Понятие, виды, состав и значение себестоимости продукции
Особенности управления производством в условиях рыночной экономики заключаются в том, что в процессе производственной деятельности необходимо постоянно соизмерять доходы с затратами, просчитывать свои возможности и прежде чем принимать какое-либо решение, касающееся своего производства, руководитель должен знать - принесут ли эти изменения дополнительный доход. В системе показателей, характеризующих эффективность производства и реализации, одно из ведущих мест принадлежит себестоимости продукции [3, c. 389]. Себестоимость продукции является важнейшим показателем экономической эффективности ее производства. В ней отражаются все стороны хозяйственной деятельности, аккумулируются результаты использования всех производственных ресурсов. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования, конкурентоспособность продукции [38, c. 231]. Себестоимость продукции представляет выраженные в денежной форме текущие затраты предприятий на производство и реализацию продукции (работ, услуг).
В зависимости от экономического содержания и производственного назначения при анализе хозяйственной деятельности используют следующие виды себестоимости сельскохозяйственной продукции (рис. 1).
Рис. 1. Виды себестоимости сельскохозяйственной продукции
Индивидуальная себестоимость обусловливается конкретными условиями, в которых действует то или другое предприятие.
Среднеотраслевая себестоимость определяется как средневзвешенная величина и характеризует средние затраты на единицу продукции по отрасли, поэтому она находится ближе к общественно необходимым затратам труда.
Цеховая себестоимость представляет собой затраты цеха, связанные с производством продукции.
Производственная себестоимость помимо затрат цехов включает общепроизводственные и общехозяйственные расходы.
Полная себестоимость отражает все затраты на производство и реализацию продукции, слагается из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов (расходы на тару и упаковку, транспортировку продукции, прочие расходы).
В сельскохозяйственных предприятиях исчисляют также плановую, отчетную или фактическую и провизорную себестоимость продукции. Плановая себестоимость рассчитывается при планировании объемов производства и затрат на конкретную продукцию. Она базируется на нормативных данных расхода материально-денежных средств и намечаемом объеме производства продукции. Плановая себестоимость определяется как при расчете производственной, так и полной себестоимости.
Разновидностью плановой себестоимости является провизорная или ожидаемая. Она рассчитывается по итогам работы предприятия на 1 октября каждого года. В состав затрат для определения провизорной себестоимости включаются фактические расходы предприятия на производство продукции, полученные за первые три квартала года и плановые затраты в четвертом квартале.[22, 157 с.], [31, 51 с.]
Себестоимость продукции является не только важнейшей экономической категорией, но и качественным показателем, так как она характеризует уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении предприятия. Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд важнейших функций: - учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции; - база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности; - экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия; - определение оптимальных размеров предприятия; - экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений и др. В условиях перехода к рыночной экономике роль и значение себестоимости продукции для предприятия резко возрастают. С экономических и социальных позиций значение снижения себестоимости продукции для предприятия заключается в следующем: - в увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и следовательно, в появлении возможности не только в простом, но и расширенном воспроизводстве; - в появлении большей возможности для материального стимулирования работников и решения многих социальных проблем коллектива предприятия; - в улучшении финансового состояния предприятия и снижении степени риска банкротства; - в возможности снижения продажной цены на свою продукцию, что позволяет в значительной мере повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж; - в снижении себестоимости продукции в акционерных обществах, что является хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышения их ставки. Из всего сказанного вытекает очень важный вывод, что проблема снижения себестоимости продукции всегда должна быть в центре внимания на предприятиях [17, с. 246]. Для определения себестоимости продукции важное значение имеет состав включаемых в нее затрат. В «Положении о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)», утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 N 661, указывается: «Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию». В себестоимость продукции согласно инструкции включаются: - затраты на подготовку и освоение производства; - затраты, связанные непосредственно с производством продукции, обусловленные технологией и организацией производства; - затраты на оплату труда; - затраты, связанные с использованием природного сырья; - затраты некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии и организации производства, а также с улучшением качества продукции; - расходы по изобретательству, техническому усовершенствованию и рационализаторским предложениям; - затраты по обслуживанию производственного процесса (текущий, средний и капитальный ремонт); - затраты по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности; - расходы, связанные с набором рабочей силы; - текущие расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранительного значения; - расходы, связанные с управлением производством; - затраты на подготовку и переподготовку кадров; - расходы по транспортировке работников к месту работы и обратно, отчисления на государственное социальное страхование и пенсионное обеспечение, в государственный фонд занятости от затрат на оплату труда работников, занятых в производстве соответствующей продукции; - отчисления по обязательному медицинскому страхованию; - платежи по страхованию имущества предприятия; - затраты на оплату процентов по краткосрочным ссудам банков, оплата услуг банков; - затраты по гарантийному обслуживанию; - расходы, связанные со сбытом продукции (упаковка, хранение, транспортировка); - затраты на воспроизводство основных производственных фондов (амортизация на полное восстановление); - износ (амортизация) по нематериальным активам; - потери от брака; - потери то простоев по внутрипроизводственным причинам. Величина этих затрат зависит от цен на ресурсы, необходимые для производства товаров, а также от технологии их использования [4, с. 313]. Таким образом, себестоимость продукции - это важнейший показатель экономической эффективности ее производства, отражающий все стороны хозяйственной деятельности и аккумулирующий результаты использования всех производственных ресурсов. От его уровня зависят все финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.