Понятие и типы рыночных структур

рыночная структура монополия олигополия конкуренция

Проблема классификаций типов рыночных структур, в частности определения принадлежности той или иной фирмы к определенному типу рынка, интересна в силу того, Что принадлежность фирмы к определенному типу рынка диктует фирме и определенную модель поведения в области конкуренции, политики ценообразования, работы с потребителями и в конечном счете влияет на долю компании на рынке и размеры получаемой прибыли, т.е. далеко не в успехах и неуспехах фирмы зависит от конъюктуры рынка, воли случая или квалификации и команды менеджеров. Многое определяется закономерностями развития, связанным с особенностями функционирования определенной модели рынка.

Совершенная конкуренция.

Анализ механизмов конкуренции и классификации типов рыночных структур целесообразно начать с рассмотрения наиболее простого типа рынка - рынка совершенной конкуренции. В экономической науки в зависимости от степени развития конкуренции выделяют два тина рынков: рынки совершенной конкуренции и рынки несовершенной конкуренции. (см. таб.1) На рынках совершенной конкуренции между хозяйствующими субъектами развита в максимальной степени. Ничто не препятствует соперничеству за источники сырья, производственные ресурсы или конечных потребителей. Для рынка несовершенной конкуренции типична большая или меньшая степень монополизации различных сфер хозяйственной деятельности.

Типы рыночных структур

 
Показатели Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция  
  Чистая конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия  
Число фирм Очень большое Большое Несколько Одна  
Тип продукции Стандартизированная Дифференцированная Стандартизированная или дифференцированная Уникальная, нет близких заменителей  
Контроль над ценой Отсутствует Ограниченный Ограниченный при сильной зависимости и сильный при сговоре Значительный  
Условия вступления в отрасль Легкие, препятствия отсутствуют Сравнительно легкие      
Неценовая конкуренция   Типична (реклама, пропаганда торговых марок и т.п.) Типична, особенно при дифференциации продукта Характерны некоторые формы  
Примеры отраслей Сельскохозяйственное производство Розничная торговля, производство одежды, обуви, книгоиздание... Черная, цветная металлургия, автомобилестроение, судостроение… Предприятия водоснабжения, электросеть…  
           

Анализ рынка совершенной конкуренции позволяет показать, каков бывает механизм функционирования рыночной экономики в случае отсутствия влияния факторов, сдерживающих конкуренцию, т.е. каков простейший «идеальный» рынок. В реальной экономической жизни рынки совершенной конкуренции существуют в ограниченных сегментах ( товарная биржа; рынок сельскохозяйственной продукции, не прошедшей первичной переработки и т.д.). Большинство реально существующих рынков, как правило, функционируют на основе принципов несовершенной конкуренции.

Рынком совершенной конкуренции называют такой рынок, на котором присутствует большее число потребителей и производителей продукции и никто - ни потребители, ни производители - не могут оказать существенного влияния на процесс ценообразования в сторону повышения или снижения цены или изменения условий продажи товаров, т.е. все участники такого рынка оказываются «ценополучателями», вынужденными соглашаться с ценой, установившейся на рынке независимо от них. Чтобы на рынке сложился механизм совершенной конкуренции, необходимо выполнение ряда условий: необходимо, чтобы на рынке действовало большое число производителей и потребителей продукции; каждый из производителей должен предлагать к продаже относительно небольшой объем продукции, который не может оказать существенного влияния на рыночную цену, например позволить резко снизить цену; продукция должна быть однородна, т.е. легкосравнима по качеству; на рынке не должно существовать проблем, связанных с асимметрией информации, т.е. и потребители, и производители должны быть примерно в равной степени осведомлены о качестве и потребительских свойствах продукции; на рынке не должно существовать сговоров о совместном регулировании цен; должны быть условия для беспрепятственного перелива капиталов, т.е. открытие нового производства или закрытие старого нерентабельного производства не должно сопровождаться значительными организационными и финансовыми трудностями.

В условиях совершенной конкуренции каждый из производителей предлагает к продаже небольшой объем продукции и предлагаемая продукция сравнима по качеству, однородна, потребители легко определяют, кто из продавцов предлагает необходимый товар по минимальной цене, и, естественно, выби -рают наиболее дешевый товар. Чтобы привлечь покупателей продавцы должны снижать цены, вступать в разорительную для себя ценовую конкуренцию, заставляющую продавать товар по минимально возможной цене (такой цене, которая позволяет полностью покрыть издержки производства и получить нормальную прибыль - минимальную прибыль, удерживающую товаропроизводителя в данной отрасли).

