Организация перевозок товаров железнодорожным транспортом

Отношения между железнодорожным транспортом, грузоотправи­телями и грузополучателями регулируются Транспортным уста­вом железных дорог РФ, правилами грузовых перевозок, заключен­ными договорами.

При крупных станциях организуются транспортно-экспедицион­ные конторы, выполняющие операцию по обслуживанию грузоотпра­вителей и грузополучателей (ТЭКи). В некоторых крупных городах транспортно-экспедиционное обслуживание организуется автотранс­портными предприятиями. Транспортно-экспедиционные конторы по договорам с грузоотправителями и грузополучателями берут на себя доставку подготовленных к отправке грузов со станции на склады по­лучателя, контейнеров — к местам разгрузки и погрузки, оформление всей транспортной документации, а также информируют грузополу­чателей о прибывших в их адрес грузах.

Железнодорожные перевозки классифицируют но нескольким при­знакам. По особенностям планирования их делят на местные — в преде­лах одной железной дороги, прямые — если груз перевозят по несколь­ким железным дорогам, смешанные — если в них участвуют другие виды транспорта. Различают железнодорожные перевозки и по скорости. Товары могут быть отправлены грузовой (малой), большой И пассажир­ской скоростью. Большинство перевозок осуществляется грузовой ско­ростью в обычных вагонах товарных поездов.

Скоропортящиеся товары отправляют преимущественно большой скоростью в специальных поездах. Небольшие партии товарок перевозят в багажных вагонах пассажирских поездов пассажирской скоростью.

Наиболее низкие железнодорожные тарифы на перевозку грузовой (малой) скоростью, более высокие — большой скоростью и самые вы­сокие — пассажирской.

По размеру отправок различают мелкие отправки, контейнерные, повагоипые и маршрутные (группа вагонов или целый железнодорож­ный состав). Мелкой отправкой считается перевозка товаров в таре массой до 10 т. Тарифы на мелкие отправки выше иоиагоипых. При перевозке товаров в контейнерах взимается специальный сбор, поэто­му здесь тарифы несколько выше иовагоппых, по ниже тарифов на мелкие отправки.

До передачи груза железной дороге заполнен мыс железнодорожные накладные сдают в товарную кассу станции дли указания дня завоза и

13.2. Организация перевозок товаров железнодорожным транспортом________ 327

номера кладовой, в которую должен быть доставлен груз. Это необ­ходимо для комплектации вагонцой партии из отправок различных грузоотправителей.

Вагоны, заполненные товарами, отправляемые в адрес нескольких грузополучателей, носят название сборных. Такие вагоны отправляют как в адрес нескольких грузополучателей, находящихся в зоне обслу­живания одной станции, так и в адрес грузополучателей, находящих­ся в зоне обслуживания 2-3-х станций одной железной дороги.

Отгрузка товаров вагонными партиями ведется как с прирельсово­го склада грузоотправителя, так и с погрузочной платформы железно­дорожной станции. Размер партии должен соответствовать полной вместимости подаваемого вагона. За неполное использование емкости вагона станция имеет право взимать штраф. Работники складов перед погрузкой должны проверить исправность поданного вагона, его при­годность по санитарному состоянию к перевозке товаров.

Загрузка поданного вагона должна быть закончена в течение време­ни, установленного для данного груза и типа вагона. Загруженный ва­гон запирают проволочной закруткой и пломбируют, после чего сдают весовщику товарной станции и одновременно оформляют железнодо­рожную накладную.

Персональная ответственность за неудовлетворительное использо­вание вагонов возлагается на руководителей торговых организаций. С виновных лиц взыскивают убытки, вызван тле сверхнормативными простоями вагонов.

Железная дорога отвечает за сохранность грузов в пути следования .как по количеству, так и по качеству, а также за сроки доставки. При недостаче или порче груза по вине железной дороги она несет ответ­ственность в полном размере причиненного ущерба.

Срок доставки груза по железной дороге определяется из расчета суточного прохождения груза: малой скоростью при маршрутной от­правке — 550 км, повагонной и контейнерной — '.УМ) км, мелкой — 180 км; большой скоростью в поездах с машинным охлаждением - 660 км. К расчетному по километражу сроку доставки добавляю! по 2 дня на переработку грузов на станциях отправления и назначения. Расчет-срока доставки начинается с 24 ч дня приемки груза к перевозке, указанного в накладной. За его просрочку железная дорога уплачи­вает пени.

Для перевозки товаров железнодорожным транспортом использу­ются крытые товарные вагоны, платформы, цистерны, изотермические вагоны и цистерны.


