Особенности формирования равновесной цены на рынке. Излишек потребителя и произволителя
Рыночное равновесие.
Рынок находится в равновесии, если цена товаров такова, что кол-во товара, кот. хотят приобрести покупатели равно кол-ву товара, кот. готовы продать производители.
1.Зона возможных продаж
2.Зона совпадения интересов
покупателей . и про-лей
3.Зона возможных покупок
4.Мертвая зона
|
|
|
|
|
Равновесия по Маршалу
Пусть Q1 < QE => P1d > P1S => Q1 увел. Превышение
цены спроса над ценой предложения стимулирует производителей увеличивать кол-во товаров.
Пусть Q2 > QE => P2S > P2d => Q2 умен.
Функцию рассматривают по Вальрасу, а графики по Маршалу.
Излишек потребителя и излишек производителя и их роль на рынке.
Дополнительный выигрыш потребителя (излишек потребителя) – разница между максимальной ценой, которую потребитель готов заплатить за единицу товара, и равновесной ценой, по которой он покупает.
Дополнительный выигрыш производителя (излишек производителя) – разница между равновесной ценой товара и той минимальной ценой, по которой производитель готов продать каждую единицу товара.
Понятия излишка потребителя и излишка производителя применяются при анализе государственной политики в процессе ценообразования. Если государство устанавливает цену на тот или иной товар ниже равновесной, то это приводит к дефициту на рынке, связанному с ростом спроса и резким падением объемов производства. Потребители приобретают продукт по низкой цене, потребительский излишек растет, и они оказываются в выигрыше. Те покупатели, которые не могут приобрести товар вследствие его ограниченности на рынке, теряют свой потребительский излишек.
Что касается производителей, то они теряют прибыль и терпят убытки. Избыток теряется в результате снижения цены на продукцию и общего сокращения масштаба производства. Таким образом, потери производителей превышают излишек потребителей, что свидетельствует о снижении общественного благосостояния и крайней неэффективности государственного ценового регулирования.
10. Влияние налогов, максимального и минимального уровня цен на равновесное состояние рынка.
Влияние налогов и субсидий на рыночное равновесие. Налоги и субсидии являются одними из основных инструментов государственного регулирования рынка. Влияние налогов на рынок можно рассмотреть, условно взяв два варианта:1)налог уплачивают продавцы;2)налог уплачивают покупатели. Первый вариант. Предположим, налог=Труб. Допустим, что до введения налога линия спроса-D1D1,а линия предложения-S1S1. Равновесная цена=P1,равновесный объем продаж =Q1.После введения налога произойдет сдвиг S1S1 вверх на величину Т,т.к. для получения той же выручки продавец будет продавать товар за цену, которая выше прежней на величину Труб. Линия предложения перейдет в S2S2. Устанавливается новое равновесие, при этом объем продаж сократится с Q1 до Q2, цена для покупателей повысится с Р– до Р+. Общая сумма налога=площади прямоугольника Р+АВР–. Налог, согласно условию этого варианта, уплачивают продавцы, но бремя налога распределяется между продавцами и покупателями. Взнос продавцов равен площади прямоугольника Р1CВР–, а взнос покупателей — Р+АCР1.
Второй вариант. Налог вносят в госбюджет покупатели. Покупатели будут покупать тот же объем блага, если цена без налога будет на Труб ниже. В таком случае покупатели заплатят цену с включением налога, равную прежней цене. В результате линия спроса переместится вниз на Т. Новый объем продаж Q2, цены Р+ и Р– будут аналогичными варианту, когда налог вносят продавцы. Следовательно, не играет роли, кто плательщик налога-продавцы или покупатели.
Из рис. видно, что и пропорции в распределении налогового бремени между продавцами и покупателями остаются теми же, что и при уплате налога продавцами. Распределение налогового бремени между продавцами и покупателями зависит от соотношения в наклонах линий спроса и предложения. Чем больше наклон линии спроса и чем меньше наклон линии предложения, тем большая часть налогового бремени приходится на покупателей и тем меньшая — на продавцов. Из рис. видно, что взнос покупателей=S прямоугольника Р+АCР1, а продавцов-Р1CВР–. Может быть и противоположное положение, когда большая часть налогового бремени ложится на продавцов и меньшая — на покупателей.
Субсидия-пособие предоставляемое на безвозмездной основе. Допустим, что линия спроса была-D1D1, предложения - S1S1. Равновесный объем продаж был Q1, равновесная цена-P1. Допустим, что введена субсидия производителям размером Vруб. Произойдет сдвиг линии предложения вниз на V руб., т.к. субсидия продавцам будет равнозначна снижению их издержек. Ранее производители продавали товар, когда цена без субсидии была на Vруб. ниже Р1. В этом случае объем продаж возрастет до Q2, цена для покупателей понижается до Р–, цена, получаемая производителями, повышается до Р+. Как и при налогах, полученная субсидия не полностью поступает в распоряжение производителей. Им достанется только ее часть, другая часть поступит в бюджет покупателей. Аналогично, когда субсидию получают покупатели. Отличие состоит в сдвиге на ту же величину V руб. линии спроса.