Так как на рынке сов. конкуренции невозможно получить более высокую прибыль за счет наращивания цен, то увеличивать прибыль надо снижением издержек производства, максимально эффективное хозяйствование. Чтобы устоять нужно постоянно думать о снижении издержек производства: нанимать недорогую, но высококвалифицированную рабочую силу, приобретать качественное, но недорогое сырье, не позволять никаких непроизводственных трат. В масштабах всего общества стремление к снижению издержек производства приводит к рациональному и эффективному использованию производственных ресурсов. Покупателями средств производства практически всегда оказываются собственники, которые могут использовать их с наибольшим экономическим эффектом.

Таким образом, механизм рынка сов.конкуренции действительно автоматически, без какого-либо участия государства подталкивает товаропроизводителей к снижению цен, обеспечивает наиболее выигрышное для потребителей ценообразование и способствует максимально эффективному использованию производственных ресурсов . Чем более конкурентным является рынок, тем в большей степени это способствует снижению цен и рациональному использованию ресурсов, и наоборот, если конкуренция развита слабо, часто возникает возможность к завышению цен и менее эффективному хозяйствованию. Важно и то, что, хотя конкурентный рынок может эффективно функционировать без участия государства, государство может сделать многое для развития конкуренции, соответственно, повышения эффективности функционирования экономической системы. Одной из главных задач государства с этой точки зрения является создание максимально благоприятных, легких условий для открытия новых производств, осуществления процессов перелива капиталов. Государство должно обеспечит максимально простой порядок создания большинства предприятий.

Чистая монополия.

Большинство существующих рынков являются рынками несовершенной конкуренции, т.е. в большей или меньшей степени им присуща монополизация отдельных сегментов производства или реализации товаров. Сначала о монополии, как особой формы организации. Монополия - это исключительное право на владение какой - либо собственностью и получение на базе этого более высокого дохода. Массовое появление монополий в сфере промышленного производства относится к последней трети XIX в. После того как произошла промышленная революция, были внедрены новые технологии в машиностроении, энергетике, сталелитейной промышленности, во многих отраслях экономики стал ярко проявляться эффект роста масштабов производства - с ростом объемов производства снижались издержки на производство единицы продукции. Благодаря этому производство на крупных предприятиях стало значительно более эффективным, чем в маленьких фирмах.

Процесс укрепления компаний может происходить как за счет роста объемов производства, приобретения дополнительных активов и т.д., так и за счет объединения ранее независимых компаний. Выделяют два основных типа таких объединений - вертикальная и горизонтальная интеграция.

Вертикальная интеграция имеет место, когда объединяются предприятия, связанные в единую технологическую цепочку. Например, происходит объединение ранее независимых предприятий, осуществляющих добычу руды, его первичную переработку, выработку чугуна, производство стали. Если осуществляется вертикальная интеграция, вновь созданная компания становится более мощным игроком на рынке, приобретает определенную монопольную власть и может пользоваться ею, но одновременно выигрывает и общество. Вертик. интеграция делает более прочными кооперационные связи, способствует снижению издержек производства и может стимулировать рост его эффективности. Поэтому имеется достаточно мягкое отношение к компаниям, осуществляющим вертик. интеграцию производства.

Горизонтальная интеграция т.е. объединения ранее независимых производителей, работающих примерно в одном сегменте рынка и выпускающих схожую продукцию. Основной результат гориз. интеграции - увеличение рынка новой компании, возникновение больших возможностей для влияния на ситуацию на рынке, приобретение монопольной власти. Адекватного снижения издержек производства, способного перекрыть негативные последствия от возникающей монополизации рынка, в этом случае не возникает. В связи с этим антимонопольное законодательство большинства государств достаточно жестко относится к практике горизонтального слияния компаний.

Процесс укрепления компаний может приводить к разной степени монополизации рынка. Если производителем какого - либо товара стала одна компания, можно говорить о существования чистой монополии. Чистая монополия существует на рынке, когда весь объем продукции или основной объем продукции производит одна компания. В российской экономике чистым монополистом является «Газпром», контролирующий подавленную часть газового рынка и влияющий на процесс ценообразования в отрасли. Значительно чаще предприятия бывают чистыми монополистами на каких - то ограниченных сегментах товарного рынка, т.е. если говорить о существовании на рынке чистой монополии, надо учитывать географические границы товарного рынка. Одно и та же компания может быть компанией, конкурирующей с другими фирмами в масштабах национального и мирового рынка, а на локальном рынке - чистым монополистом. Например: Авиакомпании конкурируют друг с другом в границах национального рынка, но если какая - либо авиакомпания осуществляет перевозки в труднодоступный район и нет альтернативных средств сообщения с этим регионом, то на этом локальном рынке данный авиаперевозчик будет чистым монополистом. Одной из разновидностей чистых монополий являются предприятия - естественные монополии.