Глава 13. Транспортно-экспедиционные операции

Вагоны и платформы бывают двухосными и четырехосными. Пер­вые — грузоподъемностью 20 т, вторые — 50, 60 и 62 т. В настоящее время двухосные вагоны не выпускаются, их заменили четырехосны­ми. Оставшиеся в эксплуатации двухосные вагоны используют лишь для местных перевозок.

Для перевозки нескоропортящихся продовольственных товаров ис­пользуют крытые четырехосные вагоны, а товаров в контейнерах — двухосные и четырехосные железнодорожные платформы. Масса и габариты железнодорожных контейнеров кратны грузоподъемности и размерам железнодорожных вагонов.

Для перевозки скоропортящихся товаров используют изотерми­ческие вагоны и главным образом вагоны-рефрижераторы. Вагоны, охлаждаемые льдом и льдосоляными смесями, заменяют четырехос­ными вагонами с машинным охлаждением и электрическим отопле­нием. Эти вагоны позволяют обеспечивать нужный температурный режим для различных товаров в любое время года. Вагоны-рефриже­раторы с машинным охлаждением комплектуют в секции (от 3 до 20 вагонов). Для вагонных отправок используют и отдельные, так на­зываемые автономные рефрижераторные вагоны. Маршрутные по­езда из 20 вагонов с механическим охлаждением и электрическим отоплением обеспечивают температуру от -10 до 6 "С; из 18 вагонов — от -15 до 12 °С; из 5 или 3-х — от -20 до 14 "С. При отправке вагон­ной партии в автономном рефрижераторном вагоне обеспечивается темггература от -20 до 12 °С.

Для перевозки живой рыбы используют специальные четырехос­ные вагоны, оборудованные двумя баками, вмещающими 8 т живой рыбы; растительного масла — цистерны, молока — изотермические цистерны емкостью 26 т. Перевозка молока в цистернах обходится в несколько раз дешевле, чем в вагонах-ледниках.

Прогрессивным является контейнерный способ перевозки. Универ­сальный контейнер представляет по существу часть вагона, которую снимают с платформы и автотранспортом доставляют к меч там раз­грузки и погрузки. При перевозке в контейнерах товары могуч быть отгружены без внешней тары.

В эксплуатации находятся универсальные контейнеры массой брутто 3, 5, 10, 24 и 30 т. /[ля перевозки товаров используются глав­ным образом три первых типа контейнера. Наибольшее распростране­ние получили контейнеры массой 3 т.

Применение контейнеров значительно расширяет возможность транзитных отгрузок, поскольку партия товаров в контейнере массой

13.3. Организация перевозок товаров автомобильным транспортом_____ 329

брутто 3 т может быть отправлена товарополучателям, для которых транзитная отгрузка партиями в вагонах невозможна.

При подаче заявок на вагоны грузоотправители подают и заявку на контейнеры. Отправка товаров в контейнерах ведется аналогично от­правке вагонными партиями: груз должен быть подготовлен, провере­но состояние контейнера, который после загрузки также пломбируют. В контейнер с товарами вкладывают спецификацию, в которой пере­числяют погруженные товары. Поданный под догрузку или разгрузку контейнер, если его не сгружают с автомашины, должен быть загру­жен или разгружен за 20 мин. При массовой отправке товаров в кон­тейнерах более удобной является организация специальных обмен­ных пунктов. Такие пункты могут быть организованы при складах, отгружающих свыше 500 контейнеров в квартал. Эти склады оснаща­ют механизмами для снятия контейнера с автомашины и погрузки на нее (тельфер, автокран, автопогрузчик). В этом случае на складе по­стоянно находится запас порожних контейнеров, в которые в течение дня в удобное для себя время работники склада загружают товары.

О прибытии груза станция назначения сообщает грузополучателю до 12 часов следующего дня. Прибывший груз хранится на станции бесплатно в течение суток, после чего с грузополучателя взимается сбор в соответствии с Тарифным руководством.

Если при приемке груза обнаруживается недостача или поврежде­ние груза, по требованию грузополучателя станция назначения обяза­на в 3-дневный срок выдать ему коммерческий акт.

Коммерческий акт составляется в трех экземплярах на специальных бланках. В нем подробно описывается состояние груза, тары, причины порчи или повреждения груза и т. д. Акт подписывается представителем железной дороги и грузополучателем. Если груз был скоропортящимся, то к коммерческому акту прикладывается выписка из журнала темпера­тур или контрольные сведения о системе охлаждения. Порядок предъяв­ления исков к железной дороге, сроки рассмотрения претензий установ­лены Транспортным уставом железных дорог РФ и конкретизированы приказом Министра путей сообщения РФ № 25 Цот 27 сентября 2000 г. «Об утверждении правил предъявления и рассмотрения претензий, свя­занных с перевозкой грузов на железнодорожном транспорте».

Наши рекомендации