Ведущие мировые альянсы авиакомпаний
Показатели | Альянсы | |||||||||||
«Стар Альянс» | «Уануорлд» | |||||||||||
«Юнайтед Эйрлайнз» | «Люфтганза» | САС | «Эйр Канада» | «Таи Эйрвейз Интернешнл» | «Вариг Бразилиан Эйрлайнз» | «Америкэн Эйрлайнз» | «Бритиш Эйрвейз» | «Канадиан Эйрлайнз» | «Катай Пасифик Эйрвейз» | «Финнэйр» | «Куантас Эйрлайнз» | |
Количество направлений | ||||||||||||
Страны назначения | ||||||||||||
Количество перевозимы пассажиров млн. человек | 84,2 | 44,5 | 20,8 | 17,5 | 14,8 | 9,9 | 93,0 | 41,0 | 11,0 | 10,0 | 7,2 | 19,0 |
Парк самолетов | ||||||||||||
Валовой доход, млрд. ам. долл. | 17,4 | 13,0 | 5,1 | 3,9 | 3,1 | 3,4 | 18,5 | 9,1 | 2,6 | 4,2 | 1,5 | 5,3 |
В рамках альянса существует всемирная тарифная сеть «Уануорлд», производится обмен идентификационными кодами, а также взаимозачет полетных миль для постоянных пассажиров, недавно введена Единая система бронирования билетов. Необходимое условие членства в альянсе — предоставление полного пакета льгот и услуг, предусмотренных данным объединением перевозчиков. Поэтому авиакомпании финская «Финнэйр» и испанская «Иберия», решившие вступить в «Уануорлд», должны были провести работы по наладке систем слаженных телекоммуникаций, а также переподготовку персонала в соответствии с требованиями альянса. С присоединением двух новых членов маршрутная сеть «Уануорлд» охватила свыше 800 пунктов назначения.
Другое международное объединение авиаперевозчиков «Стар Альянс» было образовано в 1997 г. по инициативе «Люфтганза». Сегодня в него входят авиакомпании Германии, США, Канады, Японии, Австралии, Новой Зеландии, Бразилии и других стран. Ряды членов «Стар Альянс» продолжают расширяться. В 2000 г. в них вступили вторая по значимости британская авиакомпания «Бритиш Мидлэнд» и старейший мексиканский перевозчик «Мексикана Эйрлайнз». С присоединением к альянсу «Бритиш Мидлэнд», базирующейся в лондонском аэропорту «Хитроу», он стал единственным в мире узловым хабом для двух конкурирующих глобальных авиационных альянсов. Общая маршрутная сеть «Стар Альянс» связывает 815 пунктов назначения, расположенных более чем в 130 странах мира. Самолеты авиакомпаний альянса взлетают в среднем через каждые 9 с и выполняют в общей сложности около 9600 рейсов ежедневно.
Кроме «Уануорлд» и «Стар Альянс», существуют и другие подобные объединения перевозчиков «Кволифлайер Труп» и «Вайндс». Недавно в Нью-Йорке было объявлено о создании нового альянса «СкайТим». Его ядром выступили «Дельта Эйрлайнз» и «Эр Франс», сотрудничающие уже несколько лет. По словам создателей, альянс должен в большей степени быть ориентированным на интересы пассажиров, чем все ранее оформленные объединения. Развернутая в средствах массовой информации США, стран Европы, Латинской Америки и Азии рекламная кампания альянса проходит под девизом «Мы заботимся о вас».
В 2003 г. к «СкайТим» планирует присоединиться и «Аэрофлот — Российские Авиалинии». У российского перевозчика есть шансы стать полноправным членом альянса при условии стабильной работы. Пока же ведутся переговоры о создании альянсов авиакомпаний России и СНГ.
Включаясь в процесс глобализации и предусматривая возможные негативные последствия вхождения отечественных фирм в мировое туристское пространство, Россия движется вперед к нормальным цивилизованным отношениям на рынке туризма.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
транснационализация, транснациональная компания, гостиничная цепь, франшиза, контракт на управление, консорциум, трансфертное ценообразование, глобализация, глобальный союз, стратегический альянс
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Какие пути и способы используют ТНК для расширения своего зарубежного присутствия?
2. Назовите общие и особенные черты в транснациональной деятельности авиакомпаний и отелей, с одной стороны, и классических товаропроизводителей, с другой.
