Роль государства в управлении национальной экономикой
Государство – особая организация общества, объединенного общими социокультурными интересами, занимающая определенную территорию, имеющая собственную систему управления и обладающая внутренним и внешним суверенитетом.
Государство как особая общественная подсистема возникло для выполнения определенных функций. Государство не только обеспечивало внутренний порядок, но и защищало внешние границы экономической системы.
В целом без государства национальной экономики не было бы в принципе, так как национальная экономика - это относительно самостоятельное территориально-обособленное хозяйственное образование. На уровне национальной экономики государство – главный субъект, который реализует общенациональный интерес.
Общенациональный интерес – это достижение оптимального и устойчивого роста национальной экономики как целостной системы. Он предполагает устойчивый рост благосостояния нации, максимальный прирост научно-технического потенциала, достижение экономической безопасности.
В современный период государство выполняет пять главных функций:
1) оформляет и поддерживает целостность национальной экономики, устанавливая государственные границы и охраняя их с помощью военной силы, таможенных пошлин и квот;
2) поддерживает баланс интересов социальных групп и призвано выступать представителем коллективного интереса нации в целом и тех членов общества, реализация интересов которых рынком в силу разных причин затруднена или невозможна (безработные, нетрудоспособные и т. д.);
3) вырабатывает «правила игры» в сфере социальных и экономических отношений, включая гражданское, уголовное право, налоговое, антимонопольное законодательство, о защите прав потребителей;
4) осуществляет надзор и контроль над соблюдением «правил игры» и взаимных обязательств, взятых на себя участниками кооперации;
5) способствует минимизации трансакционных издержек (эта функция тесно связана с двумя предыдущими).
При реализации своих функций государство должно «запустить» механизмы самоорганизации национальной экономики и корректировать возникающие в этом механизме сбои, но не подменять его административным регулированием, поскольку результатом этой подмены нередко выступают тоталитаризм и падение эффективности экономики.
К механизмам самоорганизации национальной экономики относятся:
· рыночный механизм (товарного обмена);
· самоорганизационные процессы, протекающие в сферах производства, распределения и потребления.
Государство одновременно действует как внутренняя и внешняя сила. Оно осуществляет защиту отечественных производителей от конкуренции, законодательное оформление экономической жизни общества, административное регулирование, воплощает на практике принципы социальной справедливости, обеспечивает социальный контроль. Кроме того, оно является компонентом национальной экономики, выступая в роли собственника, предпринимателя или партнера частного бизнеса.
В силу исключительности своего положения государство является монополистической организацией, несущей, с одной стороны, возможность стабильности, устойчивости, а с другой – негибкости, опасности реализации не общественных, а групповых и личных интересов, а при отсутствии продуманной экономической программы может вызвать разрушительный экономический кризис.
Один из негативных эффектов деятельности государства принадлежит бюрократизации. Основными интересами бюрократии являются стремление сохранить или увеличить свою численность и влияние, а также склонность к максимизации собственных доходов.