ||
Приложение Б (справочное) Значение Fт (критерия Р.Фишера)……… | ||
Приложение В | (обязательное) График выполнения курсовой работы... | |
Приложение Г | (обязательное) Форма титульного листа курсовой работы……………………………………..……………… | |
Приложение Д | (обязательное) Форма задания на курсовую работу…... | |
Приложение Ж | (обязательное) Пример оформления реферата………… | |
Приложение И | (обязательное) Пример оформления содержания..……. |
Введение
Дисциплина «Прогнозирование и планирование» относится к базовой части основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление.
Освоение данной дисциплины предполагает получение следующих компетенций:
Общекультурные компоненты (ОК):
- способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
Общепрофессиональные компетенции (ОПК):
- способность находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения и готовность вести за них ответственность с позиции социальной значимости принимаемых решений (ОПК-2);
- способность проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учётом личной ответственности за осуществляемые мероприятия (ОПК-3);
- владение навыками составления бюджетной и финансовой отчётности, распределения ресурсов с учётом последствий влияния различных методов и способов на результаты деятельности организации (ОПК-5);
- способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учётом основных требований информационной безопасности (ОПК-6);
Профессинональные компетенции (ПК):
а) организационно-управленческая деятельность:
- умение определять приоритеты профессиональной деятельности, разрабатывать и эффективно исполнять управленческие решения, в том числе в условиях неопределённости и рисков, применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения (ПК-1);
- умение выявлять основные экономические методы для управления государственным и муниципальным имуществом, принятия управленческих решений по бюджетированию и структуре государственных (муниципальных) активов (ПК-3);
- способность проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования (ПК-4);
б) информационно-методическая деятельность:
- владение навыками количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций (ПК-6);
-умение моделировать административные процессы и процедуры в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, адаптировать основные математические модели к конкретным задачам управления(ПК-7);
- способность применять информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности видением их взаимосвязей и перспектив использования (ПК-8);
в) проектная деятельность;
- способность разрабатывать социально-экономические проекты (программы развития), оценивать экономические, социальные, политические условия и последствия реализации государственных (муниципальных) программ (ПК-12);
- способность исполнять современные методы управления проектом, направленные на своевременное получение качественных результатов, определение рисков, эффективное управление ресурсами, готовностью к его реализации с использованием современных информационных технологий (ПК-13);
в) вспомогательно-технологическая (исполнительская):
- владение методами самоорганизации рабочего времени, рационального применения ресурсов и эффективного взаимодействия с другими исполнителями (ПК-17).
Курсовая работа по дисциплине «Прогнозирование и планирование» является одним из основных видов самостоятельной работы студентов, который предусмотрен учебным планом и рабочей программой.
Целью выполнения курсовой работы по дисциплине «Прогнозирование и планирование» является овладение студентами навыками самостоятельного исследования социально-экономических явлений и процессов, выявления закономерностей и закрепление навыков прогнозирования.
Общие положения выполнения курсовой работы
Контроль за ходом самостоятельной работы и усвоение дисциплины каждым студентом осуществляются по результатам выполненной курсовой работы, путем проведения индивидуального собеседования (защиты). Положительная оценка по результатам собеседования (защиты курсовых работ) является основанием для аттестации знаний студента на экзамене по изучаемому курсу.
При выполнении курсовой работы следует руководствоваться следующими требованиями:
1. Курсовую работу необходимо выполнять в срок, установленный деканатом.
2. Перед решением следует полностью привести условие задачи.
3. Решение должно быть полным, с кратким пояснением, расчетами, выводами.
4. Все расчеты относительных показателей необходимо производить с принятой в статистике точностью до 0,001, а проценты – до 0,1.
5. Работа должна быть аккуратно оформлена, без помарок и зачеркиваний, иметь нумерацию страниц и поля для замечаний рецензента.
6. В конце работы необходимо поставить подпись, дату, указать перечень используемой литературы.
Учебным планом предусмотрено по дисциплине «Прогнозирование и планирование» выполнение одной курсовой работы. Каждый вариант курсовой работы состоит из теоретической части, охватывающей темы курса и практической (задачи).
Студент выполняет один из десяти вариантов курсовой работы.
Номер варианта определяется по последней цифре шифра номера зачетной книжки студента.