3. Перечислите основные стратегии гостиничных ТНК. В чем состоят сильные и слабые стороны каждой из них?
4. Чем объясняется широкое распространение системы франчайзинга в международном гостиничном бизнесе?
5. Каковы причины успеха и кризиса американской модели организации и управления гостиничным бизнесом? В чем состоит отличие американской модели от европейской и азиатской?
6. Назовите всемирно известные торговые марки на рынке гостиничных услуг.
7. Какое воздействие оказывают туристские ТНК на экономику принимающей страны и страны базирования?
8. Объясните механизм трансфертного ценообразования, который используют ТНК в туризме.
9. В какой мере деятельность ТНК обусловливает изменения в туристских потоках?
10. Какое влияние оказывают процессы глобализации на индустрию туризма?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Азар В. И. Экономика и организация туризма. М.,1993.
Александрова А. Ю. География мировой индустрии туризма. М., 1998. Александрова А. Ю. Экономика и территориальная организация международного туризма. М., 1996.
Багрова Л. А., Багров Н. В., Преображенский В. С. Рекреационные ресурсы (подходы к анализу понятия)//Известия АН СССР. Сер. геогр. М., 1997. М 2.
Биржаков М. Б. Введение в туризм. СПб., 2000.
Биржаков М. Б., Зенкин С. Н., Безруков Д. А. Основы агентских отношений в туризме//Туристские фирмы. Правовое обеспечение международного туризма. Вып. 8. Спб., 1995.
Браймер Р. А. Основы управления в индустрии гостеприимства. (Пер: с англ.) М., 1995.
Веденин Ю. А. Мифология туристских ресурсов и эволюция представлений о ресурсном потенциале территорий//Известия РАН. Сер. геогр. М., 1998 № 4.
Всемирное культурное и природное наследие: Документы, комментарии, списки объектов. М., 1999.
Гаранин Н. И., Забаев Ю. В., Сеселкин А. И. Информационные технологии в туризме. М., 1996.
Глобальные прогнозы развития туризма до 2000 года и в последующий период. Мир в целом. (Пер. с англ.) Мадрид, 1994.
Гостиничный и туристический бизнес: Учебник/Под ред. А. Д. Чудновского. М., 1998.
Гуляев В. Г. Новые информационные технологии в туризме: Учеб. пособие. М., 1998.
Гуляев В. Г. Организация туристской деятельности: Учеб. пособие. М., 1996. Гуляев В. Г. Туристские перевозки: Документы. Правила. Формуляры. Технология. М., 1998.
Дмитревский Ю. Д. Туристские районы мира: Учеб. пособие. Смоленск, 2000.
Дроздов А. В. Экологический императив и рекреационная география//Известия РАН. Сер. геогр. М., 1998. № 4.
Дурович А. П., Копанев А. С. Маркетинг в туризме: Учеб. пособие. Минск, 1998.
Запесоцкий А. С. Стратегический маркетинг в туризме: Учеб. пособие. СПб., 1999.
Исмаев Д. К. Краткий словарь технологических терминов международного туризма. М., 1994.
Исмаев Д. К Основы стратегии и планирования маркетинга в иностранном туризме. М., 1994.
Исмаев Д. К Работа туристской фирмы по организации зарубежных поездок: Теория и практика маркетинга: Учеб. пособие. М., 1996.
Ковалев Я. А. Развитие таймшера в России. М., 1998.
Колотова Е. В. Рекреационное ресурсоведение: Учеб. пособие. М., 1998. Концепции, определения и классификации для статистики туризма: Техническое пособие №1. (Пер. с англ.) Мадрид, 1995.
Котлер Ф., БоуэнД, Мейкенз Д. Маркетинг: Гостеприимство. Туризм. (Пер. с англ.) М., 1998.
Маринин М. М., Сенин В. С., Хорошилов А. В. Туристские формальности: Учеб. пособие. М., 1995.,
Маркова В. Д. Маркетинг услуг. М., 1996.
Мироненко Н. С., Твердохлебов И. Т. Рекреационная география. М., 1981. Монтехано Х М. Структура туристического рынка/Под. ред. Н. С. Мироненко. М.; Смоленск, 1997.
Некоторые аспекты функционирования индустрии туризма/Под ред. , А, Л. Лесника, И, П. Мацоцкого, А. В. Чернышева. М., 1998.
