Возможности международных компаний в условиях Европейского союза
Европейский союз представляет собой крупнейшее в мире и наиболее развитое интеграционное объединение 27 государств. Его территория 3982 тыс. км2, население 452 млн. чел., ВВП - 9031 млрд. долл., внешнеторговый оборот - 5062 млрд. долл. Это одно из самых динамичных и результативных интеграционных объединений в современной мировой экономике.
К началу XXI в. Европейский союз стал своеобразной моделью, демонстрирующей впечатляющие результаты международной экономической интеграции. Выступая самым крупным торгово-экономическим партнером России, Евросоюз в перспективе может стать составной частью Общего европейского экономического пространства (ОЕЭП).
Тенденция интеграционного процесса развития ОЕЭП предусматривает движение к единому внутреннему рынку европейских стран и России с государствами, входящими в СНГ (или некоторыми из них). В результате осуществления такой программы могут быть устранены тарифные и нетарифные ограничения во взаимной торговле товарами и услугами, включая транспортные и финансовые услуги; ликвидированы все ограничения на движение капитала между государствами в рамках ОЕЭП; введены единообразные технические стандарты; открыты рынки государственных закупок для всех стран ОЕЭП.
На Европу приходится 2/3 внешнеторгового оборота России. В соответствии с концепцией, одобренной на Римском саммите Россия-ЕС в 2003 г., создание ОЕЭП будет содействовать сближению правовых и экономических систем России и Евросоюза, углублению инвестиционного взаимодействия, решению вопросов сопряженности транспортных систем, реализации проектов, имеющих общеевропейское значение, развитию научно-технического сотрудничества.
Международным компаниям с развитием интеграционных процессов в ЕС представляются все более широкие возможности сотрудничества с европейскими фирмами. По заявлению руководящих органов ЕС функционирование предприятий в условиях интеграции характеризуется:
- свободным доступом на внутренний рынок любой страны -
члена интеграционной группировки, ценообразованием на основе соотношения спроса и предложения, действенной правовой системой,
включающей регулирование прав собственности, высокоразвитым
финансовым рынком, способствующим направлению сбережений населения в производственные инвестиции;
- согласованной экономической политикой, обеспечивающей
стабильный и предсказуемый климат для предпринимательской деятельности, развитой инфраструктурой в области энергетики, транспорта и телекоммуникаций;
- государственной помощью предпринимателям (прежде всего
малым и средним предприятиям), повышением доли малого и среднего бизнеса в экономике интеграционной группировки.
При этом условия международного сотрудничества имеют свою специфику. Так, в начале текущего века ЕС располагал следующим комплексом торгово-политических инструментов: единый таможенный тариф, единый режим экспорта и импорта сельскохозяйственных товаров, антидемпинговые процедуры, контроль над импортом и одностороннее контингентирование ввоза, соглашения о «добровольном» ограничении экспорта в ЕС (в основном текстиля и черных металлов). По правилам, действующим в ЕС, ни одна из стран-участниц не может самостоятельно (без консультаций с другими странами-участницами) вести торговые переговоры с третьими странами и подписывать с ними торговые соглашения. В последние годы в соглашения, заключаемые от имени ЕС, все чаще включаются вопросы промышленного и научно-технического сотрудничества, выходящие за рамки торговой политики.
Выступая как единое целое, страны ЕС усиливают свои позиции при отстаивании, как национальных интересов, так и интересов ЕС путем проведения общей торговой политики (ОТП). Главными ее целями являются защита внутреннего рынка ЕС от иностранной конкуренции и содействие продвижению европейских товаров на внешние рынки.
Основным инструментом достижения указанных целей служит:
1) единый таможенный тариф (ЕТТ). Уровень ставок ЕТТ в середине первого десятилетия XXI в. для промышленных товаров составлял в среднем 3,6%, а сельскохозяйственных - 16,2%. При этом по некоторым чувствительным к иностранной конкуренции товарам пошлины ЕТТ оставались более высокими. Этот уровень ставок ЕТТ стал результатам договоренности о снижении таможенных тарифов, достигнутой в ходе многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ/ВТО.
2) К другим инструментам общей торговой политики ЕС следует отнести импортные квоты по ряду товаров (таких, как сталь, зерно), антидемпинговые, компенсационные и другие защитные меры, технические правила и стандарты, нормы санитарного и фитосанитарного контроля, требования по безопасности товаров для потребителей и т.д. В отношениях с государствами - членами ВТО перечисленные инструменты применяются в соответствии с правилами ВТО.
3) Наряду с коллективными средствами торговой политики страны ЕС продолжают применять разнообразные меры национального характера, например, предоставление экспортных кредитов остается прерогативой национальных правительств. По мере унификации технических норм и стандартов, санитарного контроля, административных правил вырабатываются дополнительные коллективные средства, которые могут использоваться в протекционистских целях.
