Этика базовых профессий научно-образовательной деятельности университета
Свое предельное выражение наше понимание университетской этики получает в трактовке ориентируемых и регулируемых ею профессий как высоких. И смысл такой трактовки — совсем не в унижении других профессий: у высокой профессии — особая миссия.
Во-первых, характеристика «высокая профессия» акцентирует доминирующую установку университетской этики на гуманистическую ориентацию научно-образовательной деятельности, ее призвание формировать Личность, не исчерпываемую ролью специалиста. Тем более, когда профессионализм редуцируется до такого продукта «кузницы кадров», как «Ното faber». Научно-образовательная деятельность призвана формировать Личность, адекватную ценностям этики гражданского общества.
Во-вторых, характеристика «высокая профессия» акцентирует доминирующую установку университетской этики - «служение в профессии». В этой связи напомним, что упомянутый выше А. Флекснер в своей ставшей классической статье «Является ли профессией социальная работа?» (1915) выдвинул тезис о том, что «в строгом употреблении термин "профессия" противоположен бизнесу или ремеслу и служит для обозначения специфического разграничения, скрывающегося за многообразием деятельностей», предложив шесть критериев для отличения профессии от других видов деятельности. Среди них: профессия мотивируется альтруизмом, профессионалы осознают, что работают на общественное благо14.
«Служение в профессии», не отменяя стремления к «честному заработку профессионала» (М. Вебер), ограничивает для представителя высокой профессии возможность преследовать собственную выгоду столь же целеустремленно, как это характерно, например, для бизнесмена и, кстати, оправдывается этикой бизнеса.
В этой связи для высоких профессий неприемлемо распространенное «оправдание» роли профессиональной этики как менее ригористичной и более эгоистичной, а потому минимизирующей моральное напряжение в деятельности профессионалов и профессиональных групп. Вариант аргументации такого рода — тезис «честность выгодна»: хотя бы тем, что наличие этического кодекса «снизит затраты» на другие способы регуляции профессиональной деятельности, например, на суд. «Милость», оказываемая профессиональной этике такого рода аргументацией, примитивизирует ее назначение.
Для конкретизации установки университетской этики на «служение в профессии» продуктивна трактовка Э.Ю. Соловьевым паттерна профессионала, в котором автор подчеркивает следующие черты: усилия профессионалов, порой «прямо принимающие характер "работы на вечность" и засчитывающиеся в качестве таковых»; «деятельность по модели профессиональной самореализации, достаточно независимой по отношению к насущным экономическим запросам»; ценность достижений профессионалов «не поддается строго стоимостному определению и, в общем-то, всегда остается больше того, что экономика соглашается им выплатить»; «способность сообщить делу наибольшую значимость, целиком посвятить себя делу, любить его, знать, превыше всего ставить его имманентные объективные требования — важнейшая примета профессионала»15.
Особая значимость идентификации базовых профессий в научно-образовательной сфере деятельности университета в качестве высоких становится наглядной при исследовании отечественной профессионально-нравственной ситуации, в которой условия, подрывающие авторитет профессии преподавателя и научного работника (прежде всего — последствия вхождения страны в рынок), проявляются в обостренной форме, вовлекающей университетских профессионалов в напряженные моральные дилеммы. Высокие профессии должны отступать от своих ценностей во имя прагматической политики университета? Или университет как организация должен корректировать свои интересы во имя этих ценностей? Мы полагаем, что в сложных обстоятельствах, ограничивающих независимость высоких профессий, их миссия не отменяется.
Характеристика «высокая профессия» - не изобретение авторов статьи. Эта характеристика изобретена цивилизацией для того, чтобы из безапелляционого тезиса «все профессии обслуживают» сделать необходимое исключение: некоторые из профессий являются особыми, общество намеренно возлагает на них не просто функцию, но миссию. А миссия предполагает избранность. При этом если общество что-то и «даровало» высокой профессии, то лишь сверхнагрузку (и уже поэтому не обездолило другие профессии).
О конфликте профессиональной и корпоративной этик
Завершение по необходимости эскизной характеристики двух элементов императивно-ценностной системы университета требует концентрации внимания на ситуации их конфликтности: ситуации, когда нормы первой требуют пренебречь нормами второй.
Обратим внимание на предлагаемые участниками инициированного НИИ прикладной этики варианты проекта «Экспертиза концептуальной модели этического кодекса Университета», опубликованные в 34-м выпуске «Ведомостей НИИ ПЭ». «Представляется несколько надуманным дуализм профессиональной этики и корпоративного самосознания применительно к университету. Именно и особенно на примере высшей школы профессиональная этика и корпоративное самосознание не противостоят, а дополняют и проникают друг в друга... И как мне видится, подобные кодексы как раз и должны формализовать содержание этой задачи — без искусственных различений и противопоставлений», — полагает Г.Л. Тульчинский.
