Ценность информации в молочной промышленности
Исторически сложилось так, что американская молочная промышленность распределяет свои расходы на рекламу более или менее равномерно в течение года. Но потребление молока на душу населения с 1955 по 1980 г. снизилось на 24 %, и это вынудило производителей молока искать новую стратегию сбыта, чтобы стимулировать потребление молока. Первой стратегической линией стало увеличение расходов на рекламу и одинаково интенсивное рекламирование товаров на протяжении всего года. Вторая стратегическая линия заключалась в увеличении капиталовложений в изучение рынка для получения широкой информации о сезонном спросе на молоко, с последующим перераспределением расходов таким образом, чтобы наиболее интенсивная реклама приходилась на то время, когда спрос на молоко достигает пика.
Изучение спроса на молоко показывает, что сбыт происходит по устойчивому образцу с наивысшим взлетом весной и с наибольшим снижением ранней осенью. Эластичность спроса на молоко от цены отрицательна, но невелика, а эластичность спроса от дохода положительна и велика. Самым важным является то, что реклама молока с наибольшим эффектом влияет на сбыт тогда, когда у потребителей наблюдается самая сильная потребность в молоке (в марте, апреле, мае), и с наименьшим эффектом — когда потребность значительно ослабевает (август, сентябрь и октябрь).
В данном случае стоимость получения «сезонной» информации о спросе на молоко относительно низка, но значение информации весьма существенно. Чтобы оценить это значение, мы можем сравнить фактический сбыт молока в 1972—1980 гг. со сбытом, который мог бы иметь место, если бы расходы на рекламу планировались в соответствии с сезонным количеством спроса. В последнем случае 30 % бюджета на рекламу следовало бы израсходовать в первом квартале года и лишь 20 % — в третьем.
Когда такие расчеты были произведены для Нью-Йоркского региона, оказалось, что стоимость информации (стоимость дополнительного сбыта молока) составила 4 046 557 долл., что для производителей означало увеличение прибыли на 9 %.
Спрос на рисковые активы
Большинство людей не склонны к риску. Имея выбор, они предпочитают стабильный ежемесячный доход более высокому доходу, но подверженному случайным колебаниям из месяца в месяц. И все же многие вкладывают сбережения полностью или частично в акции, облигации и другие активы, связанные с определенным риском. Почему не склонные к риску люди вкладывают капиталы в фондовую биржу и тем самым рискуют потерять часть или все вклады? Как люди принимают решения относительно степени риска, когда они вкладывают свой капитал? Чтобы ответить на эти вопросы, нам нужно изучить спрос на рисковые активы.
Активы
Активом называют источник, обеспечивающий денежные поступления его владельцу. Например, каждая квартира в многоквартирном доме может быть сдана в аренду, обеспечивая рентный доход владельцу дома. Другим примером являются сбережения на срочном счете в банке, который выплачивает проценты (обычно за каждый день, ежемесячно или раз в месяц). Как правило, выплаты по процентам опять вносятся на счет.
Денежные поступления, получаемые от обладания активом, могут принимать форму определенных выплат — таких, как рентный доход с многоквартирного дома, когда хозяин ежемесячно получает от жильцов чеки с квартирной платой. Другим видом выплат являются дивиденды от обычных акций. Раз в три месяца владелец акций «Дженерал Моторс» получает дивиденды.
Но иногда денежные поступления от актива носят скрытый характер. Они принимают форму повышения или понижения в цене или стоимости актива (повышение стоимости актива представляет собой прирост капитала, а понижение — его потери). Например, по мере роста населения города стоимость многоквартирного дома может возрасти. Тогда владелец дома получит доход от прироста капитала сверх получаемого им рентного дохода. Хотя доход от прироста капитала остается нереализованным, пока дом не продан, это неопределенные денежные поступления в скрытой форме, потому что дом может быть продан в любое время. Денежные поступления вла-
дельцу акций «Дженерал Моторс» также частично носят скрытый характер, так как курс акции меняется изо дня в день, и всякий раз, когда это происходит, ее владелец потенциально приобретает или теряет определенные суммы денег.
Рисковый актив дает денежные поступления, которые частично зависят от случая. Другими словами, предстоящие поступления неопределенны. Акция «Дженерал Моторс» представляет собой пример рискового актива — человек не знает, поднимется или упадет курс акций со временем, и даже не может быть уверен, что компания будет продолжать выплачивать тот же дивиденд за акцию. Но хотя у людей риск часто ассоциируется с фондовой биржей, большинство прочих активов также связаны с риском.
