Возможности международных компаний в условиях Европейского союза

Европейский союз представляет собой крупнейшее в мире и наи­более развитое интеграционное объединение 27 государств. Его тер­ритория 3982 тыс. км2, население 452 млн. чел., ВВП - 9031 млрд. долл., внешнеторговый оборот - 5062 млрд. долл. Это одно из самых динамичных и результативных интеграционных объединений в современной мировой экономике.

К началу XXI в. Европейский союз стал своеобразной моделью, де­монстрирующей впечатляющие результаты международной экономической интеграции. Выступая самым крупным торгово-экономиче­ским партнером России, Евросоюз в перспективе может стать состав­ной частью Общего европейского экономического пространства (ОЕЭП).

Тенденция интеграционного процесса развития ОЕЭП предусмат­ривает движение к единому внутреннему рынку европейских стран и России с государствами, входящими в СНГ (или некоторыми из них). В результате осуществления такой программы могут быть устранены тарифные и нетарифные ограничения во взаимной торговле товарами и услугами, включая транспортные и финансовые услуги; ликвидиро­ваны все ограничения на движение капитала между государствами в рамках ОЕЭП; введены единообразные технические стандарты; от­крыты рынки государственных закупок для всех стран ОЕЭП.

На Европу приходится 2/3 внешнеторгового оборота России. В со­ответствии с концепцией, одобренной на Римском саммите Россия-ЕС в 2003 г., создание ОЕЭП будет содействовать сближению право­вых и экономических систем России и Евросоюза, углублению инве­стиционного взаимодействия, решению вопросов сопряженности транспортных систем, реализации проектов, имеющих общеевропей­ское значение, развитию научно-технического сотрудничества.

Международным компаниям с развитием интеграционных про­цессов в ЕС представляются все более широкие возможности сотруд­ничества с европейскими фирмами. По заявлению руководящих орга­нов ЕС функционирование предприятий в условиях интеграции ха­рактеризуется:

- свободным доступом на внутренний рынок любой страны -
члена интеграционной группировки, ценообразованием на основе соотношения спроса и предложения, действенной правовой системой,
включающей регулирование прав собственности, высокоразвитым
финансовым рынком, способствующим направлению сбережений на­селения в производственные инвестиции;

- согласованной экономической политикой, обеспечивающей
стабильный и предсказуемый климат для предпринимательской дея­тельности, развитой инфраструктурой в области энергетики, транспорта и телекоммуникаций;

- государственной помощью предпринимателям (прежде всего
малым и средним предприятиям), повышением доли малого и средне­го бизнеса в экономике интеграционной группировки.

При этом условия международного сотрудничества имеют свою специфику. Так, в начале текущего века ЕС располагал следующим комплексом торгово-политических инструментов: единый таможен­ный тариф, единый режим экспорта и импорта сельскохозяйственных товаров, антидемпинговые процедуры, контроль над импортом и од­ностороннее контингентирование ввоза, соглашения о «доброволь­ном» ограничении экспорта в ЕС (в основном текстиля и черных ме­таллов). По правилам, действующим в ЕС, ни одна из стран-участниц не может самостоятельно (без консультаций с другими странами-уча­стницами) вести торговые переговоры с третьими странами и подпи­сывать с ними торговые соглашения. В последние годы в соглашения, заключаемые от имени ЕС, все чаще включаются вопросы промыш­ленного и научно-технического сотрудничества, выходящие за рамки торговой политики.

Выступая как единое целое, страны ЕС усиливают свои позиции при отстаивании, как национальных интересов, так и интересов ЕС путем проведения общей торговой политики (ОТП). Главными ее це­лями являются защита внутреннего рынка ЕС от иностранной конку­ренции и содействие продвижению европейских товаров на внешние рынки.

Основным инструментом достижения указанных целей служит:

1) единый таможенный тариф (ЕТТ). Уровень ставок ЕТТ в середине первого десятилетия XXI в. для промышленных товаров составлял в среднем 3,6%, а сельскохозяйственных - 16,2%. При этом по некото­рым чувствительным к иностранной конкуренции товарам пошлины ЕТТ оставались более высокими. Этот уровень ставок ЕТТ стал результатам договоренности о снижении таможенных тарифов, дос­тигнутой в ходе многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ/ВТО.

2) К другим инструментам общей торговой политики ЕС следует от­нести импортные квоты по ряду товаров (таких, как сталь, зерно), ан­тидемпинговые, компенсационные и другие защитные меры, техни­ческие правила и стандарты, нормы санитарного и фитосанитарного контроля, требования по безопасности товаров для потребителей и т.д. В отношениях с государствами - членами ВТО перечисленные инструменты применяются в соответствии с правилами ВТО.

3) Наряду с коллективными средствами торговой политики страны ЕС продолжают применять разнообразные меры национального ха­рактера, например, предоставление экспортных кредитов остается прерогативой национальных правительств. По мере унификации тех­нических норм и стандартов, санитарного контроля, административ­ных правил вырабатываются дополнительные коллективные средства, которые могут использоваться в протекционистских целях.

