Применение дилеммы заключенных в процессе олигопольиого ценообразования

Обрекает ли дилемма заключенных олигопольные фир­мы на агрессивную конкуренцию и низкие прибыли? Не обязательно. Если наши воображаемые заключенные имели только одну возможность — признаться, большин­ство фирм может устанавливать разные объемы производ­ства и цены по нескольку раз, постоянно наблюдая поведение своих конкурентов и принимая соответствую-

щее решение. В итоге иногда преобладают олигополь-ная координация и сотрудничество.

Возьмем, например, отрасль промышленности, пред­ставленную только тремя или четырьмя фирмами, которые сосуществовали длительное время. За многие годы руково­дители этих фирм могли понять, что война цен ведет к большим убыткам, и пришли к молчаливому согласию поддерживать высокие цены, не пытаясь всерьез поку­шаться на рыночную долю конкурентов. Хотя каждая фирма могла бы поддаться соблазну сбить цену своих конкурентов, руководители знают, что прибыли от этого недолговечны. Они знают, что конкуренты нанесут ответ­ный удар, в итоге возобновятся боевые действия и на долгое время возобладают низкие прибыли.

Данное решение дилеммы заключенных используется в ряде отраслей промышленности, но не во всех. Иногда руководители не стремятся к высоким прибылям, образу­ющимся в результате молчаливого сговора, и предпочи­тают агрессивно конкурировать, чтобы попытаться захва­тить большую часть рынка. Иногда молчаливого согласия просто трудно достичь. Например, фирмы могут иметь раз­личные издержки и различные оценки рыночного спроса, и поэтому у них нет единого мнения о том, какова «точ­ная» договорная цена. Фирма А может полагать «пра­вильной» цену в 10 долл., а фирма В — в 9 долл. Когда фирма В устанавливает цену в 9 долл., фирма А рассматривает это как попытку сбить цену и в ответ снижает цену до 8 долл., начав тем самым войну цен.

В итоге во многих отраслях молчаливый сговор не­долговечен. Здесь изначально заложено недоверие друг к другу, и поэтому военные действия разражаются, как только одна из фирм, по мнению- конкурентов, начинает раскачивать общую лодку за счет снижения цены на свой товар или слишком активной его рекламы.

ЖЕСТКОСТЬ ЦЕН

Так как тайный сговор недолговечен, олигопольные фирмы обычно стремятся к стабильности, особенно в от­ношении цен. Вот почему жесткость цен нередко характер­на для олигопольных отраслей хозяйства. Даже если из­держки или спрос меняются, фирмы обычно не склонны к изменению цен. Если снижаются издержки или падает рыночный спрос, фирмы не спешат снижать цену, потому

Применение дилеммы заключенных в процессе олигопольиого ценообразования - student2.ru

Q. \ Количество MR

Рис. 12.6. Кривая спроса изогнутого вида

что они могут быть неправильно поняты конкурентами, и из-за этого, возможно, начнутся боевые действия вокруг цены. А если издержки или спрос растут, фирмы колеб­лются, повышать ли им цены, так как боятся, что их конкуренты могут и не поднять свои цены.

Такая жесткость цен является основой модели «изог­нутой кривой спроса», характерной для олигополии. В соответствии с этой моделью каждая фирма сталкива­ется с кривой спроса, изогнутой в точке преобладаю­щей цены P* (рис. 12.6). При ценах выше P* кривая спроса очень эластична. Причина заключается в том, что фирма полагает, что, если она поднимет цену выше P*, остальные фирмы не последуют за ней и она поте­ряет значительную часть своей доли на рынке. С другой стороны, фирма считает, что, если она снизит цену ниже P*, остальные фирмы последуют за ней, так как не захо­тят терять своей доли на рынке, и поэтому сбыт расширя­ется только до тех пор, пока более низкая рыночная цена увеличивает совокупный рыночный спрос.

Так как кривая спроса фирмы изогнута, ее кривая предельного дохода прерывается. (Нижняя часть кривой предельного дохода соответствует менее эластичной части кривой^ спроса, как показано пунктирными отрезками каждой кривой.) В итоге издержки фирмы могут ме­няться, не вызывая изменения цен. Как показано на рисунке, предельные издержки могут возрасти, но будут

все равно равны предельному доходу при том же уровне объема производства, и поэтому цена останется той же. Модель изогнутой кривой спроса привлекательно про­ста, но не объясняет принципов олигопольного цено­образования. Прежде всего она никак не объясняет, поче­му фирмы подошли к цене P* и почему они не устано­вили какую-либо другую цену. Эта модель полезна как наглядное свидетельство жесткости цен, но не как ее объяснение. Объяснение жесткости цены вытекает из ди­леммы заключенных и из желания фирм избежать сов­местной разрушительной конкуренции цен.

Наши рекомендации