Допущенную к защите и доработанную с учетом замечаний рецензента курсовую работу студент обязан предъявить преподавателю на её защите. Замечания и рекомендации рецензента следует доработать в письменном виде.
Содержание курсовой работы и требования к ее изложению
Курсовая работа по дисциплине «Прогнозирование и планирование» должна содержать:
– титульный лист (приложение Г);
– задание на курсовую работу (приложение Д);
– реферат (приложение Ж);
– содержание (приложение И);
– введение;
– нормативные ссылки;
– термины, определения и сокращения (если есть);
– основную часть;
– заключение;
– список использованных источников;
–приложения.
Рассмотрим подробнее содержание разделов курсовой работы.
Реферат–в начале даются сведения о количестве страниц, иллюстраций, таблиц, рисунков, используемых источников, приложений (ГОСТ 7.9). После этого приводятся ключевые слова и словосочетания (от пяти до пятнадцати), взятые из текста, которые в наибольшей степени характеризуют его содержание и обеспечивают возможность информационного поиска. Ключевые слова приводятся в именительном падеже и пишутся прописными буквами через запятую.
Текст реферата должен отражать цель работы, предмет и объект исследования, полученные результаты и оценку возможности их использования. Объем реферата не должен превышать 0,75 с.
Содержание(план работы) является четвертым по счету листом в курсовой работе. Его оформление должно соответствовать стандарту, т.е. включать все утвержденные научным руководителем разделы и подразделы курсовой работы с указанием страниц.
Введение пишется в тезисной форме объемом от 1 до 2 страниц. В общем случае, введение должно включать:
- обоснование актуальности выбранной темы;
- определение цели и задач исследования;
- характеристику теоретической и методологической базы исследования;
- описание объекта и предмета исследования;
- краткий аналитический обзор использованной литературы по теме (перечень отечественных и зарубежных ученых, внесших наибольший вклад в исследование данной проблемы);
- перечень использованной информационной базы по теме исследования (перечень статистических и аналитических материалов, а также другие данные, опубликованные в периодических изданиях).
Теоретическая раздел является одним из основных разделов курсовой работы. Содержание текста должно соответствовать заданию и заголовкам подразделов, причем каждый последующий подраздел должен логически вытекать из предыдущего и быть его продолжением.
В конце каждого подраздела желательно сформулировать краткие выводы и указать, что предполагается сделать в следующем подразделе или разделе для дальнейшего развития темы, т.е. увязать содержание структурных составляющих работы в единое целое.
В практическом разделе выполняются расчеты в соответствии с поставленным условием задачи, подробно описан ход решения и выводы.
Объем теоретической и практической частей работы – от 20 до 30 листов.
Итоговым разделом курсовой работы является заключение,которое также начинается с нового листа. Заключениепредставляет собой выводы, сделанные самостоятельно студентом, по каждому из написанных разделов курсовой работы и содержать выводы. Они должны быть сделаны в логической последовательности изложения материала по подразделам работы.
Объем заключения – 1-2 страницы.
Приложениянеобходимы в том случае, если в курсовой работе использована большая по объему информация, на основе которой были сделаны таблицы, построены графики, диаграммы, содержащиеся в тексте внутри разделов и подразделов работы. В этом случае исходная информация в виде таблиц или иных документов помещается в приложения в порядке использования этих данных в тексте работы. Тут же приводятся выдержки из Законодательных актов, на которые имеются ссылки в работе. Необходимо иметь в виду, что все приложения должны быть помещены после списка источников, пронумерованы, а таблицы, в которых содержится исходная информация, должна иметь заголовки и ссылки на источник.
Задание на курсовую работу
Теоретический раздел
Вариант 1
1. Стратегическое планирование в муниципальных образованиях.
1.1 Виды планирования.
1.2 Виды документов планирования.
1.3 Методологические основы и принципы планирования.
1.4 Этапы подготовки документов стратегического планирования.
Вариант 2
1. Концепция комплексного социально-экономического развития.
1.1 Принципы формирования концепции комплексного социально-экономического развития муниципального образования.
1.2 Этапы разработки и согласования региональной и муниципальных концепций стратегического развития.
1.3 Сущность и структура концепции социально-экономического развития муниципального образования.
1.4 Порядок формирования концепции социально-экономического развития муниципального образования.