«Когда организация берется управлять ценностями (value management), ориентируется на экспектации общества, а значит на политику социальной ответственности (corporate social responsibility) и честное (integrity) выполнение своей Миссии в обществе, то традиционный дуализм профессиональной и организационной этик — долга перед профессией и долга перед работодателем — исчезает. Разумеется, не сам по себе, а при целенаправленной, научно обоснованной институционализации профессиональной этики в организации», — считает Н. Васильевене.
Возвращаясь к вопросу Г.Л. Тульчинского «зачем создавать искусственное различение» двух «малых систем», ответим двумя аргументами. Во-первых, этот конфликт существует на самом деле. Так, например, участник проекта экспертизы концептуальной модели кодекса Л.А. Громова говорит: «Работающий в организации обязан подчинить свою профессиональную ответственность корпоративной, так как его профессия служит достижению общей цели организации. Но в профессиональной среде, которая выступает референтной группой, его профессиональная ответственность за совершаемые действия превыше корпоративной ответственности. И если эти два вида ответственности приходят в противоречие друг с другом, перед человеком встает дилемма: уйти из организации или быть подвергнутым остракизму профессиональным сообществом».
Профилактику этой дилеммы автор видит все же в корпоративном этическом кодексе, который «должен помочь гармонизировать интересы профессионала и организации». Но вот характерное продолжение суждения эксперта: «Если организация неэтична, такую организацию нужно оставить и пусть она вымрет сама — в ней не останется профессионалов», — говорит Л.А. Громова.
Реально ли ждать от профессионалов такого решения? Может быть, все же предотвратить неизбежность их ухода (исхода?) моральной поддержкой ценностей профессии и соответствующей коррекцией ценностей организации в университетском кодексе?!
Увы — и это наш второй аргумент, — в стихийной моральной практике и в практике этической институализации университеты, даже не имея концептуально обоснованного образа университетской этики с точки зрения соотношения в нем двух «малых систем», чаще всего ориентируются на приоритет корпоративной этики над этикой профессиональной. А этот приоритет явно или скрыто приводит к подавлению индивидуального морального выбора и верховенству выбора организационно-группового.
В то же время наш вариант соединения в этическом кодексе университета двух «идеологий-форматов» университетских кодексов: «кодекса корпорации-профессии и кодекса корпорации-предприятия», при котором второй подчинен первому, вызвал критические замечания еще одного участника проекта экспертизы — Р.Г. Апресяна. «Таким образом, получается, что корпоративность связывается с деловой активностью, в то время как преподавание (но не предоставление образовательных услуг) — с высокой профессией. Но даже такая, скорректированная "корпоративистская " спецификация академического кодекса и университета меня настораживает».
Разумеется, можно было и не торопиться, подождать, когда будет преодолена констатируемая автором «семантическая неопределенность». Но как быть с реальной практикой кодифицирования, в которой беспрерывно рождаются корпоративные кодексы в духе кодексов бизнес-организаций?
Интеграция двух «малых систем» в Этический кодекс университета не говорит о равенстве их значения. Разумеется, их дуализм создает особое моральное напряжение. И чтобы университет смог распутать сложные отношения цели и средства в ситуации такого рода выбора, ему важно не забыть, что требования корпоративизма (корпорации-организации) здесь — скорее средство, причем средство очень важное, ведь без корпоративной организации базовые профессии научно-образовательной деятельности современных университетов бессильны. Но все же формат корпоративного кодекса - лишь средство, а их цель — нормативно-ценностные ориентиры высокой профессии.
Эта позиция представлена в концептуальной модели.
Проект интеграции профессиональной и корпоративной этик в модели этического кодекса университета
Основания интеграции двух «малых систем» в Этический кодекс университета определяются его форматом нормативно-ценностной декларации, адресованной университетскому профессионалу, профессиональному сообществу, «городу и миру». Это, прежде всего, декларация ценностных ориентиров базовых профессий научно-образовательной деятельности университета, рекомендательный документ, предлагающий профессионалам руководствоваться этими ценностями на основе сомообязательства, исходящего из доверия общества к нравственному самоконтролю профессии. Следование Кодексу — внутреннее решение, свободное решение, но не частного лица, а профессионала, отвечающего перед профессией и за профессию, за ее социальную миссию, а потому — решение ответственное.
Конкретнее основания интеграции корпоративной и профессиональной этик представлены уже в преамбуле. В ней говорится о намерении: собрать «атомизированных индивидов» в университетское сообщество — их могут заново объединить именно общие, согласованные ценности и нормы; подать сигнал о готовности бороться с наглым и циничным попранием профессиональных (и корпоративных) норм; показать скептикам, небезосновательно разочаровавшимся в университетских нравах, что кодекс не служит гарантией от нарушений профессиональной и/или корпоративной этики, но что он — своеобразная лоция для творческого акта морального выбора в конкретных ситуациях научно-образовательной деятельности. Кодекс — шанс поддержать достоинство высокой профессии, выдержать сложные ситуации выбора; сориентировать менеджмент университета на небюрократическое назначение кодекса, на роль кодекса в самопознании, самоопределении и нравственном развитии университета.
