Проблемы в экономических отношениях России со странами ближнего зарубежья в первые годы существования СНГ
Проблемы 90-х гг. ХХ в. и их нынешнее состояние
Несложно заметить, что проблемы, существовавшие еще в начале истории СНГ сохраняются и в наше время. Зависимость национальных экономик от внешней торговли по-прежнему велика, в этой ситуации страны ближнего зарубежья стремятся найти наиболее привлекательных партнеров и Россия эту конкуренцию выдерживает, к сожалению, с трудом.
Более или менее существенный факт экономических отношений России и стран СНГ состоит в том, что зависимость России от торговли с ними не увеличивается при росте объемов торговли. Оговоримся для большей точности: зависимость растет несравненно более низкими темпами, чем товарооборот. Проиллюстрируем это утверждение цифрами.
Внешнеторговый оборот России в январе-сентябре 2004 г. составил, по оценке, 191.7 млрд. долл. и увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2003 года на 26.9 процента, в том числе со странами дальнего зарубежья - 156.3 млрд. долл. (+24.6%), со странами СНГ - 35.4 млрд. долл. (+37.7 процентов).
На СНГ в январе-сентябре 2004 г. приходилось 18.4% российского товарооборота (в январе-сентябре 2003 г. - 17 процентов).
По данным Федеральной таможенной службы России в товарной структуре экспорта России в страны СНГ (без учета данных Республики Беларусь) в январе - августе 2004 года доля продукции топливно-энергетического комплекса составила 44.2 % от всего объема экспорта в эти страны (в январе - августе 2003 года - 43.3 %), машин и оборудования - 22.3 % (22 %), продукции химической промышленности - 10 % (10.9 %), металлов и изделий из них - 9.6 % (9.3 процента).
По сравнению с январем - августом 2003 года физические объемы поставок нефтепродуктов выросли на 35.6 %, газа природного - на 29.3 %, а нефти сырой - практически не изменились.
По данным Федеральной таможенной службы России в товарной структуре импорта России из стран СНГ (без учета данных Республики Беларусь) в январе - августе 2004 года доля продовольственных товаров и сырья для их производства составила 21.6 % (в январе - августе 2003 года - 21.3 %), машин и оборудования - 20.5 % (18.7 %), металлов и изделий из них - 18.9 % (17.1 %), продукции химической промышленности - 11.3 % (13 процентов).
По сравнению с январем - августом 2003 года выросли физические объемы закупок пшеницы на 74.9 %, кукурузы - в 8.1 раза, черных металлов - на 80.3 % (по стоимости). Наряду с этим импорт физических объемов свежемороженого мяса сократился на 39.5 процента.
Основными торговыми партнерами России в январе - августе 2004 года среди стран СНГ были Белоруссия, товарооборот с которой увеличился на 36 % к аналогичному периоду 2003 года, Украина (+42.1 %), Казахстан (+45 %).
Как показывают приведенные выше данные, не сокращается и масштаб энергетической проблемы: об этом косвенно говорит уже то, что доля энергоносителей в торговле не снижается.
Российская сторона сумела настоять на переходе с 2006 года на денежную форму расчетов за услуги по транзиту и повышению до европейского уровня (160 долларов) цен на природный газ, поставляемый в Украину. Украина, в свою очередь, настаивает на сохранении в 2006 году условий оплаты транзита, действующих в настоящее время.
Предложения повысить цену в 2006 году с 50 долларов до 80 долларов за тысячу кубометров Россия расценивает как не соответствующие европейскому уровню. Украинская сторона оказалась не готовой к такому развитию событий и предложила перенести переговоры на конец этого года.
Напомним, «Нафтогаз Украины» в качестве оплаты услуг по транзиту получает от ОАО «Газпром» (РФ) природный газ по цене 50 долларов за 1 тыс. куб. м.
При этом ставка платы за транзит газа по территории Украины для «Газпрома» составляет 1,09375 долларов за транспортировку 1 тыс. куб. м газа на расстояние 100 км.
Правительство Ющенко, как видим, шло на авантюристические шаги, направленные на то, чтобы добиться от России удержания низких цен на газ, угрожая повысить цены за его транзит.
Конца этому авантюризму не видно. Об этом говорят происходившие в январе провокации на объектах Черноморского флота. Впрочем, прогнозировать развитие ситуации до того, как на Украине пройдут выборы невозможно.
1.3 Россия: ее безопасность и экономические связи в СНГ
Начало реформ в России совпало с распадом единого экономического пространства, упразднением союзного командно-административного механизма управления внешнеэкономической деятельностью и ликвидацией СЭВ. Кардинальное изменение геополитических и геоэкономических реалий в мире повлекло за собой переориентацию внешнеэкономических связей бывших советских республик, включая Россию. В рыночных условиях хозяйственные связи, отлаженные в рамках социалистического разделения труда, оказались во многом неэффективными и нерациональными, что явилось одной из главных причин их свертывания.
