Целесообразности ремонта машин
Для определения экономической целесообразности ремонта машины, восстановления узла или детали можно соизмерять расходы на ремонтные воздействия с изменением ресурса машины, достигаемым в результате этих воздействий. Ремонт имеет смысл, если
,
где Сн – стоимость новой детали, узла или машины, руб.;
Сост – остаточная стоимость после выработки доремонтного ресурса, руб.;
Ср – себестоимость восстановления детали, узла или ремонта машины, руб.;
Куд – удельные капитальные вложения, связанные с организацией ремонта, руб.;
С1ост – стоимость ремонтного фонда, остаточная стоимость машины, узла, детали с учетом транспортно-заготовительных расходов, руб.;
С2ост – остаточная стоимость восстановленной детали после ее использования, руб.;
Тн – срок службы новой детали, узла, машины до ремонта в единицах ресурса (ч, га, кг топлива);
Тр – срок службы отремонтированной машины, узла, восстановленной детали в единицах ресурса;
Ен – норматив эффективности капиталовложений.
Как правая, так и левая часть неравенства представляет собой удельные расходы в расчете на единицу ресурса, связанные с использованием новой и старой машины. Если эти расходы в связи с ремонтом снижаются, подтверждается экономическая целесообразность его проведения.
Уровень удельных расходов можно вычислить и задать в виде соответствующих критериев, на основании сравнения которых можно определить экономическую целесообразность ремонта машины или восстановления детали. Таким образом, если при ремонте машины, узла, восстановлении детали параметры надежности и долговечности меняются, экономическую целесообразность ремонта необходимо определять сравнением критериев эффективности в следующем порядке.
Предельное значение критерия эффективности устанавливают по формуле:
,
где Кэ – предельное значение критерия эффективности ремонта в денежном выражении на единицу ресурса, руб/моточас;
Сн – стоимость новой машины или детали с учетом всех торгово-заготовительных и транспортных расходов, руб.;
Сост – остаточная стоимость машины или детали к моменту ее ремонта или выбраковки, руб.;
Тн – ресурс новой машины или детали до очередного ремонтного воздействия или выбраковки (моточасов, га).
Величина критерия эффективности ремонта — это удельные расходы по эксплуатации новой машины, узла или детали за первый доремонтный период.
Чтобы определить экономическую целесообразность ремонта машины или восстановления детали, необходимо рассчитать действительный критерий эффективности с учетом затрат на предстоящий ремонт и сравнить его с предельным:
,
где Кр – действительный критерий эффективности ремонта машины или восстановления детали;
С1ост – остаточная стоимость машины или детали как ремонтного фонда (с учетом всех транспортно-заготовительных расходов), руб.;
С2ост – остаточная стоимость машины или детали в конце межремонтного срока, руб.;
Ср – себестоимость восстановления детали, ремонта машины, руб.;
Ен – норматив эффективности капиталовложений;
Куд – удельные капиталовложения в расчете на одну машину, деталь, руб.;
Тр – ресурс машины после ремонта до очередного ремонта или срок службы детали после восстановления в единицах ресурса (ч, га, кг топлива).
Ремонтировать машину или восстанавливать деталь экономически целесообразно, если
,
то есть если действительный критерий эффективности ремонта меньше или равен предельному. Это условие всегда обеспечивает экономически целесообразное использование машины или узла после ремонта.
Экономической целесообразности ремонта машины можно определить также, рассчитав значение критерия эффективности за предшествующий период ее эксплуатации, то есть за доремонтный период,
,
где Кэ – критерий эффективности использования машины за период t, за доремонтный период или за период, предшествующий очередному ремонту, целесообразность которого необходимо рассчитать, руб. на 1 га,1 мото-час и др.;
СП – первоначальная (балансовая) стоимость машины, руб.;
ΣТОt – затраты на техническое обслуживание за период t, руб.;
ΣТР,КРt – затраты на текущие и капитальные ремонты за период t, руб.; ΣWt – наработка за указанный период, ч, га и др.
После каждого ремонта существенно изменяется качество машины. Оно снижается в связи с износом и приводить к увеличению ремонтных затрат на единицу наработки. Так, затраты между капитальными ремонтами на подержание машин в работоспособном состоянии в расчете на единицу наработки можно определить по формуле:
.
Эксплуатация машины целесообразно, если критерий эффективности использования машины до последующего капитального ремонта меньше критерия эффективности до первого капитального ремонта