Требования к уровню освоения содержания дисциплины. Направление 38.03.02 «Мееджмент»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ»
Направление 38.03.02 «Мееджмент»
Профили «Управление проектами», «Финансовый менеджмент»
Квалификация бакалавр
Форма обучения
очная, заочная форма обучения
Ростов-на-Дону – 2015
ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ РАНХиГС
Кафедра менеджмента
Новиков В.М., Баева В.Д.
Управление человеческими ресурсами: Учебно-метод. комплекс. Ростов н/Д: Изд-во ЮРИУ РАНХиГС, 2015. – 77 с.
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ООП ВПО.
Предназначен для подготовки бакалавров по направлению: 38.03.02 «Менеджмент» (для очной и заочной форм обучения), профиль «Финансовый менеджмент», «Управление проектами».
Печатается по решению кафедры.
Протокол № от «_____» ______________ 2015г.
СОДЕРЖАНИЕ
Общие сведения о курсе ………………………………………………………………… | |
Учебно-тематический план……………………………………………………………… | |
Программа курса…………………………………………………………………………. | |
Семинарские занятия…………………………………………………………………… | |
Вопросы к экзамену……………………………………………………………………… | |
Темы рефератов………………………………….………………………………………. | |
Глоссарий…………………………………………………………………………………. | |
Рекомендуемая литература………………………………………………………………. |
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КУРСЕ
Учебная дисциплина «Управление человеческими ресурсами» входит в число обязательных дисциплин профессионального цикла учебного плана подготовки бакалавров по направлению «Менеджмент». Непрерывные перемены во внешней среде, растущая конкуренция на всех ресурсных рынках, модернизация российской экономики, глобализация общества, стремительное развитие научно-технического прогресса, качественное усложнение и дифференциация труда, рост его интеллектуальной составляющей в совокупном общественном производстве предъявляют более жесткие требования к современным менеджерам любого звена в управленческой иерархии. Применительно к линейным и функциональным менеджерам в структурных подразделениях организации актуальной становится их способность не только принимать грамотные управленческие решения, но и воздействовать на своих подчиненных с учетом реализации интересов всех участников производственных отношений. Применительно к менеджерам по управлению человеческими ресурсами компетенция эффективного руководства работниками является определяющей и отличается стратегической нацеленностью на кадровую политику организации.
Объектом изучаемого курса выступает система управления человеческими ресурсами в организации.
Предметом курса является эффективность управления человеческими ресурсами с позиции достижения целей менеджмента и коллектива, а также отношения, возникающие между собственниками, менеджментом и подчиненными.
Цель дисциплины - изучение студентами принципов, функций, методов управления человечскими ресурсами, анализ концепций управления человеческими ресурсами, а также формирование навыков эффективного воздействия на персонал в современных организациях с учетом согласования интересов менеджмента и коллектива в условиях реальной российской практики.
В процессе изучения дисциплины ставятся задачи:
- Формирование комплексных представлений об эволюции и современных тенденциях управления человеческими ресурсами;
- Изучение базовых категорий концепции управления человеческими ресурсами;
- Выявление отличий между управлением человеческими ресурсами и управлением персоналом;
- Изучение основных элементов, целей и функций системы управления человеческими ресурсами;
- Анализ роли функции управления человеческими ресурсами в достижении организационных целей;
- Рассмотрение методов управления человеческими ресурсами;
- Формирование представлений о принципах формирования бюджета системы управления человеческими ресурсами в современных организациях;
- Обоснование современных методик оценки эффективности системы управления человеческими ресурсами;
- Выявление принципов формирования стратегии управления человеческими ресурсами и современных подходов к стратегическому управлению человеческими ресурсами;
- Анализ концепции и практики управления знаниями и компетенциями персонала;
- Исследование процесса формирования человеческих ресурсов в организации;
- Исследование технологий эффективного использования человеческих ресурсов, методов стимулирования и мотивации;
- Выявление роли корпоративного развития человеческих ресурсов в достижении организационных задач;
- Анализ современных подходов к управлению карьерой сотрудников и формированию кадрового резерва;
- Формирование представлений о современных трудовых отношениях в российских организациях;
- Анализ политики здравоохранения и безопасности труда в современных организациях.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- знание основных этапов эволюции управленческой мысли (ПК-1),
- пособность проектировать управленческую структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-2),
- способность использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач (ПК-4).
