Эластичность спроса по доходу.
Эластичность спроса по доходу - показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1% процент. Формула 2.
(2)
Критерии эластичности спроса по доходу:
Значение коэффициента эластичности спроса по доходу позволяет определить, к какому виду благ относится данное благо:
EdI < 0, благо считается некачественным (инфериорным);
0 < ЕdI < 1, благо считается нормальным (первой необходимости);
ЕdI > 1,благо считается нормальным (предмет роскоши).
Перекрестная эластичность спроса.
Перекрестная эластичность спроса - показывает, на сколько процентов изменится величина спроса на один товар (например, на товар Х), при изменении цены другого товара (товара У) на 1%. Формула.3.
(3)
Критерии перекрестной эластичности спроса:
Значение коэффициента перекрестной эластичности спроса показывает степень взаимосвязанности благ:
Edху > 0, Х и У – блага заменяют друг друга в потреблении («субституты»);
Еdху < 0, Х и У – блага дополняют друг друга в потреблении (комплиментарные);
Edху = 0, Х и У – блага не связаны друг с другом в потреблении (нейтральные).
Предложение. Модель Л. Вальраса. Модель А. Маршалла. Индивидуальное и рыночное предложение. Закон предложения.
Предложение (Supply-SS) определяет поведение продавцов. Предложение – количество товара, которое продавцы могут и хотят продать в зависимости от разнообразных факторов предложения (см. таблицу 2).
Таблица 2.
Факторы предложения.
Факторы предложения | P- цена товара | Pf-цены ресурсов | Tec-технология производства | N-число продавцов | E-ожидания продавцов | Tax-налоги на продавцов | Sub-дотации продавцам |
Степень влияния | →Qs | SS | SS | SS | SS | SS | SS |
При неизменности всех факторов предложения, кроме цены товара, получаем однофакторную функцию предложения:
Qs=F(P),
Qs- объём (величина) предложения;
P-цена товара.
Предложение - количество товара, которое продавцы могут и хотят продать по всему диапазону цен в конкретный момент времени при прочих равных условиях. (Модель Вальраса).
Обратная функция предложения (модель Маршала):
P =F(Qs)
Предложение – цены продавцов (минимальные), по которым они могут и хотят продать разное количество товаров в конкретный момент времени при прочих равных условиях.
График предложения строится в тех же координатах, что и график спроса. При изменении цены товара предложение не меняется, меняется только количество предлагаемого товара или величина предложения (рис.4.б), кривая предложения остается на месте, происходит движение по кривой. Изменение самого предложения вызывает изменение неценовых факторов, при этом кривая предложения сдвигается (рис.4.а).
Графики предложения.
Рис. 4.
По степени агрегированности различают: индивидуальное предложение(со стороны одного продавца товара); рыночное предложение (со стороны всех продавцов данного товара); совокупное предложение (в масштабе национальной экономики).
Прямая зависимость между ценой товара и объёмом предложения – закон предложения(рис. 2.б):
↑P→↑Qs
↓P→↓Qs
Эластичность предложения.
Различают три типа временных интервалов, имеющих значение для производителей благ: "мгновенный" – immediately run IR, "краткосрочный"- short run SR и "долгосрочный" – long run LR. На рис. 5 а) б) в) изображtys возможные варианты кривых предложения в разных периодах.
В мгновенном периоде не удается изменить объём производства благ в силу неизменного количества используемых факторов производства.. Предложение абсолютно неэластично (т.е. изменение цены никак не влияет на объем предложения). Рисунок 5 а).
В краткосрочном периодепроизводители в состоянии увеличить объём производства в ответ на рост рыночной цены вследствие резервов переменных факторов производства. Рисунок 5б).
Долгосрочный период позволяет все факторы производства рассматривать как переменные. Незначительное изменение цены значительно меняет величину предложения, Предложение высоко эластично. Рисунок 5в).