Вариант 3
1. Механизм реализации концепции социально-экономического развития.
1.1 Виды обеспечения.
1.2 Принципы построения механизма реализации концепции социально-экономического развития.
1.3 Методы и функции процесса реализации концепции социально-экономического развития.
1.4 Организационные формы и кадровая подготовка.
Вариант 4
1. Социально-экономическое прогнозирование.
1.1 Сущность и методы прогнозирования.
1.2 Типология прогнозов.
1.3 Система социально-экономического прогнозирования.
1.4 Принципы и функции прогнозирования.
Вариант 5
1. Методы и модели социально-экономического прогнозирования.
1.1 Классификация методов прогнозирования.
1.2 Интуитивные методы прогнозирования.
1.3 Формализованные методы прогнозирования.
1.4 Основные модели экономического прогнозирования.
Вариант 6
1. Этапы прогнозирования на базе временных рядов.
1.1 Построение и сглаживание исходных данных.
1.2 Обоснование вида и расчет параметров функции, отражающей динамику прогнозируемого показателя.
1.3 Расчет прогнозных оценок на перспективу и проверка надежности полученных результатов.
Вариант 7
1. Этапы экспертного прогнозирования.
1.1 Подготовка к разработке прогноза.
1.2 Анализ ретроспективной информации, внутренних и внешних условий.
1.3 Определение наиболее вероятных вариантов развития внутренних и внешних условий.
1.4 Проведение экспертизы.
1.5 Разработка альтернативных вариантов.
1.6 Априорная и апостериорная оценка качества прогноза.
1.7 Контроль хода реализации прогноза и корректировка прогноза.
Вариант 8
1. Прогнозирование социального развития и уровня жизни населения.
1.1 Сущность и методы социально-экономического прогнозирования.
1.2 Типология прогнозов.
1.3 Система показателей и прогнозов социального развития и уровня жизни населения.
1.4 Методы и модели, применяемые в прогнозировании социального развития и уровня жизни населения.
Вариант 9
1. Прогнозирование демографического развития.
1.1 Сущность и методы социально-экономического прогнозирования.
1.2 Типология прогнозов.
1.3 Содержание и значение изучения демографического развития.
1.4 Разработка демографических прогнозов, ее стадии и временные горизонты.
1.5 Факторы и показатели демографического развития.
Вариант 0
1. Прогнозирование экономического роста.
1.1 Сущность и методы социально-экономического прогнозирования.
1.2 Типология прогнозов.
1.3 Экономический рост, его измерения и факторы.
1.4 Модели и методы прогнозирования экономического роста.
Практический раздел
На основании данных, характеризующих ввод в действие жилых домов предприятиями всех форм собственности в одном из регионов за последние семь лет, найти индивидуальный вид тренда, представленного линейной формулой yt=a+bt; охарактеризовать значимость выбранной аналитической зависимости (по F-критерию); охарактеризовать параметры уравнения a и b (по t-критерию Стьюдента), определить доверительную зону линии регрессии; рассчитать прогноз уровня ввода в действие жилых домов на конец периода упреждения продолжительностью пять лет с указанием доверительных границ.
Т а б л и ц а 1 - Ввод в действие жилых домов предприятиями всех форм собственности в регионе за последние 7 лет
Номер варианта | Ввод в действие жилых домов, млн. кв.м. общей площади | ||||||
Годы предпрогнозного периода | |||||||
4 Методические указания к выполнению расчётной части
Есть несколько способов прогнозирования, но наиболее приемлемым и часто встречающимся является прогнозирование на основе временных рядов. Как правило для этого необходимо выполнить несколько этапов.
На первом этапе выявляется характер изменения прогнозируемого показателя во времени. С этой целью данные наносят на плоскость, имеющую одинаковый масштаб по горизонтальной и вертикальной оси. При визуальном построении сводится искажение зависимости прогнозируемого признака от времени и обеспечивается наглядность.
Однако не всегда с помощью графического построения можно определить устойчивую закономерность. В этом случае исходные данные подвергаются дополнительной обработке путём сглаживания рядов или определения последовательных разностей.
Наиболее простым методом сглаживания временных рядов является метод скользящей средней. С его помощью осуществляется замена фактических показателей усреднёнными.
