Флагманские магазины: центр маркетинговых коммуникаций
Флагманские магазины в секторе моды класса люкс существуют в качестве материального, ясно выраженного олицетворения бренда на внешнем рынке (об этом пойдет речь в разделе, посвященном языку флагманов). Возможно, наилучшим примером данного факта служит открытие компанией Louis Vuitton в конце 2004 года в Шанхае флагманского магазина площадью в 900 м2. На сегодня это самый крупный магазин категории люкс, открытый в Китае. На его 1 0-метровом стеклянном фасаде был вытравлен фирменный символ бренда — шахматная клетка Damier (LVMH, 2004). Шанхайский магазин компании символизирует уверенное и экстравагантное заявление бренда Louis Vuitton о его серьезных намерениях на рынке Китая. Целью его открытия является также привлечение общественного внимания и порождение интереса со стороны приверженцев бренда в Шанхае, что, будем надеяться, поспособствует росту его продаж.
Флагманы, подобные яркому и пафосному строению ведущего магазина Donna Karan на Бонд-стрит в Лондоне, можно назвать примерами коммуникационных посылов, которые вызывают интерес, привлекают внимание и гарантируют, что бренд появится и останется в списке покупок целевого потребителя. Продажи компании на внешнем рынке могут осуществляться через флагманский магазин или же через другие ее торговые точки и сторонние складские предприятия. Однако для некоторых ретейлеров, таких как итальянский люксовый бренд мужской одежды Ermenegildo Zegna, большая часть продаж на внешнем рынке приходится именно на их флагманские магазины. В случае с Zegna 45 % от объема продаж компании в Великобритании поступает от ее флагмана, расположенного на Бонд-стрит (Foster, 2004)
Тем не менее нередко большую часть объема приносят другие каналы, в частности универсальные магазины, работающие на условиях концессии, и сторонние оптовые компании, имеющие запасы готовой продукции. В подобных случаях главное назначение флагмана сводится к стимулированию и поддержке продаж в других торговых точках, при этом расположение его и складских предприятий в одном городе — необязательное условие для извлечения пользы из оказываемого флагманским магазином воздействия. Например, расположенные за пределами Лондона британские оптовые компании, имеющие запасы готовой продукции, признают благоприятный эффект столичного «флагмана» в том, что касается спроса на модные товары. Важное влияние может также оказывать освещение в печати открытия новых магазинов или мероприятий с участием звезд, проводимых во флагманах. К тому же увеличение осведомленности все большего числа клиентов таких компаний о флагманских магазинах в Лондоне, возможность их посещения на регулярной основе и повышенное общественное внимание способствуют приобретению товаров люксовых брендов на региональном уровне. Тем не менее в будущем в результате увеличения в Великобритании числа местных магазинов, напрямую управляемых ретейлерами люксовых брендов, положение независимых компаний, имеющих запасы готовой продукции, может стать менее прочным, что служит своего рода предостережением для их кажущегося на первый взгляд очевидным симбиотического родства с флагманами (Foster, 2004).
Помещения флагманских магазинов превосходно подходят и не менее успешно используются для проведения различного рода мероприятий, рекламирующих люксовые бренды тем лицам, которые формируют общественное мнение в секторе моды класса люкс. Значимость рекламы с участием звезд и связанных с ними тесных ассоциаций давно была признана компаниями этой отрасли неоспоримой (Breward, 2003). Знаменитости, в свою очередь, получают возможность побывать на очередном торжественном мероприятии под прицелами фотокамер и покинуть магазин с бесплатной (как правило) продукцией. Помимо предоставления помещения для проведения мероприятий с участием звезд, флагманский магазин — это возможность для компании продемонстрировать fashion-прессе ее полные коллекции, что особенно актуально перед началом нового сезона.
Создание и развитие благоприятных взаимоотношений с fashion-прессой имеет для модного люксового бренда первостепенное значение. И если освещение в редакционных статьях ведущих ежемесячных журналов моды определяется уровнем затрат, выделенных брендом на рекламу в данной публикации, то освещение в газете в большей степени зависит от суждения самих издателей и авторов в индустрии моды. Для оказания влияния на репортеров, работающих в этой сфере, многие компании в секторе моды класса люкс создают местную пресс-службу и комплектуют ее штат. Задача данной службы — представлять бренд местным средствам информации, своевременно обеспечивая их корпоративными фотографиями (пригодными для использования в публикациях), информацией о компании и ее продукции, а также образцами товаров, составляющих основу ассортимента бренда в текущем сезоне, которые можно использовать для снимков. Благодаря своему расположению в главном модном районе города, флагманский магазин, сотрудничающий с пресс-службой, является гарантией того, что бренд останется в памяти местных fashion-репортеров.
Не следует забывать о важной роли флагманского магазина в формировании и сохранении лояльности потребителя. Благодаря проведению таких инициатив, как эксклюзивные показы мод, персональные вечера покупок и РR- мероприятия (например, выпуск книги), флагманский магазин служит своеобразным центром, где устанавливаются и укрепляются взаимоотношения между брендом и его ключевым потребителем. Согласно недавнему сообщению Armani Group, 52 % от объема продаж компании принесли 5 % покупателей их флагманского магазина. Пользуясь данными о годовой стоимости кредитной карточки, Armani установила, что в отличие от других торговых предприятий, у которых на 20 % потребителей пришлось 60 % товарооборота, для их компании тот же показатель достиг уровня 80 % (Ody, 2005). Следовательно, Armani Group придерживается стратегии, призывающей потребителей, которые тратят наибольшее количество денег, к более частому посещению флагманского магазина.