Виды и методы конкуренции

Виды:

1- Внутриотраслевая к. – это к. между аналогичными товарами

2- межотраслевая – между товарами разных отраслей

Методы:

1-Ценовая – это установление различных цен на однотипную продукцию

2-Неценовая – это конкуренция потребительских свойств товаров при одинаковой цене.

Покупателей интересует экологичность, энергоёмкость, безопасность, дизайн, условия продажи- гарантийное и постгарантийное обслуживание.

При неценовой к. широко используются товарные знаки и торговые марки.

Итак по вышеприведённым признакам можно выделить следующие рынки:

а) Рынок совершенной (свободной) конкуренции является идеальной моделью рыночной экономики, характеризуется следующими признаками:

— большое количество продавцов и покупателей на рынке;

— на рынке производится однородная, т.е. одинаковая по свойствам и качеству продукция, торговые знаки и марки отсутствуют;

— неспособность отдельного продавца повлиять на цену, сложившуюся на рынке продукции, так как доля покупок или же продаж каждого участника не велика;

— полная свобода «входа» на рынок и выхода с рынка, т.е. легко организовать или закрыть дело.

- следующий признак- абсолютная мобильность ресурсов

- каждый участник рынка имеет полную информацию о ценах, качестве товара, объемах продаж

- свободное ценообразование (без вмешательства гос-ва)

- идеальный рынок аполитичен , то есть участников рынка не интересует национальность,

партийная принадлежность, семейное положение, поступки и т.д.

В реальной экономической действительности рынок совер­шенной конкуренции практически не встречается, это абстракция, существует только в теории. Он представ­ляет собой идеальную модель, к которой существующие рын­ки лишь в большей или меньшей степени могут приближать­ся. Наиболее полно критериям «рынка совершенной конку­ренции» соответствуют биржевые рынки,

Рынки монополистической конкуренции, олигополии и аб­солютной монополии относятся к рынкам несовершенной кон­куренции.

Рынок монополистической конкуренции. Характерными чертами его являются:

— большое количество продавцов на рынке;

— -широкая дифференциация продукта — продаваемая про­дукция может значительно различаться по свойствам и качеству;

— способность продавца в определенных пределах влиять на цену своей продукции;

— относительная свобода входа на рынок новых фирм (ба­рьеры на вход незначительны).

Олигополистический рынок

Слово «олигополия» означает «немного продавцов» (напри­мер, частным случаем олигополии является «дуополия» — на рынке существует только «два продавца» товара).

Характерными чертами этого рынка являются:

— небольшое количество продавцов на рынке;

— производители предлагают либо однородную, либо диф­ференцированную продукцию;

— продавцы имеют возможность влиять на цену, сложив­шуюся на рынке;

— высокие барьеры для входа на рынок (затруднен доступ новых фирм на рынок).

Если на рынке существует незначительное число покупате­лей и много продавцов продукции, то такая рыночная структу­ра называется олигопсонией.

Рынок абсолютной монополии.- антипод рыночной совершенной конкуренции

На этом рынке существует только один продавец («моно» — единственный). Характерными чертами его являются:

— единственный продавец (монополист);

— реализуемый продукт не имеет близких заменителей, по­этому покупатель вынужден платить установленную мо­нополистом цену;

— полный контроль монополиста над ценой товара и объе­мом продаж;

— доступ новых фирм на рынок практически невозможен (очень высокие барьеры на вход).

Виды барьеров:

- исключительные права, полученные от органов власти

- патенты, лицензии и авторские права

- собственность на все предложенные товары (певцы, актёры, художники…)

- масштабы производства (необходимы значительные финансовые ресурсы для создания таких предприятий как металлургический комбинат, автозавод…)

В роли монополии могут выступать гос.кампании, (почта)

Монополия означает контроль над ценами, но м, не может чрезмерно повышать цены.

Причины:

1- покупательский спрос ограничен

2- боязнь появления в отрасли конкурентов

3- боязнь стать регулируемой кампанией

Возможность монополий диктовать свои цены, как пра­вило, наносит ущерб покупателям продукции таких фирм. Поэтому в большинстве развитых стран мира деятельность монополистов регулируется государством. Некоторые моно­полии принадлежат государству, поскольку представляют ог­ромную значимость как для государства, так и для его граж­дан. Такие предприятия называются естественными монопо­лиями. Ест. мон. – это фирмы, которые полностью удовлетворяют рыночный спрос. К естественным монополистам относятся предприя­тия муниципального городского и железнодорожного транспорта, электростанции, предприятия газо- и водоснабжения, линии связи.

Если на рынке существует единственный покупатель продукции, то такая рыночная структура называется монопсонией.

Ситуация на рынке, когда существует единственный про­давец продукции и только один покупатель называется двусто­ронней монополией.

Чистая монополия как и совершенная конкуренция в реальной жизни практически отсутствует. Монополию можно встретить на местном рынке.

- единственный магазин в деревне, единственный врач

Наши рекомендации