Из полученных средних формируется новый динамический ряд, в котором в значительной степени устранено влияние случайных внешних факторов.
В зависимости от периодов времени различают скользящие средние для нечётного и чётного числа интервалов времени. Более простой расчёт средних – использование нечётного числа интервалов времени. Для трёх- и пятичленных средних расчёт выполняется по следующим формулам
Yt’=(yt-1+yt+yt+1):3, t=2,3,4,… (n-1), (1)
Yt’=(yt-2+ yt-1+yt+yt+1+yt+2):5? T=3,4,5,…, (n-2) (2)
где Yt’ – скользящая средняя
В том случае, когда имеется предположение, что зависимость анализируемого признака во времени характеризуется одним из многочленов
Yt=a0+a1t (3)
Yt=a0+a1t+a2t2 (4)
Yt= a0+a1t+a2t2+a3t3 (5)
Yt= a0+a1t+a2t2+a3t3+…+aktk (6)
Для выбора конкретного вида уравнения используется метод конечных разностей.
В основе этого метода лежит свойство полинома степени k обращать в нуль разности Δtk+1 и придавать одинаковые значения разностям Δtk.
Для расчёта разностей n-ого порядка применяются следующие формулы:
1-го порядка: Δt1=yt+1-yt (t=1,2,3,..,n) (7)
2-го порядка: Δt2= Δt+11- Δt1 (8)
3-го порядка: Δt2= Δt+12- Δt2 (9)
Методы скользящих средних и конечных разностей упрощает выявление закономерностей изменения прогнозируемого показателя, они позволяют наглядно представить динамику процесса, однако нельзя рассматривать получение оценки, как безусловные доказательства для предвидения будущего.
Научно обоснованный прогноз требует предвидения глубокого качественного анализа причин, влияющих на признак, исследование тенденции его развития и взаимодействия с внешними факторами.
Найденная математическая зависимость прогнозирующей функции от фактора и представленная в форме конкретного уравнения называется трендом.
Для определения параметров тренда принимают различные методы, среди которых наибольшее распространение получил метод наименьших квадратов.
Применение метода наименьших квадратов позволяет устанавливать наличие связи между признаками временного ряда и определять константы и коэффициенты функции Yt = f (t). Во временных рядах в качестве независимой переменной выступает показатель времени – t.
Метод наименьших квадратов делает возможным найти такую функцию, отклонения которой от фактических значений динамического ряда (Yt) будут минимальными. Аналитически это выражается формулой
. (10)
Подставив в уравнение (10) связи функции с фактором времени (t), получим следующее выражение
. (11)
Приравняв частные производные выражения (11) нулю и после соответствующих преобразований, получаем систему уравнений для линейного тренда
;
. (12)
После подстановки в систему (12) имеющейся исходной информации (yt и t) рассчитывают параметры тренда «а» и «b». Значение «n» в парном нормальном уравнении системы означает длину исходного временного ряда.
Можно воспользоваться готовыми формулами, которые вытекают из данной системы.
Если характер изменения признака описывается полиномом 2-го и более высокого порядка, необходимо придерживаться следующего правила построения системы нормальных уравнений.
1. Записывается общий вид уравнения
yt= a+bt+ct . (13)
2. Выделяются искомые параметры а, b, c.
3. Умножается свободный член уравнения (13) «а» на общее число элементов в динамическом ряду «n». Перед другими членами уравнения ставится знак суммирования -
yt= na+b t+c t . (14)
Если в уравнении (13) свободный член «а» отсутствует, действие третьего этапа не выполняется.
4. Умножаются все члены уравнения на t при втором искомом параметре «b». Перед всеми другими членами ставится знак суммирования -
yt t= a +b t +c t . (15)
5. На последующих этапах умножение повторяется до тех пор, пока не будут использованы все сомножители, стоящие рядом с искомыми параметрами.
Общее количество нормальных уравнений должно соответствовать числу параметров, подлежащих определению.
Последнее (третье) уравнение в рассматриваемом случае имело бы следующий вид
yt t = a +b t +c t . (16)
Рассчитав все суммы ( ), определяют константы уравнения (а, в, с,...,k).
В тех случаях, когда в качестве тренда используется гиперболическая, экспоненциальная, степенная, логистическая и некоторые другие функции, первоначально проводится линеризация кривой, позволяющая перейти от нелинейных связей к линейным (табл.2).