Компетенция | Код по ФГОС/ ООП | Показатели достижения результата | Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции |
знание основных этапов эволюции управленческой мысли | ПК 1 | Знать: -сущность, цели, функции и организационную структуру системы управления персоналом; - технологии найма, отбора, приема и расстановки персонала; | - посещение лекционных занятий; - подготовка к семинарским занятиям; - решение практических задач; - выполнение самостоятельно заданий по темам программы. |
Уметь: -разрабатывать мероприятия по привлечению и отбору новых сотрудников и осуществлять программы по их адаптации; - разрабатывать и реализовывать мероприятия по совершенствованию организации труда персонала; | |||
Владеть: -современными технологиями управления персоналом организации (найма, отбора, приема и расстановки персонала; | |||
способность проектировать управленческую структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования | ПК-2 | Знать: -основы профориентации и трудовой адаптации персонала; - сущность и принципы организации труда персонала, высвобождения персонала; - технологии управления социальным развитием персонала; - специфику организации обучения персонала; | - посещение лекционных занятий; - подготовка к семинарским занятиям; - участие в дискуссии; |
Уметь: - использовать различные методы текущей деловой оценки (в т.ч. аттестации) персонала; - разрабатывать и реализовывать программы профессионального развития персонала и оценивать их эффективность; | |||
Владеть: -современными технологиями управления обучением и развитием персонала; - навыками разработки процедур, методов контроля и оценки деятельности персонала. | |||
способность использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач | ПК-4 | Знать: - сущность технологии текущей деловой оценки персонала, в т.ч. аттестации персонала; - основы управления деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала; - технологии управления кадровыми нововведениями. | - посещение лекционных занятий; -подготовка к семинарским занятиям; - подготовка рефератов; - участие в дискуссии; -выполнение самостоятельно заданий по темам программы. |
Уметь: - разрабатывать и реализовывать программы профессионального развития персонала и оценивать их эффективность; -разрабатывать мероприятия по совершенствованию управления карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала и участвовать в их реализации. | |||
Владеть: •современными технологиями управления обучением и развитием персонала; •навыками разработки процедур, методов контроля и оценки деятельности персонала. |
Методикаизучения дисциплины построена на последовательном изучении ее путем чтения лекций, проведения семинарских занятий, контрольных работ и самостоятельной работы студентов по определенным направлениям.
Цельюпроведения семинарских и практических занятий является закрепление знаний, навыков и умений, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы студентов с научной и учебной литературой.
Самостоятельная работа обучающихся имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, подготовку к предстоящим занятиям и итоговому контролю, а также формированию культуры умственного труда и самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний. Она должна носить систематический и непрерывный характер.
Промежуточная форма контроля знаний – зачет. Итоговая форма контроля знаний студентов - экзамен.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(очная форма обучения)
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Всего часов по учебному плану | Лек-ции | Сем. | СРС |
Теоретические и методологические аспекты концепции управления человеческими ресурсами | |||||
Современная концепция управления человеческими ресурсами | |||||
Система управления человеческими ресурсами: ее цели и функции | |||||
Стратегическое управление человеческими ресусрами | |||||
Стратегия управления человеческими ресурсами | |||||
Современная кадровая политика | |||||
Формирование человеческих ресурсов | |||||
Планирование потребностей в человеческих ресурсах | |||||
Подбор, отбор и найм персонала | |||||
Использование человеческих ресурсов | |||||
Организация труда | |||||
Охрана и безопасность труда | |||||
Управление производительностью и результативностью труда | |||||
Оценка результативности труда персонала | |||||
Мотивация и стимулирование пероснала | |||||
Мотивация и отребности персонала | |||||
Стимулирование труовой деятельности персонала | |||||
Оплата труда и вознаграждение перонала | |||||
Анализ издержек на персонала. Оценка стоимости рабочей илы | |||||
Оплата труда персонала | |||||
Развитие человеческих ресурсов | |||||
Корпоративное развитие человеческих ресурсов | |||||
Планирование и развитие карьеры сотрудников | |||||
Конкурентоспособность рабочей силы | |||||
Анализ конкурентоспособности рабочей силы | |||||
Удержание человеческих ресурсов | |||||
Удержание персонала в организации | |||||
Социальное партнерство и формы его регулирования | |||||
Коммуникации и этикет | |||||
Деловые коммуникации. Техника ведения переговоров | |||||
Личная и организационная презентация | |||||
Государственное регулирование рынка труда | |||||
Гоударственное регулирование рынка труда | |||||
Контроль | |||||
Итого: |
(заочная форма обучения)
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Всего часов по учебному плану | Лек-ции | Сем. | СРС |
Теоретические и методологические аспекты концепции управления человеческими ресурсами | |||||
Современная концепция управления человеческими ресурсами | |||||
Система управления человеческими ресурсами: ее цели и функции | |||||
Стратегическое управление человеческими ресусрами | |||||
Стратегия управления человеческими ресурсами | |||||
Современная кадровая политика | |||||
Формирование человеческих ресурсов | |||||
Планирование потребностей в человеческих ресурсах | |||||
Подбор, отбор и найм персонала | |||||
Использование человеческих ресурсов | |||||
Организация труда | |||||
Охрана и безопасность труда | |||||
Управление производительностью и результативностью труда | |||||
Оценка результативности труда персонала | |||||
Мотивация и стимулирование пероснала | |||||
Мотивация и отребности персонала | |||||
Стимулирование труовой деятельности персонала | |||||
Оплата труда и вознаграждение перонала | |||||
Анализ издержек на персонала. Оценка стоимости рабочей илы | |||||
Оплата труда персонала | |||||
Развитие человеческих ресурсов | |||||
Корпоративное развитие человеческих ресурсов | |||||
Планирование и развитие карьеры сотрудников | |||||
Конкурентоспособность рабочей силы | |||||
Анализ конкурентоспособности рабочей силы | |||||
Удержание человеческих ресурсов | |||||
Удержание персонала в организации | |||||
Социальное партнерство и формы его регулирования | |||||
Коммуникации и этикет | |||||
Деловые коммуникации. Техника ведения переговоров | |||||
Личная и организационная презентация | |||||
Гоударственное регулировуание рынка труда | |||||
Государственное регулирование рынка труда | |||||
Контроль | |||||
Итого: |
Форма обучения – очная
Дисциплина изучается в 5 семестре.