Другими основными обстоятельствами, повлекшими снижение товарооборота России с бывшими партнерами по Союзу (исключая Украину и Белоруссию), следует считать существенные различия в уровне экономического развития РФ в сравнении с другими республиками. Отсутствие в большинстве постсоветских стран институциональной инфраструктуры рыночного механизма - основной серьезный тормоз на пути налаживания многостороннего сотрудничества в рамках Содружества.
Чтобы преодолеть негативное воздействие отмеченных обстоятельств, все без исключения постсоветские государства стали широко использовать подход национально-хозяйственного прагматизма в выборе своих внешнеторговых партнеров. В новых условиях они взяли также курс на снижение степени зависимости от России, постепенную переориентацию хозяйственных связей на Запад.
Россия же этим принципом по существу не руководствуется до сегодняшнего дня. Это достаточно подробно иллюстрировалось выше на примере энергетической проблемы. Наряду с этим, экономические отношения со странами СНГ развиваются медленнее, чем со странами дальнего зарубежья.
Россия сохранила торгово-экономические отношения с Белоруссией, которая всегда рассматривалась Москвой в качестве ключевого звена, по сути, единого машиностроительного комплекса двух стран. В первой половине 90-х годов Белоруссия последовала примеру других постсоветских стран в поиске выгодных внешних партнеров. Однако ориентация преобладающей части готовой продукции отечественной промышленности на рынки России и других стран СНГ не позволила республике в одночасье изменить радикальным образом географическую структуру своей внешней торговли. Республика вынуждена по-прежнему сохранять привязанность к рынкам постсоветских стран. В 1999 г. объем ее внешней торговли с государствами СНГ составлял 62,9% в общем товарообороте. В то же время удельный вес стран Содружества во внешнеторговом обороте России в течение 90-х годов значительно понизился, остановившись в последние годы на уровне 21-22%.
Проблемы в экономических отношениях России со странами ближнего зарубежья в первые годы существования СНГ
Внешняя торговля России
Специфика экономических отношений между странами СНГ и Россией состояла в том, что само образование СНГ явилось одним из моментов в развитии кризиса, который привел в начале 90-х к распаду СССР и экономическому коллапсу практически на всей его территории.
Ниже мы рассмотрим экономические отношения внутри СНГ по состоянию на 1993 г., когда завершились наиболее острые конфликты на территории бывшего СССР и в существовании СНГ стала просматриваться определенная стабильность.
В первом квартале 1993 г. в странах СНГ продолжилось нарастание темпов спада производства и роста инфляции. И хотя снижение произведенного в 1992 г. национального дохода в отдельных государствах колебалось от 8,9 - в Узбекистане до 26.8% - в Кыргызстане, ни одному правительству остановить процесс экономической деградации не удалось. В целом общий объем промышленной продукции за прошлый год в сопоставимых ценах по Содружеству сократился на 20%. Вот как охарактеризовал состояние экономики Иван Коротченя, руководитель Рабочей группы СНГ, который заявил: "Согласно статистическим данным в минувшем году по таким важнейшим показателям, как произведенный национальный доход, производительность труда, страны СНГ скатились к уровню 1978 г., по объему промышленной продукции - к уровню 1980 г., по объему продукции сельского хозяйства - к уровню 1974 г., т.е. практически все основные экономические показатели в странах СНГ в 1992 г. по сравнению с 1989-1990 гг. упали в среднем на четверть".
Заключение
Экономические отношения России со странами СНГ имеют, как видно из изложенного выше, двойственный характер.
С одной стороны, законсервированы на уровне кризисного периода 90-х гг. ХХ в. оказались серьезные проблемы, мешающие развитию экономических связей внутри Содружества.
С другой же, масштабы сотрудничества между странами СНГ растут, пах, характерный для всего последнего десятилетия ХХ в. преодолен.
В России и ряде стран СНГ (Белоруссия, Узбекистан, Казахстан) наступает отрезвление от эйфории независимости. Возникает понимание того, что развитие взаимных экономических связей пойдет на пользу всем. Попытки расшатать процесс интеграции предпринимаются сегодня только маргинальными политиками - Саакашвили, Ющенко, т.е. теми, чья авантюристическая политика не может реализовываться в долгосрочной перспективе.
Все это дает основание рассчитывать на интенсификацию интеграционных процессов между постсоветскими странами по мере преодоления ими полосы кризисного состояния. В этом случае вполне могут сбыться слова председателя Совета глав государств Содружества Владимира Путина, сказанные на августовском саммите 2005 г.: "Содружество должно стать механизмом, который помогает сохранить все то лучшее, что было в рамках существования единого государства".