Для оценки правильности выбора аналитической зависимости наряду с вариациями расчетных значений по отношениям к исходным уровням динамического ряд, индексом корреляции и коэффициентом детерминации используется также и специальный показатель – критерий Р.Фишера (F). F-критерий определяется по формуле
, (17)
где - факториальная дисперсия, характеризующая вариацию за счет фактора t;
- остаточная дисперсия, характеризующая отклонения между исходными и расчетными значениями переменной .
Т а б л и ц а 2 - Линеризация функций
Функция | Вид уравнения | Способы замены переменных | Линеризованное уравнение |
Гиперболическая | Заменяем | ||
Степенная | 1.Логарифмируем 2.Заменяем | ||
Экспоненциальная | 1.Логарифмируем 2.Заменяем | ||
Логистическая | 1.Преобразуем 2.Заменяем | ||
Простая модифицированная экспоненциальная | Заменяем |
Дисперсии и определяются путем деления суммы квадратов отклонений не на количество уровней динамического ряда, а на число степеней свободы. Эти расчеты ведутся по формулам
; (18)
. (19)
где N –количество констант в уравнении регрессии;
n –количество элементов в динамическом ряду.
Правильность выбора уравнения тренда определяется сравнением F-критерия, рассчитанного по формуле (17) с табличной величиной (см.приложение А).
Табличное значение критерия Р.Фишера устанавливается для и степеней свободы и выбираемой доверительной вероятности (Р). Доверительная вероятность определяет степень достоверности суждения о возможных значениях статистических характеристик. Чаще всего используется доверительные вероятности Р=0,95 или Р=0,99.
Степени свободы рассчитываются по формулам
; (20)
. (21)
Если F окажется больше Fт, то уравнение тренда можно использовать для описания закономерности .
Экстраполяция одиночных динамических рядов позволяет установить точечные значения переменной на перспективу. Однако вследствие того, что отсутствует функциональная связь между показателем и временем t, реальная величина переменной после окончания периода упреждения может отличаться от прогнозной. Эти отклонения могут возникнуть по ряду причин:
- из-за того, что уровни временного ряда представляют не генеральную, а выборочную совокупность – так называемую выборку;
- воздействием на прогнозируемый показатель не только аргумента t, но и множества факторов, не включенных в уравнение.
Эти обстоятельства требуют выполнения специальной проверки результатов прогнозирования.
В ходе такой проверки решаются две задачи по оценке пригодности уравнения, построенного по выборочным данным, и определение возможных отклонений от точечного прогноза, полученного методом экстраполяции функции.
Статистическая значимость параметров уравнения тренда выполняется на основе расчета доверительной зоны выборочной линии регрессии, в рамках которой может располагаться линия тренда.
Для уравнения линейной зависимости - построение доверительной зоны выполняется в следующем порядке:
- определяется значимость параметров «а» и «b» по формулам
; 22)
, (23)
где - случайная ошибка параметра «a»;
- случайная ошибка параметра «b»;
- остаточное среднее квадратическое отклонение, рассчитываемое по формуле
; (24)
- оцениваются расхождения между уравнениями выборочной и генеральной совокупности по t – критерию Стьюдента. Значение этого критерия рассчитывается по формулам:
; (25)
. (26)
Полученные и сравниваются с табличными tт, найденными для K=n-2 степеней свободы и принятой вероятности 0,95 или 0,99 (см.приложение Б). Если tф > tт , то параметры «а» и «b» считаются статистически значимыми и могут быть использованы для расчета переменной . Если tф < tт, то расхождения от линии регрессии, полученной по всей генеральной совокупности, недопустимо велики;
- находятся доверительные границы параметров «а» и «b» по формулам:
; (27)
. (28)
Зная и , можно в пределах точности выбранной вероятности утверждать, что в генеральном уравнении тренда, т.е. уравнении, построенном по всей генеральной совокупности признаков временного ряда, параметры «аг» и «bг» принимают одно из значений
и .
Для графического отображения доверительной зоны для каждого значения t по формуле (29) определяют ординаты точек по верхней и нижней граничным кривым ( )
, (29)
где , (30)
.
Расположение граничных кривых определяется соединением плавными линиями отдельно точек и .