Вид учебной работы | Всего ЗЕТ | Всего часов | |
Общая трудоемкость дисциплины | |||
Аудиторные занятия (всего) | 0,5 | ||
в том числе: | |||
Лекции | 0,5 | ||
в том числе активных и интерактивных | - | - | |
Практические занятия (ПЗ) | 0,5 | ||
в том числе активных и интерактивных | - | - | |
Семинары (С) | - | - | |
в том числе активных и интерактивных | - | - | |
Лабораторные работы (ЛР) | - | - | |
в том числе активных и интерактивных | - | - | |
Самостоятельная работа (всего) | 0,5 | ||
в том числе: | |||
Подготовка к практическим занятиям | 0,15 | ||
Изучение лекционного материала | 0,15 | ||
Контроль | |||
Вид итогового контроля | Зачет |
Дисциплина изучается в 6семестре.
Вид учебной работы | Всего ЗЕТ | Всего часов | |
Общая трудоемкость дисциплины | |||
Аудиторные занятия (всего) | |||
в том числе: | |||
Лекции | 0,5 | ||
в том числе активных и интерактивных | - | - | |
Практические занятия (ПЗ) | 0,5 | ||
в том числе активных и интерактивных | - | - | |
Семинары (С) | - | - | |
в том числе активных и интерактивных | - | - | |
Лабораторные работы (ЛР) | - | - | |
в том числе активных и интерактивных | - | - | |
Самостоятельная работа (всего) | |||
в том числе: | |||
Подготовка к практическим занятиям | 0,15 | ||
Изучение лекционного материала | 0,15 | ||
Контроль | |||
Вид итогового контроля | Экзамен | ||
В том числе | |||
Экзамен |
Форма обучения – заочная
Дисциплина изучается в 5 семестре.
Вид учебной работы | Всего ЗЕТ | Всего часов | ||
Общая трудоемкость дисциплины | ||||
Аудиторные занятия (всего) | 0,28 | |||
в том числе: | ||||
Лекции | 0,17 | |||
в том числе активных и интерактивных | - | - | ||
Практические занятия (ПЗ) | 0,11 | |||
в том числе активных и интерактивных | - | - | ||
Семинары (С) | - | - | ||
в том числе активных и интерактивных | - | - | ||
Лабораторные работы (ЛР) | - | - | ||
в том числе активных и интерактивных | - | - | ||
Самостоятельная работа (всего) | 1,6 | |||
в том числе: | ||||
Подготовка к практическим занятиям | 0,8 | |||
Изучение лекционного материала | 0,8 | |||
Контроль | ||||
Вид итогового контроля | Зачет | |||
В том числе | ||||
Зачет | 0,11 | |||
Дисциплина изучается в 6семестре.
Вид учебной работы | Всего ЗЕТ | Всего часов | |
Общая трудоемкость дисциплины | |||
Аудиторные занятия (всего) | 0,28 | ||
в том числе: | |||
Лекции | 0,11 | ||
в том числе активных и интерактивных | - | - | |
Практические занятия (ПЗ) | 0,17 | ||
в том числе активных и интерактивных | - | - | |
Семинары (С) | - | - | |
в том числе активных и интерактивных | - | - | |
Лабораторные работы (ЛР) | - | - | |
в том числе активных и интерактивных | - | - | |
Самостоятельная работа (всего) | 2,57 | ||
в том числе: | |||
Подготовка к практическим занятиям | 1,24 | ||
Изучение лекционного материала | 1,23 | ||
Контроль | |||
Вид итогового контроля | Экзамен | ||
В том числе | |||
Экзамен | 0,25 |
ПРОГРАММА КУРСА