Задача № 2. Основные мероприятия маркетинговой стратегии

Любые маркетинговые стратегии имеют общие направления деятельности, связанные с товарной и ценовой политикой, с маркетинговыми коммуникациями и организацией товародвижения. Специфика действий по данным направлениям зависит от целей и методов выбранной стратегии.

Например, дирекция сети супермаркетов приняла решение открыть отдел быстрого питания. Это изменение отражает стратегию диверсификации товарного предложения ритейлера. Основные мероприятия стратегических изменений могут выглядеть следующим образом:

Мероприятия Содержание
Маркетинговые исследования - анализ конкурентов; - опрос потребителей методом фокус-групп
Товарная политика Составление ассортимента товаров отдела
Ценовая политика Мониторинг цен конкурентов
Сбытовая политика Прямая продажа
Коммуникационная политика Внутримагазинная реклама, акции по стимулированию сбыта новой продукции

Вариант 1

Страховая компания «РОСНО» предлагает 55 страховых продуктов - от популярных программ автострахования до специального страхования космической отрасли. В компанию входит порядка 3000 агентств и страховых отделов, 400 центров урегулирования убытков. Общая численность работников достигает 64000 человек, в том числе более 46000 агентов.

В связи с финансовым кризисом страховой рынок РФ сократился на 9,5%, заметно уменьшилось число операторов-страховщиков, с 44,3% до 42,3% снизилась доля регионов в суммарных объемах страховой премии (без ОМС) в результате ухода ряда местных страховщиков с рынка, замораживания развития региональных сетей федеральными страховщиками. Одновременно происходила концентрация рынка страхования: 10 страховых компаний-лидеров собирают 45,4% страховых премий, на рынке ОСАГО их доля 55,7%. Аналогичные стратегические изменения были и в компании «РОСНО».

Задание: Какую маркетинговую стратегию использовала страховая компания в ситуации кризиса? Обоснуйте свой ответ.

1) Использует ли страховая организация маркетинг-менежджмент?

2) Опишите основные мероприятия стратегических изменений компании, по аналогии с
приведенным выше примером.

Вариант 2

ООО «СИ-МАРКЕТ» занимает лидирующие позиции на рынке строительных и отделочных материалов Ульяновской области. Оборот компании ежегодно увеличивается. Ассортимент компании составляют более 6500 товаров ведущих мировых производителей.

В рамках производственно-сбытовой деятельности предприятию принадлежит бренд «Gimfgrund». Наибольшую долю в товарообороте ООО «СИ-МАРКЕТ» занимают гисповые изделия и комплектующие к ним, сухие смеси, потолочные системы, тепло-звукоизоляция, керамическая плитка, основную долю товаров поставляют такие компании, как Knauf, Knauf-AMF , URSA.

Недостатками организации маркетинговой деятельности компании являются слабые позиции в сфере розничной торговли, не достаточная сеть каналов распределения, нерациональное месторасположение складов и торгово-офисных помещений (географическое расположение говорит о необходимости развития двух сегментов -в правобережье и левобережье города).

80% товарооборота ООО «СИ-МАРКЕТ» занимает оптовая торговля. Для развития розничного сектора особое внимание необходимо уделить устройству выставочного зала и продвижению. В будущем году запланировано открыть офис с выставочным залом и складом общей площадью 400 кв.м в Заволжской части города Ульяновска, что позволит снизить транспортные расходы и увеличит целевую группу. Для работы склада планируется ремонт и оборудование торгового зала, потребуются 5 менеджеров по продажам, два продавца-кассира, два кладовщика, три грузчика.

Стратегической задачей является рост товарооборота компании на 10% уже в первый год работы офиса. Основным фактором конкурентоспособности компании является ценовая политика: цены устанавливаются ниже, чем в других магазинах, торгующих аналогичной продукцией. Возможность такой ценовой политики связана с тем, что ООО «СИ-МАРКЕТ» является дистрибьютором многих брендов и работает напрямую с заводами-производителями и имеет льготные закупочные цены.

Задание:Какую маркетинговую стратегию реализует компании в настоящее время, а какая планируется в будущем году? Обоснуйте ответ.

1) Опишите основные направления стратегических изменений ООО «СИ-МАРКЕТ», по аналогии с приведенным выше примером.

Вариант 3

ОАО «АвтоВАЗ» - крупнейшее предприятие Самарской области, градообразующее предприятие города Тольятти, лидер автомобилестроения России и СНГ. Доля завода в ВВП достигает 1%. Существующий производственный потенциал автомобильного комплекса позволяет выпускать свыше 700 тысяч автомобилей в год. Предприятие внедряет долгосрочную стратегию всеобщего менеджмента качества.

