Особенности региональной структуры отрасли торговля. Актуальные направления ее развития. Используемые методы регулирования. Региональные программы развития
Органами государственной власти субъектов Российской Федерации при определении основных направлений социально-экономического развития соответствующих территорий предусматриваются мероприятия, содействующие развитию торговой деятельности, а также разработка и реализация региональных программ развития торговли.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации мероприятия, содействующие развитию торговой деятельности и, в частности, предусматривающие:
1) стимулирование инвестиционных проектов, направленных на строительство логистических центров поставок, осуществляющих прием и хранение сельскохозяйственной продукции, формирование партий товаров для отгрузки хозяйствующим субъектам, осуществляющим оптовую и (или) розничную торговлю продовольственными товарами;
2) поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих торгово-закупочную деятельность в сельской местности;
3) стимулирование деловой активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и обеспечение взаимодействия хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, путем организации и проведения выставок в области торговой деятельности, ярмарок.
Органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли:
1) предусматривают строительство, размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки;
2) разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
3) принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности;
4) проводят анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торговли на территориях муниципальных образований и анализ эффективности применения мер по развитию торговой деятельности на этих территориях.
Региональные и муниципальные программы развития торговли: Для содействия развитию торговли органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут разрабатывать соответственно региональные и муниципальные программы развития торговли учитывающие социально-экономические, экологические, культурные и другие особенности развития субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В программах развития торговли определяются:
1) цели, задачи и ожидаемые результаты развития торговли с учетом достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
2) мероприятия, направленные на достижение целей государственной политики в области торговой деятельности, в том числе мероприятия по оказанию приоритетной поддержки в развитии торговли товарами российским производителям товаров, субъектам малого или среднего предпринимательства, формированию конкурентной среды, развитию торговли в сельской местности;
3) объем и источники финансирования мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности;
4) основные показатели эффективности реализации программ развития торговли;
5) порядок организации реализации программ развития торговли и порядок контроля за их реализацией.
Основными показателями эффективности реализации программ развития торговли являются:
1) достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
2) повышение доступности товаров для населения;
3) формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли, потребностей населения.
Существуют следующие методы государственного регулирования:
· экономические – воздействие на спрос и предложение товаров, на условия формирования экономических ресурсов, затрат и результатов в системе товарного обращения (регулирование цена на товары, тарифы и услуги, налоговое, таможенное, финансовое и кредитно –денежное регулирование)
· административные – надзор за товарами, имеющими особую значимость (энергетические товары, медикаменты, почтово-телеграфные, транспортные тарифы, сельскохозяйственные товары)
· информационно – ориентирующие – обеспечение торговых предприятий коммерческой информацией, позволяющей им выбирать оптимальные пути реализации текущих и перспективных задач (информация об ассортименте, качестве и ценах на товары, тарифы на услуги, процентные ставки банков и т.д.)
· законодательные – обеспечивают правовые основы обращения товаров, включающие защиту прав собственности, предпринимателей, наемных работников и потребителей.
Все перечисленные методы можно разделить на:
1. прямые (общегосударственные программы для влияния на макроэкономические пропорции и структурную перестройку экономики, бюджетное финансирование, субсидии, субвенции, государственный заказ).
2. косвенные (финансовая политика, налоговая политика, условия и направления кредитования, регулирование внешнеэкономической деятельности через тарифы, пошлины, лицензирование).
Правительство: Департамент или министерство торговли Региона
внутри - Управления, отделы
В округах Москвы, районах областей
– Управления или отделы торговли
В районах Москвы, городах области – отделы, группы торговли
Органы власти субъектов РФ осуществляют следующие полномочия: (закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ)
1) реализация государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации;
2) принимают законы субъектов РФ, иные нормативно правовые акты области государственного регулирования торговой деятельности;
3) устанавливают нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для своего субъекта;
4) проводят информационно-аналитическое наблюдение за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на своей территории;
5) разрабатывают и реализуют мероприятия, содействующие развитию торговой деятельности на своей территории.
Территориальные управления: Роспотребнадзор; МВД; Таможня; МЧС (вт.ч. Противопожарная служба); Ветеринарная инспекция; Инспекция по качеству;Важнейший уровень регулирования торговли – местный, который является непосредственным организатором, координатором и исполнителем функции государственного регулирования торговли. Деятельность органов регулирования торговли данного уровня должна быть направлена на удовлетворение текущих и перспективных потребностей всех категорий населения с учетом интересов организаций торговли, а также интересов государства и соответствующего субъекта Федерации.
Основными направлениями регулирования потребительского рынка муниципальными структурами являются: контроль за обеспечением стандартов товаров и услуг; реализация мер социальной поддержки населения через создание благоприятного режима инвестирования и предоставления налоговых и иных льгот участникам рынка; регулирование цен на потребительские товары первой необходимости через создание страховых запасов; снижение уровня предпринимательского риска субъектов потребительского рынка с долевым участием муниципальных структур.
