Рождение массового общества
Коммуникации древних цивилизаций
Около 100 тысяч лет назад человек стал использовать жесты и звуки для общения, и дерево с камнем как первые предтечи книг и «библиотек» для передачи информации потомкам. Археологи нашли предметы, фигурки и наскальные изображения, относящиеся к периоду от 50 до 10 тысяч лет до нашей эры. Их можно оценивать и как явления первобытного искусства, и как средства передачи информации.
В древневосточных цивилизациях Шумера и Египта за 12-4 тысячи лет до нашей эры были изобретены идеограммы - условные знаки от 1 до 3 сантиметров, лежащие в основе шумерского письма (ок. 3500 тыс. лет).
В древних империях камень и папирус использовались для организации экономической жизни (с/х цикла) и управления провинциями. Папирус породил класс бюрократии и первую форму бумажных коммуникаций.
У инков в Древнем Перу роль письма играли шнурки различной длины, толщины и цвета, которые сплетались и завязывались в узелки. Отсюда выражение - узелок на память. Они использовались для измерения урожая, налога, имущества и для управления империей.
В каждой древней цивилизации потом были найдены свои формы коммуникаций и письма. Некоторые из них используются и сейчас, в частности, в дорожных знаках и на клавиатуре компьютера.
Первая социально-коммуникационная революция
Появление греческого алфавита привело к революции, в результате которой грамотность пришла к массам людей. Греки писали на восковых табличках и папирусе, но превалировала устная речь.
Тексты Платона были записаны по памяти как его речи. Гомер, может быть, ничего не писал, но для нас он (записанный кем-то) считается писателем. Гений древности стоит на рубеже устной и письменной коммуникации.
В Средние века, как известно, греко-римские традиции ослабли. В феодальных государствах грамотность была привилегией Церкви, которая функционировала как духовная бюрократия. Но в XIII веке в Европе стала возникать светская местная письменность, основанная на родных языках, а не латыни. В то же время крестьяне оставались неграмотными.
Революция в печати
Печатный станок, изобретенный в середине XV века, стал главным культурно-техническим фактором перелома на Западе. Появилась новая технология, прототип массового производства. Она была подготовлена предыдущим распространением грамотности народа, использованием бумаги и переходом к арабским цифрам.
Латынь стала вторым языком. Уступил бумаге и пергамент. Бумагу создали в Китае в I веке до нашей эры, в Европе о ней узнали в XII столетии, в XIII веке ее начали производить на мануфактурах. К 1500 году каждый крупный город имел бумажную фабрику.
Бумага помогала распространению нового языка, математики, науки и коммерции. В Китае книги издавались с VIII века (темные века Европы), но с деревянными блоками, а Европа перешла на металл. В результате снижения цен на печать резко увеличилось производство книжной продукции. Возник новый слой «печатных» людей, ушедший из-под влияния Церкви. Печатник стал предпринимателем.
Становление печатной индустрии проходило в течение двух веков. Место инкунабул заняли новые тексты, словари, энциклопедии, научная литература. Одним из самых значительных последствий стало влияние печати на протестантскую Реформацию. Идеи М. Лютера распространялись быстро.
Новая культура печати повлияла на образование, стала расти грамотность. Благодаря газетам быстро распространялись новости. Светская культура освободилась от власти Церкви. Большую роль в этом процессе сыграли французские просветители XVIII века. Началась демократизация письменной коммуникации.
Телеграф и телефон – путь в новый мир
История коммуникаций - это развитие их средств: от табличек и камней через книги и манускрипты к телеграфу и телефону. Они ознаменовали первую волну новой коммуникационной революции. С телеграфом изменилась скорость сообщений по сравнению с транспортными средствами связи. В древности это были барабаны, дымы, солнечные зайчики. Древние греки горящими факелами передавали сигналы на несколько миль - от вышки к вышке. В Европе корабельные сигналы передавались флажками, семафорами. В США в 1830-х годах, когда уже С.Морзе работал над созданием телеграфа, планировалось даже сделать оптический телеграф между Вашингтоном и Нью-Орлеаном.
В 1840-х годах вошли в практику связи точки и тире Морзе как электрические импульсы. Телеграф развивался вдоль железной дороги в целях бизнеса. По нему передавались деловые письма и сообщения. Телеграф быстро охватил США, а в конце XIX века стал глобальной системой благодаря трансокеанскому кабелю. Родилась одна из первых монополий США.
Телеграф повлиял на развитие бизнеса через создание региональных центров покупки и продажи; на газеты и журналистскую практику. Кроме политических и деловых новостей стало больше повседневной информации из жизни людей, в том числе светской хроники, скандалов и т.п.
В третьей четверти XIX века появился телефон. Передача информации упростилась, а возможности ее расширились, особенно устной речи. Уже не требовалось искусство телеграфиста. Телефон обошел ряд трудностей телеграфа как интерактивный медиум. Но вначале они не только дополняли, но и конкурировали друг с другом.
В конце 1880-х годов телефон появился в частных домах, а когда на рубеже веков упала на него цена, он стал распространяться во всех слоях общества. Но победил телефон не сразу. На него вначале смотрели как на игрушку, потом как на средство общения между двумя домами одной фирмы или между квартирой и офисом фирмы. Только установление коммутаторов сделало телефон конкурентным. Он стал предтечей радиовещания.
Выставка в Париже в 1900 году открыла новый мир вещей, который бросил вызов искусству и религии как главным центрам духовного мира. Возникла индустриальная экономика, появились фотография и кино как средства массовой информации.
Рождение массового общества
В конце XIX века проволочный мир (телефон и телеграф) расширил мир коммуникаций. Сообщения распространялись дальше, быстрее и с меньшими затратами. Упаковка и доставка новостей потребителям разнообразились. Урбанизация, индустриализация и развивавшееся параллельно массовое общество вытесняли местные идеи, образы и образцы потребления. В это время мир увидел автомобили, велосипеды и самолеты. Новые технологии отражались в новых формах искусства, в частности, абстракционизме, кубизме и футуризме.
Представления о мире расширялись благодаря фотографии, изобретенной в 1839 году. В конце XIX века она стала средством массовой информации через литографии (репродукции). Затем возникла фотожурналистика и кинематограф. В 1920-х годах кино захватило все слои. В самом начале людей удовлетворяло само чудо движения, затем - истории, жизнь... Затем родились звезды: актеры, благодаря кино, стали известны всем. Фотожурналистика придала новый аспект СМИ: благодаря ей удалось запечатлеть гибель дирижабля «Гинденбург».
Рост доходов, появление свободного времени и разнообразие потребностей стимулировали развитие рекламы, которая связала массовое общество с образами. В начале XX века их главными носителями были газеты, затем журналы. В конце 1920-х годов радио стало упоминать своих спонсоров. Распространение рекламы привело к необходимости введения ограничений ее объемов и содержания.