Внешняя политика Советского Союза в середине 1960-х – первой половине 1980-х гг. ХХ в.
Во внешней политике Советского Союза в середине 1960-х – первой половине 1980-х гг. ХХ в. можно выделить три основных направления. 1) отношения с социалистическим лагерем, 2) отношения с капиталистическим лагерем, 3) отношения с третьим миром.
Во второй половине 60-х – середине 80-х гг. в отношении с социалистическим лагерем доминировала концепция так называемого “ограниченного суверенитета” или “доктрина Брежнева”, означавшая фактически контроль СССР над братскими странами Восточной Европы[12].
Однако непопулярность военного вторжения СССР в Венгрию в 1956 г. заставляла искать новые методы урегулирования подобных конфликтов.
Тяжёлое экономическое положение в Чехословакии привело к рождению значительной оппозиции против правящей коммунистической партии. Студенческие демонстрации и забастовки проходили под демократическими лозунгами с требованием экономических и политических реформ. На волне общественного недовольства руководство партией возглавил Дубчек. Руководство чехословацкой компартии провело ряд реформ с предоставлением самостоятельности предприятиям и введением рыночной системы. Однако экономические реформы, сначала одобренные Москвой, неизбежно вели и к политическим преобразованиям, чего с точки зрения Москвы нельзя было допустить. Свобода слова, многопартийная система и политический плюрализм угрожали непосредственно власти коммунистической партии Чехословакии и всеобъемлющему влиянию Москвы.
В 1968 г. войска пяти стран – участниц Варшавского договора были введены в Чехословакию для “нормализации положения”. Было принято решение о “временном нахождении войск” в Чехословакии. Лидеры-реформаторы отстранены от руководства страной, проведена широкая чистка в партии во главе которой встал Гусак и заключён новый договор с СССР, фактически закрепивший присутствие в стране советских войск.
В 1980 г. схожая ситуация повторилась в Польше. Экономические трудности вызвали волну забастовок, однако, роль “нормализатора” положения была отдана не советским войскам, а польскому генералу Ярузельскому. Однако отсутствие прямого вмешательства СССР не меняло сути дела.
Необходимость удержать от развала социалистический лагерь выдвигала на первый план не силовые, а экономические методы. В этот период СССР помимо Союза Экономической Взаимопомощи являлся инициатором создания более 30 межгосударственных органов по координации работы промышленности, снабжению и распределению ресурсов, энергии и вооружений в социалистическом лагере. СССР предоставлял значительные кредиты и сырьевые ресурсы для подержания нормального развития экономики не только странам СЭВ, но и Северной Корее, Вьетнаму, Кубе и др.
Период конца 60-х и 70-е гг. был отмечен значительным ухудшением советско-китайских отношений. Отношения с Китаем значительно накалились в конце 60-х гг. после нескольких столкновений на советско-китайской границе, в которых погибли свыше 1 тыс. человек.
Вмешательство США и СССР в войну во Вьетнаме с 1964 г. создало крупный очаг напряжённости в Юго-Восточной Азии. В СССР тщательно скрывались факты об участии советских военных в боевых действиях во Вьетнаме. СССР оказывал значительную помощь Вьетнаму и Северной Корее, что вызвало значительное недовольство Китая, считавшего эти страны в зоне своего влияния. Однако благодаря этой помощи Вьетнам и Северная Корея заняли нейтральную позицию по отношению к советско-китайскому конфликту.
Вторжение вьетнамских войск в Лаос и Камбоджу (Кампучию), поддержанное Советским Союзом, превратило Вьетнам в агрессора в Азиатском регионе. В 1979 г. военные действия против Вьетнама начал Китай. В начавшейся войне между двумя социалистическими странами, Китаем и Вьетнамом, СССР выступил на стороне Вьетнама. Однако к концу 70-х гг. даже экономическая помощь СССР не могла спасти положение Вьетнама: вьетнамские войска выводятся с территории Лаоса и Кампучии.
Конец 60-х – начало 70-х гг. ХХ века становится временем разрядки в советско-американских отношениях[13].
В 1967 г. был подписан Договор о запрещении использования космического пространства и небесных тел в военных целях.
В 1968 г. подписан Договор о нераспространении ядерного оружия, а в 1971 г. – Договор о нераспространении ядерного оружия на морском дне, а также Конвенция о запрещении бактериологического оружия.
В 1972 г. был заключён Договор СССР с США об ограничении стратегических вооружений (ОСВ – 1). По договору ограничивалось число межконтинентальных ракет, запускаемых с подводных лодок. Предполагалось заключение нового Договора ОСВ – 2, охватывающего другие виды вооружений. Договор ОСВ – 2 был подписан в 1979 г., но не был ратифицирован американским конгрессом из-за вторжения советских войск в Афганистан.
В 1975 г. в Хельсинки состоялось подписание руководителями европейских стран и США Заключительного акта по безопасности и сотрудничеству в Европе, закрепившего послевоенные границы в Европе и расширявший европейские экономические и политические связи.
Разрядка сопровождалась и значительным увеличением экономических связей США и СССР. Так, за период с 1971 по 1976 гг. объём советско-американской торговли увеличился в 8 раз.
Однако начавшаяся разрядка была прервана в 1975 г. Рывок американских технологий и создание крылатых ракет “Першинг”, которые американцы отказывались уничтожать, значительно усиливали стратегическую мощь США. В ответ СССР разместил на территории Европы новые ракеты средней дальности СС-20, не подпадавшие под соглашение ОСВ –1. США в качестве ответной меры разместили в Европе крылатые ракеты “Першинг”, способные достичь территории СССР. В начале 80-х гг. США приступают к осуществлению широкой программы размещения оружия в космосе (система СОИ – Стратегическая Оборонная Инициатива). Начинается новый этап гонки вооружений[14].
В отношениях со странами третьего мира СССР придерживался политики экономической помощи дружественным режимам, что начинало плохо сказываться на состоянии экономики внутри страны[15]. Однако политика не ограничивалась только экономической помощью – военное присутствие СССР, снабжение оружием, предоставление военных советников тщательно скрывалось как внутри страны от собственных граждан, так и за рубежом от мировой общественности.
Государственный переворот в 1978 г. в Афганистане и приход к власти афганских коммунистов вызвал сильную оппозицию в стране. “По просьбе товарищей” СССР выполняет интернациональный долг и вводит свои войска в Афганистан в декабре 1979 г. Десятилетняя война обошлась большими человеческими жертвами и резко подорвала престиж СССР на мировой арене.