Антимонопольное регулирование. Отсутствие рынка и конкуренции, политика гигантомании, бюрократические перекосы в управлении экономикой

Отсутствие рынка и конкуренции, политика гигантомании, бюрократические перекосы в управлении экономикой, развитие ведомственности приводят к формированию сверхмонополизированной системы. Так, в 1990 г. в СССР из 600 укрупненных товарных групп промышленной продукции по 219 группам доля одного крупнейшего производителя превышала 50% общего производства данной продукции, а по 215 товарным группам единственные крупнейшие производители монополизировали 100% общего объема производства.

Негативные последствия монополизации экономики проявились в торможении использования результатов НТП, сужении номенклатуры и низком качестве выпускаемой продукции, необоснованном росте цен, сокращении производства, подрыве трудовой активности, нанесении ущерба окружающей среде.

Конкуренция есть наиболее эффективное средство достижения целей рыночной экономики. Монополизм, препятствуя конкуренции, подавляя ее, действует в обратном направлении. Чтобы избежать отрицательных последствий монополизма, государство вмешивается в рыночные процессы, используяантимонопольное регулирование. В него входят:

1) административный контроль над монополизированными рынками;

2) организационный механизм;

3) антимонопольное законодательство.

Антимонопольный контроль монополизированных рынков объединяет способы воздействия на монополизированное производство. Сюда входят финансовые санкции в случае нарушения антимонопольного законодательства. Бывают случаи, когда фирма, уличенная в систематическом использовании методов нечестной конкуренции и проигравшая судебный процесс, подвергается прямому расформированию.

Организационный механизм антимонопольного регулирования имеет своей целью профилактическими методами противостоять монополии. Не затрагивая монополию как форму производства, способы и методы такой политики государства нацелены на то, чтобы сделать монополистическое поведение для крупного бизнеса невыгодным. Среди таких методов можно выделить регулирование таможенных пошлин, отмена количественных квот, поддержка малого бизнеса, упрощения процедуры лицензирования, оптимизация производства, продукция которого может конкурировать с товарами монополий и т.д.

Наиболее эффективной и развитой формой государственного регулирования монопольной власти являетсяантимонопольное законодательство.

Антимонопольное законодательство - это нормативные акты, определяющие организационно-правовые основы развития конкуренции, меры по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Такое законодательство в США называют антитрестовским законодательством. В этом плане наиболее известным являются законы Шермана (1890 г.), Клейтона (1914), закон Селлера-Кефовера (1950 г.).

Антимонопольное законодательство объявляет вне закона ценовую дискриминацию покупателей, когда такая дискриминация не оправдана разницей в издержках. Антитрестовское законодательство запрещает приобретение акций конкурирующих корпораций, если это может привести к ослаблению конкуренции. Законами запрещаются тайные сговоры, имеющие целью ограничение производства или торговли, объявляются преступными попытки монополизировать какую-нибудь часть производства или торговли.

Для защиты прав потребителей от монополистической деятельности и развития конкуренции законодательством запрещается: ограничивать или прекращать производство товаров, а также производство и поставку сырья, материалов, комплектующих изделий без предварительного согласования с основными потребителями; сокращать поставку или задерживать реализацию товаров в целях создания, поддерживания или увеличения дефицита и повышения цен. Запрещается понуждение потребителя включать в предмет договора ненужные ему товары, выставление других предварительных дискриминационных условий, запрещается прекращать или задерживать поставки товаров или выполнение услуг в ответ на претензии покупателя к качеству товаров.

В антимонопольном законодательстве устанавливаются формы предупреждения, ответственность и компенсации в случае совершения запрещенных действий.

В целях ограничения монополистической деятельности и поощрения конкуренции в странах с рыночной экономикой создаются государственные антимонопольные органы. В США антимонопольное регулирование осуществляют антитрестовское управление министерства юстиции и Федеральная торговая компания, в Японии - комиссия по справедливым сделкам, во Франции - Совет по делам конкуренции. В Республике Беларусь в 1992 году принят закон о противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции.

Антимонопольная деятельность - это прямая поддержка предпринимательства и развития рыночной конкуренции в экономике.

Контрольные вопросы по теме №6 "Предприятие (фирма) в условиях несовершенной конкуренции"

1. В каких случаях прибыль максимальна в условиях монополии ?

2. Что означает равновесие на монопольном рынке в долгосрочном периоде ?

3. Что предполагается в модели монопсонии ?

4. Что может служить в качестве “барьера” для проникновения в отрасль новых производителей ?

5. Каким путем монополист может отвечать на угрозу вторжения в отрасль новых фирм ?

6. Продавая оборудование по цене 120 тыс. долл., за единицу фирма монополист максимизирует свою прибыль. Если ценовая эластичность спроса при указанной цене равна – 1,5. Какую величину при этом составляют предельные издержки и предельная выручка в тыс. долл. ?

7. Снижение цены монополистом с 4000 до 3000 рублей привело к увеличению объема продаж с 3000 штук до 4000 штук в день. Чему будет равна эластичность спроса по цене и предельный доход получаемый монополистом ?

8. Что означает долгосрочное равновесие на рынках монополистической конкуренции ?

9. В каком случае картельное соглашение окажется нестабильным ?

10. Совершенно конкурентный рынок с равновесным объемом продукции 100 тыс. автомобилей в год захватили две фирмы. Каким будет объем выпуска каждой из них в случае получения ими нулевой экономической прибыли, при условии равенства средних и предельных издержек при любом объеме выпуска?

11. В чем схож олигополистический рынок с рынком монополистической конкуренции ?

12. На рынке действуют 6 фирм имеющих доли: 10%, 20%, 20%, 25%, 15%, 10%. Как изменится индекс концентрации, если вторая и шестая фирма сольются ?

13. Продавая оборудование по цене 160 тыс. долл., за единицу фирма монополист максимизирует свою прибыль. Если ценовая эластичность спроса при указанной цене равна – 1,6, то какую величину при этом составляют предельные издержки и предельная выручка в тыс. долл. ?

14. Примером чего является городская телефонная сеть ?

15. Что обозначает понятие «Монополист» ?

16. Что произойдет с прибылью, если возрастет цена на продукцию монополиста ?

17. На что нацелено, в первую очередь, антимонопольное законодательство, действующее во многих странах ?

18. В чем отличие олигополистического рынка от рынка монополистической конкуренции ?

19. Что является общей чертой рынков совершенной и монополистической конкуренции ?


Наши рекомендации