Естественной монополией называется предприятие, существующее в единственном числе в силу особенностей технологии производства, - создавать дублирующие предприятия оказывается технически и экономически нецелесообразно вследствие роста издержек производства при появлении новых производителей. В соответствии с российским законодательством к естественным монополиям относятся: транспортировка нефти и газа по магистральным трубопроводам, услуги по передаче электроэнергии по магистральным сетям. Локальной естественной монополией можно считать и часть предприятий коммунального сектора, в частности, предприятия коммунального водоснабжения.

К каким последствиям для общества приводит существование на рынке монополии и, в частности чистой монополии. Последствия от монополизации рынка становятся заметны при анализе процесса ценообразования на продукцию таких компаний. Анализ процесса ценообразования графич. методом.

Любая компания, действующая на рынке, обычно стремится установит цену на свою продукцию, ориентируясь на достижение равенства между предельным доходом и предельными издержками. Предельный доход показывает, какой доход получает компания при увеличении объемов производства, а предельные издержки отражают рост издержек компании, вызванных увеличением производства. Когда предельный доход при расширении объемов производства достигает величины предельных издержек, дальнейшее увеличение объемов производства становится нецелесообразным поскольку рост производства приводит не к возникновению дополнительного дохода, а к росту затрат. В этом случае необходимо зафиксировать объем производства на уровне равенства предельного дохода и предельных издержек ( точка q1) и, ориентируясь на такой объем производства, установить цену ( точка р1). Именно такой объем производства и такая цена будут оптимальным для фирмы. Однако проблема в том, что для общества оптимальным является большой объем производства ( на графике 8 такой объем производства соответствует точке q2 ) и, соответственно, более низкая цена. В результате в условиях монополии потребители недополучают часть продукции и вынуждены переплачивать за продукцию более высокую цену. Степень влияния компании монополиста на цену своей продукции зависит от характера потребительского спроса, типа выпускаемого продукта. Если продукция компании относится к предметам первой необходимости, соответственно спрос на нее менее эластичен, т.е. мало изменяется в зависимости от изменения цены, то компания имеет широкие возможности для манипулирования ценой. Существует достаточно много товаров с малоэластичным спросом в зависимости от изменения цены, которые выпускают предприятия, занимающие доминирующее положение. Пример: электроэнергия, коммунальные услуги. Если предприятие монополист выпускает продукцию, не относящуюся к предметам первой необходимости, и соответственно спрос на нее менее эластичен в зависимости от цены, то возможности завышения цен будут ограничены.

1. Завышение цен и занижение объемов производства - не единственные отрицательные последствия существования на рынке монополии. Возможность получения прибыли за счет наращивания цены снижает у компании стимулы к внедрению инноваций, т.е. монополия, особенно естественная, в соответствии с внутренними законами развития оказывается консервативным образованием, менеджмент которого заинтересован в сохранении существующей ситуации, удержании имеющихся позиций, недопущении в отрасль новых компаний, т.е. консервативная модель поведения часто называется и другим участникам рынка.

2. Нерациональное распределение и использование ресурсов - это обусловлено тем, что, имея возможность влиять на рыночную цену, компания может позволить себе не слишком заботиться об эффективности использования капитала, осуществлять непроизводственные расходы, вложения в низкоэффективные активы и т.д. Подобная модель поведения свойственна и многим российским компаниям, занимающим доминирующее положение.

Возможно несколько вариантов гос. Регулирования цен или деятельности компаний монополистов: ценообразование по предельным издержкам; установление социально справедливой цены; ограничение доходности фирмы естественной монополии; регулирование отношений собственности на монополизированном рынке и развитие конкуренции. На практике чаще всего используется принцип так называемой социально - справедливой цены (цены Рамсея). Принципом установления социально - справедливой цены служит максимизация потребительского выигрыша при условии безубыточной деятельности естественной монополии. Цена на продукцию компании монополиста должна быть установлена с учетом величины средних издержек (на графике 1. этот уровень отражает точка р3). В этом случае достигается субоптимальное распределение ресурсов: хотя цена выше предельных издержек - оптимального с точки зрения потребителей уровня, потери общественного благосостояния минимизированы.

