Основные показатели организаций оптовой торговли.
Оборот оптовой торговли – всего, млрд. руб. в том числе оптовой торговли: продукцией производственно-технического назначения потребительскими товарами Товарные запасы (на конец года) – всего, млрд. руб. Среднегодовая численность работников организаций оптовой торговли, тыс. человек: продукцией производственно-технического назначения потребительскими товарами. | 1629,9 296,6 1333,3 49,1 505,9 996,0 | 3137,7 483,2 2654,5 63,1 440,1 1375,5 | 4224,5 675,9 3548,6 88,3 454,3 1411,5 | 5474,3 905,8 4568,5 87,5 458,3 1554,8 |
Оптовая торговля получила наибольшее развитие на рынке потребительских товаров. В общем обороте оптовой торговли на долю организаций, осуществляющих продажу потребительских товаров приходится 81%, продажу производственно-технического назначения – 19%.
Таблица
Динамика развития торговых предприятий и организаций России,
в % общему числу
Торговое предприятие | ||||
Предприятия оптовой торговли: | 49,8 | 37,9 | 29,7 | 17,8 |
Торгово-складские центры | - | - | 2,5 | 3,8 |
Оптовые и мелкооптовые магазины | 7,3 | 8,2 | 15,2 | 18,9 |
Оптовые и розничные рынки | 5,6 | 6,3 | 7,9 | 12,3 |
Предприятия розничной торговли | 12,0 | 19,5 | 17,9 | 20,6 |
Товарные биржи | 2,0 | 1,5 | 1,4 | 0,8 |
Фирмы консигнационной торговли | 1,8 | 1,9 | 2,1 | 1,9 |
Ярмарки | 2,3 | 4,5 | 5,1 | 5,6 |
Аукционы | 2,5 | 3,9 | 4,7 | 4,8 |
Торговые дома | 12,6 | 8,9 | 7,1 | 5,6 |
Предприятия комиссионной торговли | 4,1 | 7,4 | 8,9 | 11,7 |
Все большее число оптовых фирм использует в своей деятельности новые методы и технологии, столь успешно применяемые в промышленности. Это позволяет оптимизировать все производственные и финансовые операции, способствует снижению цен и улучшению обслуживания потребителей.
Многие оптовые предприятия и компании осуществляют сбытовые функции лучше производителя, поскольку имеют устоявшиеся связи с розничной торговлей, а также хорошую складскую и транспортную базу. Они представляют своим покупателям не только товары, но и широкий спектр сопутствующих услуг. Деятельность любого посредника увеличивает стоимость товара, поэтому задача оптового звена состоит в формировании минимальной торговой надбавки. Это достигается за счет рационализации сбыта на основе логистических операций, придания товарам дополнительной потребительной ценности.
Зачастую производители имеют меньше возможности изучать спрос и оказывать на него влияние, чем находящиеся ближе к покупателю оптовые предприятия. Производитель не может детально и своевременно отслеживать динамику продаж и оперативно реагировать на изменение конъюнктуры. Возникают ситуации, когда часть маркетинговых функций производителя выполняют за него оптовые фирмы, оставляя ему возможность ориентироваться на объемы и структуру их закупок или же попросту сообщая ему о запросах потребителей.
Анализ современных тенденций развития рынка оптово-посреднических услуг позволяет сделать следующие выводы:
- традиционный зарубежный опыт свидетельствует, что чем выше уровень развития производства и сложнее, разветленнее структура хозяйственных связей в экономике, тем значительнее роль оптово-посреднических структур и тем разнообразнее формы их деятельности;
- вместе с тем в последние годы бурно развиваются новые логистические принципы организации товародвижения. Их суть заключается в том, что товар должен храниться не на складе, а в пути. Складируется не товар, а информация о его перемещениях. Местом хранения является соответствующий сервер глобальной компьютерной сети Интернет.
Таким образом, выступая в роли посредника, оптовое звено торговли берет на себя часть функций розничной торговли, связанных с поиском поставщиков, закупкой, подсортировкой, хранением, упаковкой, фасовкой и доставкой товаров. Это во многом способствует бесперебойному снабжению розничных торговых предприятий товарами, снижению розничных цен на них, положительно сказывается на качестве обслуживания покупателей.