Новая стратегия развития страны
Основная идея национальных проектов - инвестиции в человека, вложения в человеческий капитал - соответствовала общей стратегии развития экономики страны. Основным инструментом достижения этой цели должны стать корпорации с преобладанием государстввнного капитала. Ожидается, что они смогут столь же эффективно действовать на мировом рынке, как «Газпром» и «Роснефть».
Реорганизации подвергся Стабилизационный фонд - часть сверхдоходов от экспорта нефти и газа стала сохраняться в резервном фонде, часть направляться на социальные расходы, часть - в фонд будущих поколений (фонд национального благосостояния). Его средства предполагается вложить в развитие инфраструктуры страны: строительство и модернизацию морских и речных портов, аэродромов, дорог; увеличение производства электроэнергии за счёт строительства атомных электростанций (АЭС).
Расширение присутствия государства в стратегически значимых отраслях важно и с точки зрения обеспечения национальной безопасности. Программа перевооружения на 2007-2015 гг. призвана обеспечить Вооружённые силы страны передовой боевой техникой. С 2008 г. срок службы призывников сокращен до 1 года, что стало реальным шагом к созданию профессиональной армии.
В 2004 г. был принят ряд нормативных актов, уточняющих разграничение полномочий между центром и субъектами Федерации. Одним из направлений реформирования федеральных отношений стало укрупнение регионов. Так, Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ (АО) объединились в Пермский край. Таймырский и Эвенкийский АО соединились с Красноярским краем, Корякский АО с Камчатской областью, Усть-Ордынский Бурятский АО с Иркутской областью. Этот процесс продолжает развиваться.
Большой проблемой оставалось слабое развитие и низкая активность институтов гражданского общества. В 2004 г. была создана Общественная палата, члены которой частично назначаются Президентом, частично представляют общественные организации. Она призвана привлекать внимание государственной власти и СМИ к нерешённым и важным проблемам общества и отдельных граждан.
В 2004 г. был принят ряд законов по изменению порядка выборов в Государственную Думу. Выборы по одномандатным округам отменялись, отныне она должна была избираться только по партийным спискам. До 7 % увеличивалось число голосов избирателей, которое необходимо набрать на выборах для прохождения в Думу. Эта мера была призвана содействовать совершенствованию партийно-политической системы России.
Выборы 2007 - 2008 гг,
Выборы в декабре 2007 г. приняли характер референдума по вопросу доверия политике В.В. Путина. Он возглавил избирательный список партии «Единая Россия», выразившей готовность продолжать политику Президента. В итоге «Единая Россия» получила 315 мест в нижней палате парламента. Представляющая интересы левой оппозиции КПРФ завоевала 57 мест, ЛДПР - 40 мест. Партия «Справедливая Россия», возглавленная спикером Совета Федерации С. Мироновым (она объединила силы социал - демократической ориентации - часть распавшегося блока «Родина», Партию пенсионеров, «Партию Жизни»), получила 38 депутатских мандатов.
«Единая Россия» видела важнейшую задачу в сохранении преемственности курса, который вывел Россию в число стран мира с наиболее динамично развивающейся экономикой. Она выдвинула своим кандидатом на пост Президента вице-премьера Д.А. Медведева. Этот выбор был одобрен также партией «Справедливая Россия».
В выборах Президента в марте 2008г. кандидатуру Д.А. Медведева поддержало 70,28 % проголосовавших избирателей. В.В. Путин возглавил партию «Единая Россия» и занял пост Председателя Правительства. Это позволяет обеспечить политическую стабильность в стране, условия для успешного продолжения и углубления реформ.