Так, согласно регламенту - члены ЕС установили обязательную маркировку генетически модифицированных продуктов. Сельскохозяйственные культуры, продукты их переработки, корма для животных, масла, крахмал подлежат проверке и соответствующей маркировке, если они отличаются от своих естественных аналогов по составу или питательным свойствам и могут воздействовать на здоровье из-за наличия аллергенов или других элементов, а также, если они создают этические проблемы для потребителей.
4) Регулирование импорта - единый таможенный тариф, который применяется в торговых отношениях участников ЕС с третьими странами. Размеры ставок таможенных пошлин на конкретные товары установлены в зависимости от степени обработки сырья. Если само сырье, которое не производится или которого не хватает в странах ЕС, ввозится беспошлинно или с небольшим обложением, то пошлины на полуфабрикаты (и тем более на готовые изделия) заметно выше.
5) Общая система преференций применяется преимущественно в отношениях с развивающимися странами. Она принята в одностороннем порядке на невзаимной основе в соответствии с решениями ЮНКТАД. В 1993 г. Евросоюз распространил общую систему преференций на Россию и страны СНГ. Теперь большинство промышленных товаров может ввозиться из России в государства ЕС беспошлинно. Тарифные преференции не распространяются только на текстильную, рыбную продукцию, а также на товары номенклатуры ЕОУС (Европейского объединения угля и стали, образованного в 1951 г. ФРГ, Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом с целью централизации, планирования, контроля за объемом и ассортиментом продукции предприятий черной металлургии).
Общая система преференций функционирует на основе ежегодно пересматриваемых схем, утверждаемых Советом ЕС. Основной целью контроля за действием системы является обеспечение ввоза товаров на льготных условиях только из тех стран, которым предоставлен преференциальный режим, а также только тех товаров, на которые этот режим распространяется. Так, по правилам установления страны происхождения товар считается происходящим из данного государства, если он полностью произведен в этой стране или произведен в ней с использованием импортных материалов, подвергшихся существенной обработке. Страна-экспортер удостоверяет факт происхождения своего товара, предоставляя соответствующий документ - сертификат, выдаваемый исключительно таможенными властями.
6) Контингентирование и контроль над импортом используются в ЕС с целью ограничения или пресечения ввоза товаров, конкурирующих с продукцией стран - членов ЕС. Роль контингентирования проявляется в отдельных секторах торговли (например, текстиль, черные и цветные металлы). Для поступления таких товаров в обращение на территории Евросоюза требуется разрешение на импорт или подобный документ, выданный компетентными органами соответствующих стран-участниц в пределах установленных квот. В частности, Евросоюз ввел в действие ограничения на ввоз алюминия из стран бывшего СССР, причину которых Комиссия Европейского союза (КЕС) мотивировала тем, что наши предприятия пользуются огромным преимуществом в виде искусственно заниженных цен на энергию и применяют гораздо менее строгие экологические нормы.
7) Соглашения о «добровольном» ограничении экспорта формально являются результатом договоренности между импортером и экспортером. Фактически они навязываются экспортеру под угрозой применения более жестких ограничительных мер. Наиболее ярким примером «добровольного» ограничения экспорта служит серия соглашений ЕС с основными поставщиками текстильных изделий и черных металлов.
8) Антидемпинговые процедуры относятся к числу нетарифных барьеров, активно используемых Евросоюзом для сдерживания импорта из третьих стран. КЕС, осуществляющая антидемпинговую политику Евросоюза, проводит сравнение фактических экспортных и внутренних цен в стране-экспортере, а величина демпинга определяется размером превышения внутренней цены данного товара над экспортной.
Антидемпинговое законодательство ЕС предписывает введение защитных мер одновременно на территории всех стран - членов Евросоюза независимо от того, в какую из этих стран направляется товар, ставший объектом обвинения в демпинге. Наряду с другими развитыми странами - США, Канадой, Австралией - ЕС относится к государствам, часто прибегающим к антидемпинговым расследованиям. При этом дополнительное обложение товаров антидемпинговой пошлиной в ЕС настолько значительно, что, снижая конкурентоспособность иностранных товаров, антидемпинговые пошлины часто фактически закрывают для экспортеров из третьих стран рынок сбыта на территории Европейского союза.
К особенно конкуренточувствительным товарам в ЕС относят сельскохозяйственную продукцию. Конкурентам из третьих стран в Европейском союзе противостоит единая таможенная защита на сельхозпродукты. С этой же целью руководящие органы ЕС устанавливают единые цены на продукцию сельского хозяйства. Инструментом поддержания единых, внутренних цен па более высоком уровне, чем мировые цены, являются компенсационные сборы, которые образуются из разницы между едиными ценами на сельхозпродукцию и ценами мирового рынка. Эта разница взимается при импорте сельскохозяйственных товаров из стран, не являющихся членами ЕС.