На точность прогноза оказывает воздействие не только расхождения между константами («а» и «b») уравнений, построенных по выборочным совокупностям. Конечный результат зависит также и от величины отклонений между расчетными значениями признака - и их фактическими уровнями - .
Для определения интервала колеблемости переменной на момент прогноза необходимо к уже рассмотренным источникам вариации (колеблемость параметров «а» и «b») добавить отклонения фактических значений переменной по отношению к точкам на линии регрессии .
Доверительные интервалы для индивидуальных значений признака определяются по формуле , (31)
где . (32)
Зная , можно с заданным уровнем вероятности утверждать, что фактическое значение прогнозируемой величины не выйдет за пределы доверительных интервалов.
Правила оформления курсовой работы
Курсовая работа печатается с помощью средств компьютерной техники на одной стороне стандартного листа формата А4. Объем курсовой работы – от 25 до 35 страниц. Текст основной части печатается 14 шрифтом Times New Roman, с полуторным интервалом. Абзацный отступ – 1,25 мм.
Размер левого поля – 30 мм, правого – 15 мм, верхнего – 15 мм, нижнего – 25 мм. На странице располагается от 28 до 30 строк.
Титульный лист и индивидуальное задание на курсовую работу включаются в общую нумерацию, но номера страниц на них не проставляются. Номера страниц проставляют, начиная с содержания, в нижнем правом углу листа.
Текст основной части курсовой работы должен быть разбит на разделы и подразделы. Разделы нумеруют арабскими цифрами без точки после номера и названия раздела и подраздела.
Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится, например, «2.3». Подразделы могут быть разбиты на пункты. Пункты нумеруют арабскими цифрами в пределах подраздела.
Заголовки разделов выполняют 16 шрифтом, полужирно. Заголовки подразделов выполняют 14 шрифтом, полужирно. Заголовки разделов и подразделов выделяют двойным интервалом.
Разделы (введение, заключение, список использованных источников и приложения) следует начинать с новой страницы.
Нумерация листов работы с приложениями должна быть сквозная.
Лист должен быть заполнен не менее, чем на 75 %. В нумерации заголовков точки не ставятся. Не допускается перенос в словах заголовка.
Оформленная курсовая работа должна быть прошита. На обороте последней страницы студент ставит свою подпись и дату выполнения как автор работы. Студент отвечает за грамотность и аккуратность оформления курсовой работы.
Приложенияобозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Е, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение» с прописной буквы. На следующей строчке учитывается характер приложения (обязательное, рекомендуемое или справочное). Рисунки, таблицы и формулы, помещаемые в приложении, нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого приложения.
Приложение должно иметь заголовок, который записывают с прописной буквы отдельной строкой и отражают в содержании курсовой работы. В основном тексте курсовой работы делают ссылки на приложения (например, в приложении А).
Формулы, за исключением формул, помещаемых в приложении, должны нумероваться сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках (1). На все формулы должны быть ссылки по тексту (например, «Расчет степеней свободы произведем по формулам (20, 21)»). Допускается нумерация формул в пределах раздела. Номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенной точкой (например, 4.20, 4.21).
Формулы, помещаемые в приложении, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения, с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения (например, формула (В.1)).
Все иллюстрации обозначаются словом «Рисунок» и нумеруются арабскими цифрами. Данное обозначение размещают непосредственно под рисунком с абзацного отступа. Расстояние от обозначения до следующего за рисунком текста составляет от 6 до 12 пт.
При ссылках на иллюстрации следует писать «В соответствии с рисунком 1….» или «…что представлено на рисунке 1».
Для наглядности и удобства сравнения показателей применяют таблицы. Каждая таблица должна иметь номер и название. Слово
«Т а б л и ц а» и ее название начинают с прописной буквы и располагают с начала строки над таблицей. Расстояние между текстом и названием таблицы может составлять от 6 до 12 пт.
Ссылка на литературу по тексту проводится в виде номера, соответствующего литературному источнику или нормативному документу, приведенному в библиографическом списке и заключенному в квадратные скобки. Последовательность расположения источников в библиографическом списке должна соответствовать последовательности упоминания их в тексте.
Основные элементы списка использованных источников: фамилия автора и его инициалы; название книги без кавычек; место издания; название издательства; год издания; номер (номера) страницы.