Текущей стратегической задачей ОАО «АвтоВАЗ» является стимулирование спроса на новые семейства автомобилей на внутреннем рынке: семейство «Калина»; семейства 2170 и 2114-2115. Реализация рекламной стратегии завода осуществляется комплексно по следующим основным направлениям:

¾ формирование и поддержание позитивного образа ОАО «АвтоВАЗ» как лидера в производстве легковых автомобилей в России;

¾ повышение престижа предприятия и его руководства, марки автомобилей ЛАДА в целом;

¾ развитие и закрепление в общественного мнения о заводе как о национально значимом предприятии,

¾ информационно-рекламная поддержка продвижения на рынок новых серийных моделей автомобилей ЛАДА (ВАЗ 2110-21122, ВАЗ 1117-1119 «Калина», ВАЗ-2123 «Шевроле-Нива»).

Для этих целей в 2000 г. на предприятии создан Центр управления массовыми коммуникациями. Рекламная деятельность ОАО «АвтоВАЗ» осуществляется на территории 25 регионов России, семи областей Украины, шести областей республики Казахстан. Дирекция по общественным связям контактирует с 35 региональными дилерами и напрямую с региональными СМИ. Для усиления имиджа предприятия применяются средства интернет-маркетинга: использование возможностей корпоративного сайта, организация виртуальной сервисной службы новой технической документации по внедрению новых методов продаж.

Задание:

1) Какую корпоративную стратегию реализует предприятия и какова его маркетинговая стратегия? Обоснуйте ответ.

2) О каких функциональных стратегиях идет речь в данном отрывке? Опишите остальные направления маркетинговой стратегии ОАО «АвтоВАЗ», воспользовавшись дополнительной литературой и интернет-ресурсами о предприятии.

3) Предложите меры стратегического развития данного предприятия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив учебную дисциплину «Маркетинг», у вас сложилась лишь общая структура тех практических проблем, с которыми сталкиваются современные организации в области производственно-сбытовой деятельности.

В данном учебно-практическом пособии рассмотрены основные направления маркетинга, которые можно наблюдать у всех субъектов рынка: товарная политика и политика ценообразования, организация товародвижения и маркетинговых коммуникаций, анализ рыночной ситуации и определение стратегических направлений деятельности. Эти направления работы присутствуют и у коммерческих организаций, и в некоммерческих отраслях экономики, в сфере производства и в сферах услуг.

Ситуация финансовой нестабильности, характерная для мировой экономики в последние годы, требует от бизнеса взвешенного рыночного поведения. При ограниченности ресурсов компаний усиливаются неблагоприятные факторы их внешней среды, что требует гибкости в организации производственно-сбытовой деятельности, креативности управления и знания современных маркетинговых технологий.

Приведенные в нашем учебно-практическом пособии интернет-ресурсы дают представление о серьезных научно-практических и методических наработках в области маркетинга, которые полезны всем специалистам, чья деятельность связана с экономикой и бизнесом.

ПРИЛОЖЕНИЕ А Вопросы итогового контроля по дисциплине

1. Сущность, цель и задачи маркетинга современного предприятия.

2. История маркетинга как науки и практики.

3. Развитие маркетинга в России.

4. Цели и задачи маркетинга в организации.

5. Маркетинговые концепции, используемые организациями.

6. Маркетинговые комплексы производителя и потребителя.

7. Принципы современного маркетинга.

8. Основные рыночные показатели.

9. Особенности потребительского рынка и рынка промежуточного потребления.

10. Модели маркетинга при различном охвате рынка.

11. Сегментирование, дифференцирование и позиционирование как основные
маркетинговые процессы.

12. Факторы внешней среды организации и их учет в маркетинге.

13. Цели и процедура SWOT-анализа.

14. Понятие товара в маркетинге. Маркетинговая классификация товаров.

15. Трехуровневая структура товара.

16. Жизненный цикл товара. Виды и этапы ЖЦТ.

17. Стратегии маркетинга на различных этапах ЖЦТ.

18. Товарный портфель организации. Его структура и оптимизация.

19. Использование маркетологами матрицы БКГ.

20. Товарный ассортимент, его структура и принципы формирования.

21. Разработка новых товаров.

22. Торговая марка и ее конструктивные элементы.

23. Средства маркировки товара.

24. Структура бренда и его формирование.

25. Факторы, влияющие на цену. Задачи, решаемые с помощью цены.

26. Виды скидок и эффективность их использования.

27. Основные ценовые стратегии.

28. Система распределения и ее структура.

29. Торговые посредники. Их типы и выполняемые функции.

30. Стратегии распределения. Интеграция субъектов товародвижения.

31. Коммуникационная политика организации.

32. Виды и средства рекламы.

33. Основные средства стимулирования сбыта.

34. Связи с общественностью как маркетинговая деятельность. Цели и средства PR.

35. Средства стимулирования сбыта.

36. Основные маркетинговые стратегии.

37. Инновационные стратегии организаций.

38. Маркетинговые исследования и формирование МИС.

39. Специфика маркетингового управления организацией.

40. Этапы эволюции маркетинга в организации.

[1] На примере направления подготовки 080200 «Менеджмент».

Наши рекомендации