9) Технические барьеры относятся к мерам нетарифного характера. Это нормы и стандарты на промышленную продукцию, обращающуюся внутри группировки и ввозимую извне,- качественные характеристики, дозировка компонентов и т.п. Наряду с процессом гармонизации национальных норм и разработки для всех стран - членов ЕС единых стандартов на промышленную продукцию с 1985 г. в Евросоюзе действует упрощенный порядок: единые нормы устанавливаются для крупных товарных групп (автомобили, электротехническое оборудование), а не для отдельных товаров и только по основным параметрам, имеющим значение с точки зрения охраны окружающей среды, защиты интересов потребителей и т.д.
10) В течение последних десяти лет в ЕС значительно ужесточились экологические нормы: установлены максимально допустимые уровни содержания вредных веществ в выхлопных газах автомобилей, что сокращает доступ легковых автомобилей на рынок стран - членов Евросоюза, а также в ряде случаев препятствует транзитным перевозкам грузов по территории этих стран на иностранных грузовиках. В начале XXI в. ужесточились требования ЕС в отношении шума гражданских самолетов и ожидается повышение требований к чистоте железнодорожных цистерн, перевозящих нефтепродукты.
Регулирование экспорта (экспортный контроль и ограничение вывоза) распространяется в ЕС на небольшую группу товаров в целях национальной безопасности стран - членов Евросоюза, сохранения национальных богатств, защиты интеллектуальной собственности, охраны жизни и здоровья населения, внешней среды. При возникновении угрозы дефицита каких-либо товаров в ЕС предусмотрено введение глобальных ограничений на определенные виды экспорта за пределы Евросоюза. Так было с поставками в бывшие страны СЭВ лома и отходов меди и никеля.
В Евросоюзе сохраняется самостоятельность стран-членов в применении многих важных инструментов внешнеэкономической экспансии: государственное субсидирование экспорта, экспортные кресты, различные налоговые, административные и прочие методы оказания помощи экспортерам.
В настоящее время регулирование экспорта промышленной продукции в Евросоюзе осуществляется главным образом с помощью механизма координации политики стран-членов. Особое внимание уделяется согласованию условий предоставления экспортных кредитов. С этой целью создан специальный орган - группа по координации политики в области страхования, гарантий и финансовых кредитов, в которую входят представители всех стран Евросоюза, а также КЕС.
Прочие инструменты регулирования экспорта преимущественно административные:
- количественные ограничения (нефть и продукты ее перегонки);
- прямой запрет экспорта;
- лицензирование (химические продукты, радиоактивные вещества).
К особенностям регулирования вывоза сельскохозяйственной продукции относится субсидирование экспорта. Общая сумма расходов Сельскохозяйственного фонда ЕС (составная часть единого бюджета Евросоюза) достигает 40 % всех затрат на проведение единой аграрной политики. В большинстве случаев субсидии значительно превышают мировые цены на соответствующие товары (зерновые, молочные продукты). Уровень субсидий определяется КЕС в каждом конкретном случае.
С 1 января 1999 г. Европейский союз осуществляет единую денежно-кредитную политику. Введена единая валюта - евро, создан новый национальный институт - Европейский центральный банк, который вместе с национальными центральными банками является основой европейской системы центральных банков. Создание Европейского валютного союза (ЕВС) относится к наиболее значительным событиям не только в Европе, но и в мировой экономике в целом.
На вновь принятые в Евросоюз государства не распространяются все льготы и права «старых» членов ЕС. Новые члены - 12 государств, не являются членами ЕВС. В течение 7 лет на них не распространяется режим свободного передвижения рабочей силы через границы стран - членов Евросоюза. 10 лет им дано на выравнивание условий сельскохозяйственного производства с уровнем западноевропейских стран. В то же время полномасштабное открытие рынков стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) для западноевропейских компаний, конкуренции с которыми предприятия ЦВЕ не выдерживают, приводит к включению предприятий ЦВЕ в систему транснациональных корпораций.
Для международных компаний предоставляется возможность принять участие в концентрации и интеграции европейской науки, в создании структуры единого европейского научного пространства. К приоритетам этой программы относятся: геномика и биотехнологии в медицине, технологии информационного общества, нанотехнологии, аэронавтика, космосбезопасность и качество питания, устойчивое развитие, глобальные изменения и экосистемы. С целью привлечения ученых всего мира к участию в Шестой рамочной программе руководство ЕС ослабило ограничения на иммиграцию для особо нужных специалистов. В программе принимают участие и российские ученые.
Расширение Европейского союза за счет принятия в него 12 стран Центральной и Восточной Европы придало новые особенности европейскому интеграционному процессу. При этом дальнейшее расширение ЕС весьма возможно за счет принятия в него в перспективе Турции, Балканских государств, а также стран восточного Средиземноморья.
3.