Ключевые факторы успеха во внешней и внутренней среде компании.

Ключевые факторы успеха – это факторы, дающие фирме преимущество перед конкурентами, определяющие ее успех на данном рынке или в данной отрасли. Их выявление необходимо для разработки стратегии предприятия.

Ключевые факторы успеха можно разделить на две категории:

1. Внешние – факторы среды, в которой существует бизнес. К ним можно отнести потенциал отрасли, ее стабильность, характер спроса, влияние конкуренции, проблемы, существующие в настоящее время и прогнозируемые в будущем. Мы должны отчетливо понимать, что происходит на рынке, каковы потребности потребителей, какие подводные камни могут обнаружиться.

2. Внутренние – факторы, действующие внутри самой компании. К наиболее общим из них относятся: технологические (применение научных разработок, возможность внедрения инноваций), сбытовые (налаженная дилерская сеть, логистика), производственные (эффективность, высокое качество, возможность снижения издержек), маркетинговые (соответствие продукции потребности рынка, широкий ассортимент, соотношение цена-качество), финансовые (наличие большого количества оборотных средств, доступ к источникам финансирования). Для каждой отрасли можно отметить более значимые факторы, например, для фармацевтики ими будут являться наличие современных технологий и репутация фирмы, для продуктов питания – стоимость, ассортимент и логистика, для журналистики – это Школа жизни журналиста-фрилансера.

Сравнительный анализ традиционной системы планирования и бизнес-планирования.

До 1970-х гг. традиционное стратегическое планирование деятельности компании работало весьма неплохо. Циклы деловой активности были весьма предсказуемы, обстановка стабильна, конкуренты хорошо известны, валютные курсы были фиксированными, ценообразование стабильно и поведение потребителей предсказуемо.

После нефтяного "шока" начала 1970-х гг. и перехода к "плавающим" валютным курсам предприятия столкнулись с радикально иной, быстроизменяющейся обстановкой. Новые технологии, новая конкуренция, значительные изменения в ценах и другие необратимые изменения потребовали стратегического планирования иного типа. Фокус внимания менеджмента компаний переместился с долгосрочного планирования на осуществление корпоративных планов, когда в течение ограниченного времени фирма получает реальные результаты, на основании которых в долгосрочный стратегический план вносятся необходимые коррективы. Горизонты планирования сузились до нескольких лет.

Основное различие между двумя подходами заключается в том, что в традиционном планировании предполагается, что вся имеющая отношение к делу информация доступна с самого начала процесса, тогда как новое "стратегическое" планирование использует новые данные по мере их поступления. На текущий момент специалистами в области планирования маркетинга принят метод "стратегического" планирования.

Цели и структура бизнес-планов.

Бизнес-план – краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения. Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля. Важно рассматривать бизнес-план как сам процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления.

Цели бизнес плана

Бизнес-план служит трем основным целям:

1. Он дает инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект.

2. Служит источником информации для лиц непосредственно реализующих проект.

3. Банк при принятии решения о выдаче кредита получает исчерпывающую информацию о существующем бизнесе заемщика и его развитии после получения кредита.

Структура бизнес плана

Общая структура бизнес-плана, в соответствии со стандартами UNIDO, должна придерживаться следующих параметров:

1. Резюме

2. Идея (сущность) предлагаемого проекта

3. Общие исходные данные и условия.

4. Описание образца нового товара.

5. Оценка опыта предпринимательской деятельности.

6. Оценка рынка сбыта

7. Описание потребителей нового товара.

8. Оценка конкурентов.

9. Оценка собственных сильных и слабых сторон относительно конкурентов.

10. План маркетинга

11. Цели маркетинга.

12. Стратегия маркетинга.

13. Финансовое обеспечение плана маркетинга.

14. План производства

15. Изготовитель нового товара.

16. Наличие и требуемые мощности производства.

17. Материальные факторы производства.

18. Описание производственного процесса.

19. Организационный план

20. Организационно-правовая форма собственности фирмы.

21. Организационная структура фирмы.

22. Распределение обязанностей.

23. Сведения о партнерах.

24. Описание внешней среды бизнеса.

25. Трудовые ресурсы фирмы.

26. Сведения о членах руководящего состава.

27. Финансовый план.

28. План доходов и расходов .

29. План денежных поступлений и выплат.

30. Сводный баланс активов и пассивов фирмы.

31. График достижения безубыточности.

32. Стратегия финансирования (источники поступления средств и их использование).

33. Оценка риска и страхование.

34. Приложения

Или:

1. резюме (введение, концепция бизнеса);

2. описание предприятия и отрасли;

3. описание продукции (работ, услуг);

4. анализ рынка;

5. конкуренция;

6. план маркетинга;

7. план производства;

8. организационный план;

9. финансовый план;

10. потенциальные риски.

11. приложения

Описание продукции (услуги) в бизнес-плане.

В рамках данного раздела бизнес-плана необходимо отразить четкие ответы на ряд вопросов, позволяющих наиболее конкретно описать специфические свойства производимой и планируемой к реализации продукции, определяющие ее конкурентоспособность. К таким вопросам следует отнести следующие:

ü Чьи и какие потребности призван удовлетворять предлагаемый продукт (услуга)?