Высшим органом обеспечивающим регулирование торговли является администрация города, в состав которой входит управление промышленности, потребительского рынка, услуг и государственной регистрации. В структуре данного управления вопросами государственного регулирования торговли города занимается отдел потребительского рынка. Обеспечение защиты прав потребителей городской администрации. Контроль над состоянием цен, соблюдением порядка ценообразования – отдел ценообразования.
В администрациях городских районов работают отделы предпринимательства и потребительского рынка и специалисты по ценам и защите прав потребителей.
Основными задачами администрации города являются совершенствование торгового обслуживания, развитие предпринимательства в сфере торговли, размещение торговой сети, защита прав потребителей.
В регулировании и контроле торговой деятельности участвуют и другие местные органы самоуправления. Кемеровское управление государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей контролируют соблюдение правил торговли, качества товаров и обеспечивают защиту прав потребителей при реализации товаров и предоставлении услуг.
Городское и районное управления санитарно – эпидемиологической службы обеспечивают соблюдение установленных санитарно – эпидемиологических требований при осуществлении торговой деятельности.
Департамент лицензирования кемеровской области осуществляет лицензирование розничной продажи алкогольной продукции в соответствии с установленным порядком и обеспечивает соблюдение хозяйствующими субъектами лицензионных требований.
Управление министерства по налогам и сборам РФ по кемеровской области осуществляет лицензирование оптовой продажи алкогольной продукции, выдачу региональных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, выдачу разрешений на учреждение акцизных складов, контролирует применение контрольно-кассовых машин при реализации товаров.
Городская налоговая инспекция регистрирует юрид.лиц, контролирует уплату федеральных, областных, муниципальных налогов и сборов.
ФГУ «Центр стандартизации, метрологии и сертификации» осуществляет сертификацию продовольственных и промышленных товаров, услуг розничной торговли.
Управление ветеринарии осуществляет ветеринарный контроль над реализацией всех видов продукции животного происхождения, а также за правильностью оформления и наличием сопроводительных документов, подтверждающих безопасность продукции.
Городское управление внутренних дел оказывают контролирующее воздействие на потребительский рынок с целью пресечения правонарушений в сфере торговли.
Взаимодействие государственных организаций между собой осуществляются путем обмене информацией, созданию межведомственных комиссий по решению отдельных вопросов развития торговой отрасли в городе, образованию координационных советов.
Приоритетные направления:1. Реализация комплекса антикризисных мер на потребительском рынке города. |
2. Повышение ценовой доступности товаров и услуг. |
3. Повышение качества и обеспечение безопасности товаров и услуг, реализуемых на потребительском рынке города. |
4. Повышение территориальной доступности предприятий потребительского рынка и услуг. |
5. Обеспечение доступности предприятий потребительского рынка и услуг для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями. |
6. Формирование современной инфраструктуры розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения. |
7. Развитие системы товарообеспечения и логистики на потребительском рынке. |
8. Развитие функциональных обеспечивающих подсистем на потребительском рынке. |
9. Совершенствование государственной координации и правового регулирования в сфере потребительского рынка и услуг. |
7. Принципы и содержание государственного регулирования торговой деятельности в России – стратегическая цель, современное состояние. Органы регулирования и контроля торговли. Их права и обязанности.
Вмешательство государства только для устранения возникающих отрицательных последствий. Главная функция экономическое регулирование.
Цель регулирования- создание необходимых условий, при которых можно своевременно контролировать насыщение потребительского рынка и его стратегическая безопасность.
Цели государственного регулирования торговой деятельности в РФ(закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ):
1) обеспечение единства экономического пространства в РФ путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности;
2) развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров;
3) обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения;
4) разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.
Задачи: формирование достаточной конкурентной среды; защита внутреннего рынка; регулирование иностранных инвестиций в торговлю; контроль защита прав потребителей; развитие и укрепление нормативно-правовой базы в торговле; поддержание требуемых товаропотоков для обеспечения государственных нужд.
Механизм регулирования опираетсяна 6 принципов: отказ от управления предприятиями, ориентация на управление процессами; нормативно-правовое регулирование; обеспечение равенства субъектов; централизация определенного комплекса : разграничение макро и микро уровней в системе государственного регулирования; разделение функций между двумя уровнями государственного регулирования;
задачи федерального уровня: таможенное, валютное, финансовое регулирование; квотирование и субсидирование и т.п
задачи регионального уровня:формирование региональной торговой политики, развитие регионального рынка на основе поддержания отечественных производителей; обеспечение действенного контроля за соблюдением прав потребителей.
Кодексы: Гражданский, Налоговый, Трудовой, Административный
Законы:
• Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ. (закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ).
· О защите прав потребителей.
• О конкуренции
• О техническом регулировании
· О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) (08.08. 2001 года N 134-ФЗ)
· О лицензировании.
· О сертификации;
Органы регулирования и контроля торговли :
1.Федеральный уровень:
Департамент государственного регулирования внутренней торговли минпромторга (Сазанов)
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)(Онищенко). В каждом регионе есть региональное подразделение.