Подведем итоги. Фирму можно назвать чистым монополистом, если она является единственным производителем экономического блага, не имеющего близких заменителей, если она ограждена от непосредственной конкуренции высокими входными барьерами в отрасль.

Монополистическая конкуренция

На основе принципов монополистической конкуренции функционируют легкая и пищевая промышленность, мелкая розничная торговля, книгоиздание, мебельная и обувная промышленность и другие, где в производстве или при предоставлении услуг необходимо учитывать вкусы и потребности конкретных людей. По некоторым внешним признакам рынок монополистической конкуренции напоминает совершенно конкурентный рынок. На данном рынке действует большое число товаропроизводителей. Они предлагают к продаже относительно небольшие объемы продукции, условия вступления новых предприятий в отрасль относительно легкие. Но есть одно отличие рынка монополистической конкуренции от совершенно конкурентного рынка. На рынке совершенной конкуренции продукция однородна, а на рынке монополистической конкуренции - разнообразна.

Рынок монополистической конкуренции, с одной стороны, сохраняет многие лучшие черты рынка совершенной конкуренции, с другой стороны, является самой динамичной, инновационной моделью организации рынка. Во многом благодаря свойствам монополистической конкуренции рыночная экономика позволяет обеспечивать разнообразие и высокое качество потребительской продукции. У рынков, организованных на основе монополистической конкуренции, есть и отрицательные свойства, в частности, возможность завышения цены. Если анализировать процесс ценообразования в условиях монополистической конкуренции, то важны след. моменты. В условиях монополистической конкуренции, как правило, условия вступления новых предприятий в отрасль сравнительно просты. Действительно, открыть новое швейное производство, предприятие торговли нетрудно. В результате рынок монополистической конкуренции является остро конкурентным. Если какое - либо предприятие разрабатывает удачный товар, пользующийся повышенным спросом и слишком высоко поднимает на него цену, то это мгновенно привлекает в данный сегмент рынка конкурентов. Они стремятся скопировать удачную продукцию и отобрать часть рынка и монопольной прибыли. Таким образом, в условиях монополистической конкуренции монопольная прибыль обычно оказывается недолговечной или не слишком большой. Срок жизни компаний на рынке монополистической конкуренции часто не очень продолжителен, многое зависит от субъективного фактора - квалификация менеджмента и отношения руководства компании к делу.

Типы поведения потребителей на рынке:

1. Поведение с эффектом толпы - когда потребитель стремится покупать наиболее модную и одновременно пользующуюся всеобщим признанием и популярностью модель изделия.

2. Поведение в соответствии с эффектом сноба - в этом случае человек стремится приобрести товары, подчеркивающие индивидуальность владельца.

3. Поведение в соответствии с эффектом Веблена - в данном случае при приобретении товаров для покупателя принципиальным оказывается подчеркнуть свой высокий срц. статус, зачастую за счет демонстративного потребления. Если часы - то «Картье»…

Большое значение в условиях монополистической конкуренции имеет реклама. Важно не только произвести качественный товар, но и внушить к нему доверие со стороны потребителей, проинформировать о новинках. Однако в качестве отрицательного момента это обычно влечет за собой навязывание вкусов и рост непроизводственных расходов. На некоторых рынках продукции широкого потребления затраты на рекламу и упаковку товаров составляют более половины стоимости самого товара.

Олигополия.

Такая модель типична для большинства отраслей тяжелой промышленности: черной и цветной металлургии, автомобилестроения, судостроения, химической и нефтехимической промышленности и т.д. некоторые выделяют два типа олигополии - жесткую, когда 4-6 фирм контролируют около 80% рынка, и «расплывчатую», в условиях которой 8-12 фирм контролируют от 40 до 66% рынка. Рынок по принципу олигополии оценивается неоднозначно. С одной стороны, существование олигополии обычно приводит к значительному завышению цен на продукцию, с другой, существование олигополии в случае выпуска дифференцируемой продукции не препятствует острой, как правило, неценовой конкуренции, рынок достаточно инновационен. Роль крупных компаний, входящих в олигополию, в большинстве государств огромна. Если мелкие и средние предприятия обеспечивают потребителей необходимыми товарами и способствует росту в обществе занятости, то крупные компании определяют индустриальную мощь государства и его место на мировом рынке. В случае существования олигополии имеется значительное завышение цен на продукцию. В сфере политики ценообразования компании стремятся к согласованному поведению, если это возможно - к сговору о совместном регулировании цен. В результате цены оказываются жесткими, негибкими. Наименее выигрышным для компании в условиях олигополии является независимое ценообразование. В этом случае при развитии процессов ценовой конкуренции проигрывают участники рынка, первыми начавшие предпринимать ценовые маневры, и участники, вынужденные последовать за ними. Наиболее выигрышный вариант поведения компаний в условиях олигополии - это сговор о совместном ценовом регулировании, по сути, карательное соглашение. Насколько выгодны карательные соглашения, наглядно показывает истории развития нефтяной промышленности. Рынок добычи нефти всегда тяготел к высокой степени концентрации производства и монополизации в сфере сбытовой политики. Длительное время со второй половины 40-х по коней 60-х гг. - ситуацию на мировом рынке и цены на нефтепродукты определяли семь крупнейших американских и европейских компаний. Благодаря проводимой компаниями ценовой политике основной объем прибыли от добычи и реализации нефти оседал у нефтяных компаний, имевших возможность выигрывать за счет удержания низких издержек на добычу нефти в развивающихся странах и относительно невысокой цены на американском и европейском рынках. Выигрыш также получали американские и европейские потребители.