Многоквартирный дом — один из примеров такого актива. Человек не может знать, насколько поднимется или снизится стоимость земли, будет ли дом полностью сдан в аренду и даже будут ли квартиросъемщики вносить арендную плату вовремя. Другой пример — промышленные облигации: корпорация, выпустившая облигации, может стать банкротом и будет не в состоянии выплатить их владельцам процентный доход и номинальную стоимость. Даже долгосрочные государственные облигации США (т. е. облигации, подлежащие погашению через 10 или 20 лет) носят элемент риска. Хотя и маловероятно, что федеральное правительство станет банкротом, темпы инфляции могут неожиданно возрасти и обесценить выплаты по процентам и погашению номинала в реальном выражении и тем самым снизить стоимость облигаций.
В противоположность рисковым активам мы называем активы безрисковыми, если они обеспечивают денежные поступления в заранее установленном размере. Краткосрочные государственные облигации США, называемые казначейскими векселями, являются безрисковыми, т. е. активами почти без риска. Так как эти облигации погашаются через несколько месяцев, существует очень небольшая доля риска при неожиданном взлете темпов инфляции. Человек не без оснований может быть уверен, что правительство США не откажется от выполнения своих обязательств (т. е. не откажется выплатить владельцу облигации, когда придет срок ее погашения). Примерами безрисковых активов являются также депозитные срочные счета в банке и краткосрочные депозитные сертификаты.
Прибыль от активов
Люди приобретают активы в расчете на денежные поступления от них. Чтобы сравнивать активы между собой, следует сопоставить данные денежные поступления с ценой, или стоимостью, актива. Прибыль от актива представляет собой отношение общего объема денежных поступлений от актива к его цене. Например, облигация стоимостью 1000 долл. на сегодня, которая приносит в этом году выплату 100 долл., дает 10 % прибыли. Если бы многоквартирный дом стоил в прошлом году 10 млн. долл., вырос в цене до 11 млн. долл. в этом году, а также обеспечил чистый рентный доход 0,5 млн. долл., он приносил бы прибыль 15 % на протяжении всего года. Или если бы акция «Дженерал Моторс» стоила 80 долл. в начале года, снизилась до 72 долл. к концу года и давала дивиденд 4 долл., она приносила бы прибыль 5 % (дивиденд 5 % минус 10 % потери капитала).
Когда люди вкладывают свои сбережения в акции, облигации, землю и другие активы, они обычно надеются получить прибыль, которая превышает уровень инфляции, таким образом, чтобы, откладывая потребление, они могли бы купить в будущем больше, чем они могут купить сейчас, расходуя весь свой доход. В итоге мы часто считаем прибыль от активов в реальном (с поправкой на инфляцию) выражении. Реальная прибыль от актива представляет собой номинальную прибыль за вычетом инфляции. Например, если уровень инфляции составил 5 %, облигация, многоквартирный дом и акция «Дженерал Моторс», описанные выше, принесли бы реальную прибыль 5, 10 и 10 % соответственно.
Так как большинство активов связаны с риском, вкладчик не может знать, какую прибыль они принесут в наступающем году. Например, многоквартирный дом может обесцениться, да и курс акций «Дженерал Моторс» может подняться или упасть. Однако мы все-таки можем сравнить рисксЗвые активы, рассчитав величину ожидаемой прибыли (т. е. прибыли, которую актив принесет в среднем). В отдельные годы действительная прибыль, которую приносит актив, может быть значительно выше, чем ожидаемая, а иногда и много ниже, но на длительном отрезке времени средняя действительная прибыль будет близка к ожидаемой.
Различные активы имеют различную ожидаемую прибыль. Например, табл. 5.8 показывает, что ожидаемая
ТАБЛИЦА 5! Капиталовложения — риск и прибыль (1926—1981 гг.)
Ценные | бума! и | Реальная норма прибыли, % | Величина риска (стандартное отклонение, % ) |
Обычные акции | 8,3 21,9 | ||
Долгосрочные промышленные 0,9 8,2 облигации Казначейские векселя США 0,1 4,4 |
прибыль по казначейским векселям США была ниже 1 %, в то время как ожидаемая прибыль отдельных акций на нью-йоркской фондовой бирже составляла 8,3 %. При такой разнице в ожидаемой прибыли почему же кто-то покупает казначейские векселя, когда ожидаемая прибыль по акциям столь велика? Дело в том, что спрос на активы зависит не только от ожидаемой прибыли, но еще и от риска. Хотя активы имеют и более высокую ожидаемую прибыль, они связаны с высоким уровнем риска. Его размер — стандартное отклонение ожидаемой прибыли — равен 21,9 % для обычных акций, но лишь 8,2 % для промышленных облигаций и 4,4 % для казначейских векселей США. Очевидно, что чем выше прибыль на капиталовложения, тем больше связанный с этим риск. В итоге не склонный к риску вкладчик должен соизмерять ожидаемую прибыль с риском. Рассмотрим эту взаимосвязь более подробно.