Профессиональная этика представлена в модели университетского кодекса тремя разделами. Первый из них - «Служение в профессии» (мировоззренческий ярус). Раздел структурирован следующими рубриками: «Служение в профессии» (метафора в гуманитарном знании не только допустима, но и содержательна); «Университетский профессионал как субъект морального выбора»; «"Моральное измерение" профессионализма»; «Профессиональный успех»; «Выбор в ситуациях нравственного конфликта».
Второй раздел — «"Нормы высокой профессии" (нормативный ярус кодекса)». Он структурирован следующими рубриками: «"Моральное измерение" профессионализма», «Профессиональная этика преподавателя», «Профессиональная этика исследователя», «Профессиональная этика университетского менеджера», «Патос научно-образовательной практики», «Конфликты профессиональной и организационной этик в университете». Своеобразной конкретизацией двух ярусов этики университетского профессионала служит раздел «Минимальный стандарт», структурированный рубриками: «Метафора "минимальный стандарт" как этосный уровень системы моральных требований ("реально-должное")», «"Минимальный стандарт" как способ совместить ригоризм и реалистичность в требованиях кодекса», «"Минимальный стандарт" в сфере профессиональной этики»).
Корпоративная этика интегрирована в кодекс в качестве самостоятельного раздела «Императивы корпоративного поведения». Эти императивы рассматриваются в кодексе как «допрофессиональные регуляторы организационного поведения субъектов базовых профессий научно-образовательной деятельности университета.
Раздел структурирован следующими рубриками: «Взаимоотношения в организации», «Стиль решения конфликтных ситуаций», «Контрактность взаимных обязательств», «Забота корпорации о своей репутации», «Сочетание ценностей корпоративности с ценностями общественного масштаба», «Этикетные правила как регуляторы формальной стороны корпоративного поведения».
В ситуации нравственных конфликтов, возникающих при столкновении профессиональной и корпоративной морали, необходимо определение приоритета. И данная концептуальная модель кодекса исходит из приоритета, выбираемого в соответствии с предпочитаемой университетом идеей-миссией.
Не случайно тема конфликта требований профессиональной и организационной этик в университете представлена в кодексе в рамках разделов, посвященных профессиональной этике.
ПРИМЕЧАНИЯ
I Гусейнов А.А. Этика профессора, или исповедь на заданную тему //
Новое самоопределение университета. Ведомости. Вып. 33/Под ред. В.И. Бакштановского, Н.Н. Карнаухова. — Тюмень: НИИ ПЭ, 2008.
2См.: Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Введение в прикладную этику. — Тюмень: НИИ прикладной этики ТюмГНГУ, 2006.
3 См.: Бакштановский В.И., Богданова М.В., Согомонов Ю.В. Универ-
ситет как научно-образовательная корпорация: дуализм самоидентификации и выбор приоритета // Философские науки. 2009. № 3.
4 См.: Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. «Дух университета»: про-
ектно-ориентированная институционализация в этическом кодексе научно-образовательной корпорации // Новое самоопределение университета. Ведомости. Вып. 33.
5 Этический кодекс университета. Ведомости. Вып. 34. — Тюмень,
2009.
6 См.: journal.spbu.ru/index2006.html.
7 См.: www.2edu.ru/2edu/2edu.nsf/Display?OpenAgent&PageName=doc.
html&root_id=articles&doc_id=235C915.
8 См.: www.aha.ru/~moscow64/educational_book.
9 См: Луман Н. Честность политиков и высшая аморальность поли-
тики // Вопросы социологии. 1992. Т. 1. № 1. - С. 72.
10См., например: Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Прикладная этика: идея, основания, способ существования // Вопросы философии. 2007. № 9.
II См.: Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Этика профессии: мис-
сия, кодекс, поступок. — Тюмень: НИИ прикладной этики ТюмГНГУ, 2005.
12 Professional ethics // International encyclopedia of ethics / Ed. J.K.
Roth. - London; Chicago: FD, 1995. - P. 703.
13 Ibid.
14 Цит. по: Беккер Г. Природа профессионализма // Этика успеха.
Вып. 3 / Под ред. В.И. Бакштановского, В.А. Чурилова. - Тюмень; Москва, 1994. - С. 77.
15Фрагмент исследования «Реформация и становление новоевропейской цивилизации», осуществляемого при финансовой поддержке РГНФ, проект № 06-03-00327а. (http://ethicscenter.ru/biblio/ sOLOV_l.HTML)