Резкое изменение ситуации произошло в начале 70-х гг. Период конца 60-х гг. - начала 70-х характеризовался устойчивым ростом спроса на нефть и нефтепродукты. Одновременно благодаря реформированию отношений в сфере недропользования многим развивающимся государствам удалось усилить свое влияние на ситуацию в добывающем секторе и потеснить западные компании. В 1973 г. Странам - экспортерам нефти, объединенным в нефтяной картель ОПЕК, удалось договориться о разделе рынка и ограничении объемов продаж. В условиях стабильного в тот период роста и низкой эластичности спроса относительно цены, вызванной жесткой привязкой технологий к потреблению значительных объемов энергоносителей, произошел резкий рост цен. За 6 месяцев цена на нефтепродукты поднялась. Основной объем прибыли в этой ситуации стал уже оседать у стран - экспортеров, объединившихся в нефтяной картель ОПЕК. Наиболее удобный для компаний вариант поведения на таком рынке - сговор о совместном регулировании цен. Для компаний, работающих в большинстве отраслей промышленности, сговоры о совместном регулировании цен невозможны. Запрещены антимонопольным законодательством. В результате для многих отраслей промышленности, где на рынке существует олигополия, распространена тактика ценообразования по принципу лидерства в ценах. Такой вариант ценообразования характерен, например, для автомобилестроительной промышленности. В случаях ценообразования по принципу лидерства в ценах цены на продукцию в отрасли устанавливаются ориентацией на цену компании лидера. Строя свою политику ценообразования, компания должна обеспечить всех участников олигополии достаточно высокой прибылью и не привлечь слишком высокой ценой в отрасль дополнительных конкурентов.

Цену на свою продукцию компания - ценовой лидер обычно назначает исходя из принципа «издержки плюс». Этот принцип предполагает, что при назначении цены на продукцию фирма стремится полностью покрыть свои издержки производства и учесть соответственно это в цене и получить некоторую прибыль, которая в процессе ценообразования будет включена в цену в виде надбавки к издержкам. Все варианты ценообразования за исключением варианта независимого ценообразования, порождающую для участников рынка ценовую конкуренцию, ведут к значительному повышению цены над оптимальным с точки зрения общества уровнем и способствуют концентрации прибыли у компаний, входящих в олигополию. Существование олигополии на рынке ведет к значительному завышению цен, но есть и положительные моменты. За счет завышения цен компании олигополии имеют возможность иметь накопления, а рынок, на котором они действуют, остается остроконкурентным. Причем для него типична неценовая конкуренция, связанная со стремлением компаний к совершенствованию качества продукции и созданию новых изделий. В результате компании - олигополии оказываются заинтересованными во внедрении инноваций, осуществлении в перспективные разработки, зачастую в те сферы, которые не дают быстрой отдачи, но в будущем обещают прорыв в создании и производстве новых продуктов.

Вывод: Существует рынок совершенной и несовершенной конкуренции. К совершенной конкуренции относится чистая конкуренция. Где число фирм очень большое и контроль над ценой отсутствует. При соверш. конкуренции присутствует большое число потребителей и производителей продукции и никто из них не оказывает существенного влияния на процесс ценообразования в сторону повышения или снижения цены. К несовершенной конкуренции: монополистическая конкуренция, где имеется большое число фирм и контроль над ценой ограниченный; олигополия, где фирм несколько и контроль над ценой ограниченный при сильной зависимости и сильный при сговоре; и чистая монополия, где одна фирма и контроль над ценой значительный.

ВОПРОС 34

Наши рекомендации