Немоляева М. Э., Ходорков Л. Ф. Международный туризм: вчера, сегодня, завтра. М., 1985.
Организация и управление гостиничным бизнесом: Учебник/Под ред. А. Л. Лесника, И. П. Мацицкого, А. В. Чернышева. М., 2000.
Папирян Г. А. Международные экономические отношения: Экономика туризма. М., 1998.
Папирян Г. А. Менеджмент в индустрии гостеприимства: Отели и рестораны. М., 2000.
Пирожник И. И. Международный туризм в мировом хозяйстве: Учеб. пособие. Минск, 1996
Программа действий. Повестка дня на 21 век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро в популярном изложении/Сост. М. Китинг. (Пер. с англ.) Женева, 1993.
Рекомендации по статистике туризма. Статистические документы / ООН, ВТО. (Пер. с англ.) Нью-Йорк, 1994.
Рекреационные системы/Под ред. Н. С. Мироненко, М. Бочварова. М., 1986. Сапрунова В. Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. М., 1997.
Сбор и обработка статистических данных по туризму: Техническое пособие № 4. (Пер. с англ.) Мадрид, 1995
Сбор статистических данных по внутреннему туризму: Техническое пособие № 3. (Пер. с англ.) Мадрид, 1995
Сбор статистических данных по туристским расходам: Техническое пособие № 2. (Пер. с англ.) Мадрид, 1995.
Сенин В. С. Введение в туризм. М., 1993.
Теоретические основы рекреационной географии. Отв. ред. В.С. Преображенский. М., 1975.
Туризм и гостиничное хозяйство: Учебник/Под ред. А. Д. Чудновского. М., 2000.
Уваров В. Д., Борисов К Г. Международные туристские организации: Справочник. М., 1990.
Уокер Д Введение в гостеприимство: Учебник. (Пер. с англ.) М., 1999.
Харрис Г., Кац К М. Стимулирование международного туризма в ХХI веке. (Пер. с англ.) М., 2000.
Шпилько С. П., Шенгелия Н. О. Концепция программы развития туризма в Российской Федерации//Труды Академии туризма. Вып. 1. СПб., 1995.
Экономика современного туризма: Рыночное регулирование. Основы управления и маркетинг. Бухгалтерский учет и налогообложение/Под ред. Г. А. Карповой. М.; СПб., 1998.
Энциклопедия туриста/Е. И. Тамм (гл. ред.), А. Х. Абуков, Ю. Н. Александров и др. М., 1993.
Тип предприятия и его специализация | Размеры (количество мест) | Расположение | Форма обслуживания | Цена | Клиентура | Меню | Управление |
Ресторан с полным обслуживанием | 75 – 200 | город или пригород, в местах пересечения транспортных артерий | за столиками | высокая и включает полное обслуживание | приглашение на специальные торжественные ужины | меню «А ля карт» с указанием порционных блюд и соответствующей каждому из них ценой; полный набор блюд и напитков | независимое или ассоциированный член ресторанной цепи |
с тематическим обслуживанием | 100-400 | в небольших торговых и транспортных центрах | за столиками, включая напитки | средний и высокий уровень | тургруппы и индивидуалы | жареное мясо, морепродукты, а также национальные блюда | в составе ресторанной цепи как полноправный или франшизный член |
с банкетным обслуживанием | 10-200 | в гостиницах, мотелях, на курортах | разная | средний уровень | приглашенные на специальное событие | широкий набор блюд, подобранных заранее | директором по общепиту гостиничного предприятия |
со «шведским столом» | 100-400 | отдельно стоящие предприятия вблизи транспортных магистралей | самообслуживание | единая цена | потребитель, ориентированный на невысокий - уровень цен | более ограниченный перечень блюд, чем в кафетериях | частными лицами или товариществами |
Кафетерий | 100-400 | поблизости от торговых центров | разная | средний уровень | семьи и индивидуалы, ориентированные на невысокий уровень цен | меню «А ля карт»; широкий перечень блюд, но ограниченный выбор напитков | в составе цепи |
Кофейня | 100 – 300 | в гостиницах, мотелях, на курортах | неформальное обслуживание за столиками | средний уровень | проживание в гостинице, мотеле | ограничено блюдами на завтрак и обед, готовыми к употреблению в условиях дефицита времени | директором по общепиту гостиничного предприятия |
Таблица 39