Механизм функционирования рынка
Рыночная система обладает определенным внутренним порядком (механизмом) и подчиняется определенным закономерностям. Она способна саморегулироваться и эффективно функционировать.
Рыночный механизм – это механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия продавцов и покупателей товаров и услуг по поводу установления цен, объема производства и его структуры. Рыночный механизм функционирует в соответствии с системой экономических законов: закона стоимости, законов спроса и предложения, закона убывающей предельной полезности, закона убывающей отдачи и т.д. Действие этих законов проявляется через основные элементы механизма рынка.
Рассмотрим модель отдельно взятого рынка свободной конкуренции. Взаимодействие его основных элементов раскрывает механизм функционирования рынка.
Пусть на товарном рынке, например, товара А, существует режим свободной конкуренции. Это значит, что на нем представлено множество потребителей и покупателей, нуждающихся в товаре А и имеющих средства для его приобретения. Экономический интерес потребителей состоит в том, чтобы купить товар А и удовлетворить свою потребность. Им противостоят продавцы – производители товара А. Затрачивая ресурсы на его производство и сбыт, они заинтересованы в прибыльной продаже этого товара.
Потребители приходят на рынок с определенным объемом совокупного дохода, предназначенного для приобретения товара А. Несмотря на то, что им хотелось бы купить товар подешевле, они осознают, что у продавцов другие заботы – продать подороже. Поэтому покупатели могут предложить за него так называемую цену спроса – предельную максимальную цену, за которую они еще согласны взять товар. Выше ее рыночная цена подняться не может, так как у потребителей нет денег на покупку.
Между ценой спроса и количеством продаваемого товара существует взаимная связь. Когда цена спроса велика, покупателей товара немного, сохраняется небольшой объем продаж. Если же цена спроса снижается, товар становится более доступным, число потребителей растет вместе с количеством продаваемого товара. Зависимость между ценой спроса и количеством продаваемого товара, характеризующая рыночное поведение потребителя, называется кривой спроса.
Производители – продавцы стремятся продать товар подороже, сознавая, что у потребителей иные интересы. В результате образуется цена предложения – предельная минимальная цена, по которой производители еще готовы продать свой товар покупателям. Рыночная цена не может опуститься ниже цены предложения, потому что производство и сбыт товара стали бы нерентабельными (неприбыльными).
Чем меньше цена предложения, тем меньшее количество товара А поступит в продажу, поскольку у многих изготовителей издержки производства и сбыта окажутся выше этой сравнительно небольшой цены, что сделает невыгодным выпуск товара. По мере повышения цены предложения будут возрастать и число производителей, и объем поставок товара на рынок. Рыночное поведение продавцов характеризуется кривой предложения.
Интересы производителей и потребителей совпадают в точке пересечения кривых спроса и предложения. Это равновесное состояние рынка, при котором достигается наилучший объем производства и продаж, равный оптимальной величине покупок и потребления, а рыночная цена становится ценой равновесия. Действительно, изготовителям невыгодно дальнейшее повышение цены и расширение предложения, ибо тогда товар не найдет спроса, а они обанкротятся. Соответственно, и потребителям не приходится рассчитывать на приобретение большего количества товара или на снижение его цены: такое развитие ситуации противоречит интересам производителей.
Типы рыночных структур
Характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия. Различия в характере рыночной конкуренции связаны с существованием различных рыночных структур. Рыночные структуры отличаются друг от друга по количеству и размерам функционирующих на данном рынке предприятий, характеру производимой этими предприятиями продукции, возможностями входа на рынок новых предприятий и выхода из него, а также доступностью информации, необходимой для принятия экономических решений.
Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной или совершенной конкуренции.
Рынок совершенной конкуренции характеризуется:
1) множеством покупателей и продавцов;
2) высокой мобильностью факторов производства;
3) отсутствием барьеров на пути вступления на рынок или выхода из него;
4) однородностью продаваемой продукции;
5) равным доступом всех участников рыночных отношений к информации.
На рынке совершенной конкуренции доля каждого участника в продажах или покупках незначительна. Поэтому ни один из продавцов или покупателей сам не в состоянии воздействовать на рыночную цену.
Совершенная конкуренция – это абстракция. В чистом виде она никогда и нигде не существует. Лишь некоторые рынки по своим характеристикам могут приближаться к совершенной конкуренции (например, рынок зерна). Поэтому совершенную конкуренцию можно рассматривать как первый шаг для уяснения принципов функционирования рыночного механизма.
Если хотя бы один из пяти признаков совершенной конкуренции отсутствует, то такая рыночная структура называется несовершенной конкуренцией. Различают три основных вида несовершенной конкуренции:
1. Чистая монополия, когда на рынке одно предприятие является единственным продавцом товара и услуг и границы предприятия и отрасли совпадают. В условиях чистой монополии предприятие-монополист имеет возможность устанавливать свою цену и получать максимально возможную прибыль.
2. Олигополия, когда в отрасли существует незначительное число предприятий (5 – 7), производящих как однородную, так и дифференцированную продукцию.
3. Монополистическая конкуренция, которая характеризуется наличием на рынке сравнительно большого числа мелких и средних предприятий, производящих дифференцированную продукцию.
Независимо от типа рыночных структур, важно отметить, что необходимыми условиями их нормального функционирования являются экономическая свобода, самостоятельность, независимость субъектов экономических отношений.
В системе современных экономических отношений особую роль играет естественная монополия. Естественная монополия – такая
ситуация на рынке, при которой предприятие является монополистом в силу географических, геополитических или природно-климатических условий того или иного региона или сегмента рынка. Это неизбежная, официально признанная монополия на производство товаров и услуг, достигающая минимальных долгосрочных средних издержек при очень больших масштабах производства.