ü Какими специфическими свойствами обладает продукт (услуга)? Что отличает ее от продуктов-конкурентов?

ü Что именно в продукте (услуге) ориентирует потребителей покупать именно эту продукцию?

ü Какими патентами, авторскими свидетельствами и другими мерами защиты защищен продукт (технология его производства, услуга)?

При характеристике конкретного продукта, на производство и реализацию которого направлен бизнес-план, следует отразить основные технико-экономические и потребительские качества продукции, которые выражаются в следующих параметрах:

· функциональное назначение;

· характерные свойства продукции;

· стоимость;

· технологичность (в том числе, себестоимость);

· универсальность;

· соответствие национальным и международным стандартам, наличие сертификатов, свидетельств, патентов и т.д.;

· доля данного продукта в общем объеме производства;

· этап жизненного цикла, на котором находится продукт;

· наличие гарантийного и постгарантийного обслуживания;

· возможности дальнейшего развития (совершенствования) продукта и увеличения объемов его производства (наличие технических возможностей для расширения производства продукта).

В данном разделе бизнес-плана не рекомендуется делать основной акцент только исключительно на достоинствах предлагаемой к производству продукции, а также попытаться выявить и оценить существующие недостатки и проблемные (узкие) места, которые в дальнейшем необходимо доработать.

При описании продукции необходимо также проанализировать к какой категории можно отнести рыночный спрос на данный продукт. Выделяют шесть основных видов спроса в соответствии с его интенсивностью и динамикой развития:

1. первичный спрос – минимальный спрос, определяемый потребностями населения;

2. вторичный спрос – включает потребности более высокого порядка;

3. реализованный спрос – сопровождающийся покупкой товара;

4. ажиотажный спрос – характеризуется резким нарастанием объема покупок товара;

5. неудовлетворенный (отложенный) спрос – вызван отсутствием товара на рынке, способного удовлетворить существующую потребность;

6. формирующийся спрос – спрос, ориентированный на новые товары, готовящиеся к выходу на рынок.

В зависимости от того, к какому типу спроса относится спрос на конкретную продукцию будет строиться не только маркетинговая политика компании, но и будет зависеть конкурентоспособность продукции, ее потребительские свойства, комплектность и т.д.

План описания технико-экономических и потребительских качества продукции:

· Функциональное назначение продукции (какие потребности покупателей удовлетворяет продукт);

· Характерные свойства продукции и описание внешнего вида;

· Стоимость продукции, ее сопоставление с продуктами-аналогами (здесь же – оценка конкурентоспособности продукции);

· Технологичность (в том числе, себестоимость);

· Универсальность в использовании (какие дополнительные потребности покупателей продукт может удовлетворить);

· Соответствие национальным и международным стандартам, наличие сертификатов, свидетельств, патентов и т.д.;

· Доля данного продукта в общем объеме производства;

· Этап жизненного цикла, на котором находится продукт;

· Наличие гарантийного и постгарантийного обслуживания;

· Возможности дальнейшего развития (совершенствования) продукта и увеличения объемов его производства (наличие технических возможностей для расширения производства продукта).

10. Описание состояния и возможностей предприятия и перспективности отрасли.

Описывается текущее состояние, организационная структура, учредители, персонал, достижения предприятия, место на рынке, основные клиенты и партнеры.

Данный раздел бизнес-плана содержит общее описание фирмы. В описание входят все характеристики, которые прямо или косвенно связаны с предстоящим или существующим бизнесом.

Ключевые элементы раздела:

• основные сведения о предприятии;

o ▪ полное и сокращенное наименование предприятия, дату и место регистрации, номер регистрационного удостоверения, юридический и почтовый адреса предприятия, банковские реквизиты;

o ▪ организационно-правовую форму;

o ▪ размер уставного капитала, виды, количество, номинальную стоимость выпущенных акций;

o ▪ учредителей предприятия с указанием их доли в уставном капитале;

o ▪ принадлежность предприятия к различного рода объединениям, членство на биржах;

o ▪ наличие филиалов, представительств;

• краткая история предприятия;

• тип бизнеса, основные виды деятельности;

• месторасположение предприятия;

• характеристика отрасли;

• роль и тенденции развития предприятия внутри отрасли;

• факторы, влияющие на деятельность предприятия (SWOT-анализ);

• цели и стратегии бизнеса.

Производственный план.

Этот раздел должен подробным образом описывать путь, посредством которого предприятие планирует эффективно производить продукцию или услуги и поставлять их потребителю. Необходимо отразить все этапы подготовительного периода в календарном плане ( сетевом графике). Календарный план выполнения работ в рамках проекта должен включать прогноз сроков действий (мероприятий) и потребности в финансовых ресурсах для его реализации.

Описание технологического процесса должно отразить:

o обеспеченность сырьём, оборудованием, комплектующими, энергией;

o потребность и условия приобретения технологического и прочего оборудования;

o потребность в участках земли, зданиях и сооружениях, коммуникациях;

o потребность и условия поставки сырья, материалов, комплектующих, производственных услуг, контроль качества и дисциплины поставок;

o требования к источникам энергии и их доступность;

o требования к подготовке производства;

o возможности совершенствования технологии производства;

o требования к контролю качества на всех этапах производства продукции.

Наши рекомендации