Значение правовой статистики для правоохранительной деятельности

Статистика имеет огромное значение: криминологическое, уго­ловно-правовое, уголовно-процессуальное, пенитенциарное, крими­налистическое, административно-правовое. Ни одна из этих наук не может плодотворно развиваться вне уголовной отрасли правовой статистики. Соответствующие ее показате­ли нужны специалистам административного, гражданского, налого­вого, трудового и других отраслей права, судебным психиатрам и юридическим психологам. Без использования данных правовой ста­тистики немыслимо совершенствование правоохранительных орга­нов — органов внутренних дел, прокуратуры, органов юстиции, адвокатуры, а также судов.

Путем регистрации явлений и процессов ПС позволяет выявлять закономерности и тенденции правонарушений и давать им количественную оценку.

Полученная в результате регистрации, обобщения и изучения множества правонарушений и государственных мер социального контроля информация позволяет контролировать преступность, удерживать ее в определенных границах, снижать уровень общественной опасности.

ПС позволяет обосновать статьи расходов на правоохранительную деятельность.

Уголовно-правовая статистика обеспечивает необходимыми эмпирическими сведениями (об уровне, состоянии, структуре преступности, личности преступника, жертвах, ущербе пр.) все основные направления оперативно-служебной деятельности соответствующих правоохранительных органов.

Статистическая информация о наиболее криминогенных группах населения дает возможность более целенаправленно вести работу в отношении лиц, от которых можно ожидать совершения преступления.

Изучение проблемы виктимности на статистическом уровне (расчет индексов виктимизации) позволяет правильно распределить силы и средства в процессе проведения мер по правовому воспитанию и правовой пропаганде.

Информация ПС используется для оперативного руководства вышестоящих органов подчиненными и постоянного контроля за их деятельностью. Например, проконтролировать соблюдение сроков расследования.

Распространение положительного опыта (например, в вопросах подготовки кадров, финансирования…).

Координация деятельности различных структур правоохранительных органов, органов правосудия.

Например, изучение “географии” преступности в масштабах города дает возможность выявить “горячие точки” и правильно распределить маршруты патрулирования ПМГ, дружинников, патрульных милиционеров.

Совершенствование законодательства. Разработка проектов законов и других нормативных актов обычно предшествует (и должен предшествовать!) тщательный анализ уголовно-статистических материалов.

- определение правовой политики государства в целом и по отдельным направлениям

- изучение эффективности наказания.

- разработка государственной программы борьбы с преступлениями и правонарушениями на длительную перспективу и краткосрочных, на федеральном уровне и региональном.

- разработка проектов законов по различным отраслям права и в области судопроизводства.

- ведомственное нормотворчество (подготовка приказов, инструкций…)

7. Теоретическое исследование правонарушений и связанных с ними проблем. Количественно-качественная характеристика правонарушений позволяет выработать гипотезы и теории о причинах правонарушений, влиянии некоторых экономических и социальных факторов (безработица, миграция…), прогнозировать развитие правонарушений и преступности. Давая необходимый фактический материал, ПС подкрепляет соответствующие научные рекомендации, положения и выводы.

Давая необходимый фактический материал, характеризующий уровень, структуру и динамику преступности, ПС подкрепляет соответствующие научные рекомендации, положения и выводы. Поэтому, чтобы научные исследования не носили чисто умозрительный характер, не были догматическими, они должны опираться на практику борьбы с преступностью. Устанавливая с помощью статистических данных определенные закономерности, ученые глубже познают сложную структуру преступности, что позволяет, в свою очередь, составлять надежные прогнозы и оптимизировать планирование борьбы с преступностью. (Устойчивые распределения видов преступлений, например: на 75 хулиганов - 1 убийство, устойчивые связи между местом совершения преступления и местом жительства преступника, связи между возрастом правонарушителей и видом совершаемых преступлений, связи между характером преступлений и применяемыми орудиями преступных деяний, закономерности интенсивности рецидива и др.).

Перечисленное касается преимущественно уголовно-правовой и административно-правовой статистики. Говоря же о гражданско-правовой, нужно отметить, она используется еще по следующим направлениям:

- констатировать состояние, структуру, динамику гражданско-правовых споров и нарушений, ставших предметом разбирательства в суде

- выяснение причин и условий, способствующих совершению нарушений

- изучение сторон в гражданском процессе

- изучение всей системы мер предупреждения гражданских споров и нарушений (эффективности работы прокуратуры, суда, нотариата)

Заключение

Таким образом, изучающему статистику как науку необходимо уяснить, что статистика — это не только цифровые данные, но один из важнейших методов, позволяющих обнаруживать тенденции и закономерности в развитии общественных явлений и процессов, правотворческой и правоприменительной деятельности правоохранительных органов и давать им количественную оценку там, где, на первый взгляд, отсутствует всякая связь.

В заключение лекции преподаватель должен обратить внимание студентов на основные моменты, подлежащие запоминанию; поставить дискуссионные вопросы, которые необходимо рассмотреть в процессе самоподготовки. Вместе с тем, нужно ответить на вопросы студентов, если таковые имеются, по изложенному материалу.

Наши рекомендации