Так, согласно регламенту - члены ЕС установили обязательную маркировку генетически модифицированных продук­тов. Сельскохозяйственные культуры, продукты их переработки, корма для животных, масла, крахмал подлежат проверке и соответствую­щей маркировке, если они отличаются от своих естественных анало­гов по составу или питательным свойствам и могут воздействовать на здоровье из-за наличия аллергенов или других элементов, а также, ес­ли они создают этические проблемы для потребителей.

4) Регулирование импорта - единый таможенный тариф, который применяется в торговых отношениях участников ЕС с третьими стра­нами. Размеры ставок таможенных пошлин на конкретные товары ус­тановлены в зависимости от степени обработки сырья. Если само сырье, которое не производится или которого не хватает в странах ЕС, ввозится беспошлинно или с небольшим обложением, то пошлины на полуфабрикаты (и тем более на готовые изделия) заметно выше.

5) Общая система преференций применяется преимущественно в от­ношениях с развивающимися странами. Она принята в односторон­нем порядке на невзаимной основе в соответствии с решениями ЮНКТАД. В 1993 г. Евросоюз распространил общую систему префе­ренций на Россию и страны СНГ. Теперь большинство промышлен­ных товаров может ввозиться из России в государства ЕС беспошлинно. Тарифные преференции не распространяются только на текстильную, рыбную продукцию, а также на товары номенклатуры ЕОУС (Евро­пейского объединения угля и стали, образованного в 1951 г. ФРГ, Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом с целью централизации, планирования, контроля за объемом и ассор­тиментом продукции предприятий черной металлургии).

Общая система преференций функционирует на основе ежегодно пересматриваемых схем, утверждаемых Советом ЕС. Основной целью контроля за действием системы является обеспечение ввоза товаров на льготных условиях только из тех стран, которым предоставлен пре­ференциальный режим, а также только тех товаров, на которые этот режим распространяется. Так, по правилам установления страны про­исхождения товар считается происходящим из данного государства, если он полностью произведен в этой стране или произведен в ней с использованием импортных материалов, подвергшихся существенной обработке. Страна-экспортер удостоверяет факт происхождения своего товара, предоставляя соответствующий документ - сертификат, выдаваемый исключительно таможенными властями.

6) Контингентирование и контроль над импортом используются в ЕС с целью ограничения или пресечения ввоза товаров, конкурирующих с продукцией стран - членов ЕС. Роль контингентирования про­является в отдельных секторах торговли (например, текстиль, черные и цветные металлы). Для поступления таких товаров в обращение на территории Евросоюза требуется разрешение на импорт или подоб­ный документ, выданный компетентными органами соответствующих стран-участниц в пределах установленных квот. В частности, Евросо­юз ввел в действие ограничения на ввоз алюминия из стран бывшего СССР, причину которых Комиссия Европейского союза (КЕС) моти­вировала тем, что наши предприятия пользуются огромным преиму­ществом в виде искусственно заниженных цен на энергию и применя­ют гораздо менее строгие экологические нормы.

7) Соглашения о «добровольном» ограничении экспорта формально являются результатом договоренности между импортером и экспорте­ром. Фактически они навязываются экспортеру под угрозой примене­ния более жестких ограничительных мер. Наиболее ярким примером «добровольного» ограничения экспорта служит серия соглашений ЕС с основными поставщиками текстильных изделий и черных металлов.

8) Антидемпинговые процедуры относятся к числу нетарифных барь­еров, активно используемых Евросоюзом для сдерживания импорта из третьих стран. КЕС, осуществляющая антидемпинговую политику Евросоюза, проводит сравнение фактических экспортных и внутрен­них цен в стране-экспортере, а величина демпинга определяется размером превышения внутренней цены данного товара над экспортной.

Антидемпинговое законодательство ЕС предписывает введение за­щитных мер одновременно на территории всех стран - членов Евро­союза независимо от того, в какую из этих стран направляется товар, ставший объектом обвинения в демпинге. Наряду с другими развиты­ми странами - США, Канадой, Австралией - ЕС относится к государствам, часто прибегающим к антидемпинговым расследованиям. При этом дополнительное обложение товаров антидемпинговой по­шлиной в ЕС настолько значительно, что, снижая конкурентоспособ­ность иностранных товаров, антидемпинговые пошлины часто факти­чески закрывают для экспортеров из третьих стран рынок сбыта на территории Европейского союза.

К особенно конкуренточувствительным товарам в ЕС относят сельскохозяйственную продукцию. Конкурентам из третьих стран в Европейском союзе противостоит единая таможенная защита на сельхозпродукты. С этой же целью руководящие органы ЕС устанавливают единые цены на продукцию сельского хозяйства. Инструментом поддержания единых, внутренних цен па более высоком уровне, чем мировые цены, являются компенсационные сборы, которые образу­ются из разницы между едиными ценами на сельхозпродукцию и це­нами мирового рынка. Эта разница взимается при импорте сельскохо­зяйственных товаров из стран, не являющихся членами ЕС.

