Тема: предмет и метод экономической науки
Конспект по ОСНОВАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. Преподаватель: Волков Феликс Михайлович
Тема: предмет и метод экономической науки.
I. Необходимость изучения ЭН.
II. Предмет ЭН.
III. Функции ЭН.
IV. Метод ЭН.
V. ЭН и управление.
VI. Основные эконом школы.
I. Необходимость изучения:
1. Знания нужны каждому человеку, чтобы решать свои жизненные вопросы. (Идёте на рынок: цена, спрос и т.д.)
2. Общегражданская причина: чтобы полнее реализовать свои права и обязанности.
3. Профессиональная причина: экономика -- основа управленческой деятельности, также объект управления.
4. место ЭН в иерархии наук (высочайшее признание ЭН в мировой науке).
5. Международная традиция (Международный стандарт требует: Александр I в 1804 г.)
6. Наука интересная.
II. Предмет ЭН.
Ксенофонт "Домострой" -- первое упоминание "Экономии".
Антуан деМонкретьен: в 1615 г. написал "рассказ о политической экономии , посвященный молодому королю Людовику XIII и его матери Марии Медичи".
Предмет изучения: Экономика в реальной действительности, сущность эконом жизни об-ва.
Взгляды разных школ на ОСНОВУ экономики:
Ксенофонт: домашнее хоз-во.
Меркантилисты: внешняя торговля, ограбление колоний.
Адам Смит: "Наука о природе и причинах богатства народа" -- труд.
Рикардо: "Наука о распределении богатства" -- кто и почему мт претендовать на богатство.
Марксизм: чб построить коммунизм, нужно ликвидировать эконом основу капитализма; "Наука о производственных отношениях".
Немецкая историческая школа: "Наука о народном хоз-ве".
Австрийская школа: марженолизм, субъективные оценки людьми эконом процессов, предельные возможности, затраты, издержки.
Неоклассическая школа: попытка синтеза всех направлений, "Наука о повседневной деловой хозяйственной жизни людей, в ходе к-ой они осуществляют выбор вариантов использования ресурсов"; как максимально удовлетворить потребности людей при условии ограниченных эконом ресурсов, "Наука о выборе наиболее рационального использования ресурсов".
Неоклассический синтез: взять всё лучшее, что найдено различными эконом школами с целью получения самого общего представления.
Предмет ЭН: создать представление о сущности экономики, чтобы заставить экономику служить об-ву.
III. Функции ЭН:
1. Познавательная (позитивная) -- формирует научные знания о развитии и функционировании экономики.
2. Практическая (прагматическая или нормативная) -- как должна функционировать экономика, вырабатывать решения, к-ые позволят привести экономику к желаемому результату.
3. Прогностическая -- что ждёт в будущем.
4. Методологическая -- даёт методологию для всех конкретных ЭН, для др ЭН; показывает, с чего начинать исследования, какого результата ожидать; что в какой последовательности делать, чтобы прийти к желаемому результату.
5. общегражданская -- помогает на индивидуальном уровне найти наиболее оптимальные решения в той или иной конкретной ситуации; как решать эконом вопросы с учётом интересов др людей.
6. Критическая -- ЭН позволяет выяснять недостатки текущего состояния экономики, внести коррективы.
7. Творческая -- наука не должна стоять на месте.
IV. Метод ЭН.
1. Наблюдение эконом действительности (знать цены, зарплата и т.д.);
2. Фиксировать (записывать) эконом явления;
3. Сортировать и систематизировать (цены к ценам, зарплату к зарплатам);
4. Анализ систематизированных фактов: нахождение общего, определяющего фактора. Надо расчленить изучаемое явление на части.
5. Абстракция: убирать второстепенные детали, с тем чтобы добраться до сущности.
6. Перейти от сущности к анализу связей, к-ые сущ в эконом действительности (как зарплата связана с ценами, цены с курсом доллара);
7. Рассмотреть причинно-следственные зависимости;
8. Синтез всех частей с тем, чтобы получить научное представление эконом ситуации (применение индукции и дедукции).
Эконом подход должен быть системным.
Активное использование математических способов обработки данных (мат схемы, мат модели).
ЭН предполагает составление гипотез, к-ые проверяются на практике.
V. Наука и управление.
Управление считается одной из конкретных ЭН.
Рассмотреть по порядку все функции ЭН и показать их важность для управленца.
ЭН -- один из научн базисов управления, без знания к-ой нельзя быть управленцем. Нужна во всех функциях.
Нужна прагматич сторона ЭН: решения должны быть научно обоснованными.
1. Экономика -- объект управления. Чтобы принимать правильные решения, надо знать объект.
2. Экономика даёт методы воплощения в жизнь эконом решений (эконом регулирования).
3. Экономика -- критерий правильности решений (показатель, барометр).
4. Экономика -- источник средств, на к-ые сущ-вует управление.
5. Экономика требует совершенствования управления, заставляет управление обновляться.
VI. Основные Эконом школы. История эконом науки.
В XI в. возникает каноническая школа; руководитель -- монах Грациан (продолжатель -- Фома Аквинский): объединяются аристотельские представления об экономике с библейскими положениями.
С появлением капитализма возникает меркантелизм. Источник богатства -- внешняя торговля.
Физеократы (Гиней и Тюрго) -- источник богатства в сельском хоз-ве.
Классическая английская школа (Питте, Адам Смит, Рикардо).
Затем много течений: Школа спроса и предложения, Школа полезности (Галиани), Школа факторов пр-ва.
Возникновение Марксизма.
Немецкая историческая школа (Лист, депран): источник богатства -- народное хоз-во.
Соц школы: основа экономики -- правовые институты.
Математико-экономическое направление.
Австрийская школа: марженализм, школа предельных величин.
Неоклассика (Маршал).
Институцианолизм (Митчел, Брайн).
XX в. -- появление Кейнсианства: в предмет ЭН вводится гос-во.