2.Региональный уровень: министерства(республика, край, область) или департамент (Москва).
В Москве: а) департамент потреб. рынка и услуг(Малышков)-регулирование, подготовка законов, программ развития. В каждом округе есть управление, а в каждом районе Москвы отдел.
б) Московское подразделение Роспотребнадзора (Моспотребнадзор) осуществляет надзор в Москве
в)Московские подразделения МВД, Таможни, Противопожарной службы, Ветеринарной инспекции, Инспекции по качеству ит.д..
Права и обязанности органов регулирования:
· Департамент государственного регулирования внутренней торговли минпромторга: формирование и реализация государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере внутренней торговли; содействие развитию предпринимательской деятельности и конкуренции в сфере потребительского рынка, осуществление предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по защите интересов участников потребительского рынка, созданию эффективной конкурентной среды и развитию инфраструктуры отрасли, условий для привлечения инвестиций в развитие отрасли; проведение комплексного анализа состояния внутренней торговли, прогнозирование развития потребительского рынка, подготовка основных показателей развития внутренней торговли;
взаимодействие с органами государственной власти субъектов Российской Федерации по координации совместной деятельности в целях формирования и реализации государственной политики в сфере внутренней торговли.
· Роспотребнадзор осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка; осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование отдельных видов деятельности; регистрирует впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и отдельные виды продукции; лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате катастроф; устанавливает причины и выявляет условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний; информирует органы государственной власти Российской Федерации о санитарно-эпидемиологической обстановке; устанавливает карантин; проводит проверки по выполнению требований санитарного законодательства; Имеет право проводить исследования, испытания, экспертизы; давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы; запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам; привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов; пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности; осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций; создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности; разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, удостоверений, порядок ношения форменной одежды.
· Департамент потребительского рынка и услуг: Осуществляет государственный контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы в порядке, установленном законодательством города. Координирует деятельность контролирующих органов, осуществляющих проверки предприятий потребительского рынка, в пределах своей компетенции, установленной Законом города Москвы "О торговой деятельности в городе Москве".
Осуществляет контроль за работой предприятий потребительского рынка города, в том числе проводит проверки предприятий потребительского рынка города независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности с правом беспрепятственного доступа на проверяемые объекты и применяет штрафные санкции в порядке, установленном законодательством города Москвы. Осуществляет координацию деятельности и контроль за работой рынков города, разрабатывает и реализует комплекс мер по упорядочению и повышению эффективности их деятельности.
Координирует и контролирует предоставление населению социально значимых бытовых услуг, в том числе бань, парикмахерских, ломбардов, мастерских по ремонту одежды, обуви и бытовой техники.
· Таможенные органы: 1) принимают меры, предусмотренные актами таможенного законодательства Таможенного союза, законодательством Российской Федерации о таможенном деле, а также иного законодательства Российской Федерации, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы, в целях обеспечения лицами соблюдения этих актов;
2) требуют документы, сведения, представление которых предусмотрено положениями таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и иного законодательства Российской Федерации, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы;
3) проверяют у граждан и должностных лиц, участвующих в таможенных операциях, документы, удостоверяющие их личность;
4) требуют от физических и юридических лиц подтверждения полномочий на совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности в сфере таможенного дела;
5) осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к ведению таможенных органов, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также в целях обеспечения собственной безопасности;
6) осуществляют неотложные следственные действия и дознание в пределах своей компетенции и в порядке, которые определены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
7) привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
8) используют в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи или транспортные средства, принадлежащие организациям или общественным объединениям (за исключением средств связи и транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств, а также международных организаций), для предотвращения преступлений, предварительное расследование по уголовным делам о которых отнесено уголовно-процессуальным законодательством к компетенции таможенных органов, преследования и задержания лиц, совершивших такие преступления или подозреваемых в их совершении. Имущественный ущерб, понесенный в таких случаях владельцами средств связи или транспортных средств, таможенные органы возмещают по требованию владельцев средств связи или транспортных средств за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
9) задерживают и доставляют в служебные помещения таможенного органа или в органы внутренних дел Российской Федерации лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), в соответствии с законодательством Российской Федерации;
10) производят документирование, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку фактов и событий, связанных с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, осуществлением перевозки, хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций;
11) получают от государственных органов, организаций и физических лиц информацию, необходимую для выполнения своих функций, в соответствии с настоящим Федеральным законом;
12) предъявляют в суды или арбитражные суды иски и заявления:
а) о принудительном взыскании таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, процентов и пеней;
б) об обращении взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;
в) о признании имущества бесхозяйным;
13) разрабатывают, создают и эксплуатируют информационные системы, системы связи и системы передачи данных, технические средства таможенного контроля, а также средства защиты информации, включая средства криптографической защиты, в соответствии с законодательством Российской Федерации;