9) Технические барьеры относятся к мерам нетарифного характера. Это нормы и стандарты на промышленную продукцию, обращаю­щуюся внутри группировки и ввозимую извне,- качественные харак­теристики, дозировка компонентов и т.п. Наряду с процессом гармо­низации национальных норм и разработки для всех стран - членов ЕС единых стандартов на промышленную продукцию с 1985 г. в Евро­союзе действует упрощенный порядок: единые нормы устанавливают­ся для крупных товарных групп (автомобили, электротехническое оборудование), а не для отдельных товаров и только по основным па­раметрам, имеющим значение с точки зрения охраны окружающей среды, защиты интересов потребителей и т.д.

10) В течение последних десяти лет в ЕС значительно ужесточились экологические нормы: установлены максимально допустимые уровни содержания вредных веществ в выхлопных газах автомобилей, что со­кращает доступ легковых автомобилей на рынок стран - членов Ев­росоюза, а также в ряде случаев препятствует транзитным перевозкам грузов по территории этих стран на иностранных грузовиках. В начале XXI в. ужесточились требования ЕС в отношении шума гражданских самолетов и ожидается повышение требований к чистоте железнодо­рожных цистерн, перевозящих нефтепродукты.

Регулирование экспорта (экспортный контроль и ограничение вы­воза) распространяется в ЕС на небольшую группу товаров в целях на­циональной безопасности стран - членов Евросоюза, сохранения на­циональных богатств, защиты интеллектуальной собственности, охраны жизни и здоровья населения, внешней среды. При возникно­вении угрозы дефицита каких-либо товаров в ЕС предусмотрено вве­дение глобальных ограничений на определенные виды экспорта за пределы Евросоюза. Так было с поставками в бывшие страны СЭВ лома и отходов меди и никеля.

В Евросоюзе сохраняется самостоятельность стран-членов в применении многих важных инструментов внешнеэкономической экс­пансии: государственное субсидирование экспорта, экспортные кре­сты, различные налоговые, административные и прочие методы оказания помощи экспортерам.

В настоящее время регулирование экспорта промышленной про­дукции в Евросоюзе осуществляется главным образом с помощью механизма координации политики стран-членов. Особое внимание уде­ляется согласованию условий предоставления экспортных кредитов. С этой целью создан специальный орган - группа по координации политики в области страхования, гарантий и финансовых кредитов, в которую входят представители всех стран Евросоюза, а также КЕС.

Прочие инструменты регулирования экспорта преимущественно административные:

- количественные ограничения (нефть и продукты ее перегонки);

- прямой запрет экспорта;

- лицензирование (химические продукты, радиоактивные веще­ства).

К особенностям регулирования вывоза сельскохозяйственной про­дукции относится субсидирование экспорта. Общая сумма расходов Сельскохозяйственного фонда ЕС (составная часть единого бюджета Евросоюза) достигает 40 % всех затрат на проведение единой аграрной политики. В большинстве случаев субсидии значительно превышают мировые цены на соответствующие товары (зерновые, молочные про­дукты). Уровень субсидий определяется КЕС в каждом конкретном случае.

С 1 января 1999 г. Европейский союз осуществляет единую денежно-кредитную политику. Введена единая валюта - евро, соз­дан новый национальный институт - Европейский центральный банк, который вместе с национальными центральными банками яв­ляется основой европейской системы центральных банков. Создание Европейского валютного союза (ЕВС) относится к наиболее значи­тельным событиям не только в Европе, но и в мировой экономике в целом.

На вновь принятые в Евросоюз государства не распространяются все льготы и права «старых» членов ЕС. Новые члены - 12 государств, не являются членами ЕВС. В тече­ние 7 лет на них не распространяется режим свободного передвиже­ния рабочей силы через границы стран - членов Евросоюза. 10 лет им дано на выравнивание условий сельскохозяйственного производства с уровнем западноевропейских стран. В то же время полномасштабное открытие рынков стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) для западноевропейских компаний, конкуренции с которыми предпри­ятия ЦВЕ не выдерживают, приводит к включению предприятий ЦВЕ в систему транснациональных корпораций.

Для международных компаний предоставляется возможность при­нять участие в концентрации и интеграции европейской науки, в соз­дании структуры единого европейского научного пространства. К приоритетам этой программы относятся: геномика и биотехнологии в медицине, технологии информационного общества, нанотехнологии, аэронавтика, космосбезопасность и качество питания, устойчи­вое развитие, глобальные изменения и экосистемы. С целью привле­чения ученых всего мира к участию в Шестой рамочной программе руководство ЕС ослабило ограничения на иммиграцию для особо нужных специалистов. В программе принимают участие и российские ученые.

Расширение Европейского союза за счет принятия в него 12 стран Центральной и Восточной Европы придало новые особенно­сти европейскому интеграционному процессу. При этом дальнейшее расширение ЕС весьма возможно за счет принятия в него в перспективе Турции, Балканских государств, а также стран восточного Средиземноморья.

3.

Наши рекомендации