Тема: Правовое регулирование отношений в сфере занятости и трудоустройства
1. Понятие, виды и формы занятости. Круг граждан, считающихся занятыми.
2. Понятие безработного. Правовой статус безработного.
3. Дополнительные гарантии трудоустройства для отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поисках работы.
4. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости.
5. Гарантии материальной и социальной поддержки безработных.
Нормативные правовые акты
1. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (с послед. изм. и доп.) // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3802.
2. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (с послед. изм. и доп.) // СЗ РФ. – 1995. – № 48. – Ст. 4563.
3. О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 (с послед. изм. и доп.) // СЗ РФ. – 1996. – № 17. – Ст. 1915.
4. О государственной региональной молодежной политике в Алтайском крае: Закон Алтайского края от 05.11.2001 г. № 87-ЗС (с послед. изм. и доп.) // Сборник законодательства Алтайского края. – 2001. – № 67.
5. Об утверждении Положения об организации общественных работ: Постановление Правительства РФ от 14.07.1997 г. № 875 (с послед. изм. и доп.) // СЗ РФ. – 1997. – № 29. – Ст. 3533.
6. Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения: Постановление Правительства РФ от 05.02.1993 г. № 99 (с послед. изм. и доп.) // САПП РФ. – 1993. – № 7. – Ст. 564.
7. Об утверждении Порядка регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей для неработающих граждан территориальными фондами обязательного медицинского страхования: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2010 г. № 1168н (с послед. изм. и доп.) // Российская газета. – 2011. – № 17. – 28 янв.
8. Об утверждении Положения об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения: Постановление Минтруда РФ № 3, Минобразования РФ № 1 от 13.01.2000 г. (с послед. изм. и доп.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2000. – № 11.
Литература
1. Браун Е.А. Понятие нетипичной занятости и классификация ее видов // Трудовое право в России и за рубежом. – 2014. – № 3.
2. Закалюжная Н.В. К вопросу о защите прав работников в условиях нестандартной занятости // Трудовое право в России и за рубежом. – 2015. – № 2.
3. Орлова Е.Е. Конституционный Суд РФ о пределах ограничения прав граждан в сфере занятости населения // Конституционное и муниципальное право. – 2014. – № 4.
4. Орлова Е.Е. Правоотношения в сфере занятости населения и трудовые правоотношения // Журнал российского права. – 2014. – № 8.
5. Орлова Е.Е. Пределы ограничения прав граждан в сфере занятости населения // Современное право. – 2014. – № 6.
6. Павловская О.Ю. Занятость и трудоустройство инвалидов: правовые аспекты и актуальные проблемы правоприменения // Право и экономика. – 2015. – № 1.
7. Павловская О.Ю. Социально-правовые аспекты организации общественных работ в Российской Федерации // Право и экономика. – 2015. – № 7.
8. Петров А.Я. Занятость: гарантии прав граждан // Законодательство и экономика. – 2013. – № 12.
Задачи
1. В органы службы занятости 1 июня представили все документы, необходимые для регистрации в целях поиска подходящей работы, следующие лица: выпускник школы А.; уволенный в связи с сокращением штатов 20 мая текущего года инженер Б.; В., уволенный 10 мая текущего года в связи с ликвидацией межлесхоза; Г., уволенная с последнего места работы за прогул без уважительных причин.
С какого момента указанные лица могут быть признаны безработными? С какого момента им будет выплачиваться пособие по безработице?
2. Зарегистрированные в качестве безработных Андрианова, уволенная с последнего места работы за утрату доверия, и Пименова, уволенная с последнего места работы в связи с ликвидацией организации, предъявили работникам органа службы занятости листы временной нетрудоспособности в связи с беременностью и родами с заявлением об их оплате. Органом службы занятости было вынесено решение о снятии Андриановой и Пименовой с учета в качестве безработных с одновременным прекращением выплаты пособия по безработице.
Дайте правовую оценку вынесенному решению.
3. Кузнецов был зарегистрирован в качестве безработного 1 февраля 2014 г. Им была предъявлена справка о среднем заработке по последнему месту работы, который составил 12000 руб. Кузнецов состоял на учете в качестве безработного до 15 марта 2016 г.
Рассчитайте размер пособия по безработице, получаемого Кузнецовым за указанный период, при следующих условиях: а) на момент начала безработицы Кузнецов имел оплачиваемую работу в течение 6 лет; б) на содержании Кузнецова находятся двое несовершеннолетних детей.
4. Тюркин был уволен по п. 2 ст. 81 ТК РФ из ООО «Прогресс». Он обратился в органы службы занятости населения для регистрации в целях поиска подходящей работы, предъявив следующие документы: паспорт, трудовую книжку, диплом об окончании вуз. Однако инспектор в приеме документов отказал, объяснив, что им представлены не все документы и что он имеет право на повторное обращение через месяц. Доводы Тюркина о том, что ему отказывают в выдаче справки о среднем заработке, остались без внимания.
Правомерен ли отказ инспектора?
5. В службу занятости обратился студент вуза дневной формы обучения за содействием в трудоустройстве в свободное от обучения время, пенсионер и частный детектив для регистрации в целях поиска подходящей работы. Но им отказали, ссылаясь на то, что они принадлежат к занятому населению.
Правомерен ли такой отказ?
6. Слепакова, работавшая ранее в должности бухгалтера и имеющая высшее экономическое образование, обратилась в орган службы занятости населения для регистрации в целях поиска подходящей работы. Ей была предложена имеющаяся вакансия менеджера по продажам на базе, располагающейся в пригороде. Слепакова от предложенной должности отказалась, мотивируя тем, что зарплата по этой должности значительно меньше той, которую она получала по последнему месту работы. Посчитав такой отказ Слепаковой необоснованным, орган службы занятости в свою очередь отказал ей в регистрации в качестве безработной.
Является ли работа, предложенная Слепаковой, подходящей? Правомерен ли отказ органа службы занятости?
7. Орган службы занятости населения предложил безработному Иванову участвовать в общественных работах. Иванов отказался от участия в общественных работах, указав, что они не соответствуют его квалификации юриста. В ответ орган службы занятости населения приостановил выплату пособия по безработице.
Правомерны ли действия органа службы занятости населения?