Логика работы, последовательность изложения материала

Необходимо чётко соблюдать последовательность в изложении каждого из вопросов, так как её нарушение приводит к повторению одних и тех же по­ложений, потере логической связи, вследствие чего могут остаться нераскры­тыми важные аспекты проблемы.

Изложение каждого раздела обычно начинается с выяснения сущности анализируемого экономического явления, характеризуются его черты, отражается становление и развитие процесса, при необходимости выясняется его про­тиворечивость.

Перед студентом не стоит задача сделать в курсовой работе научные от­крытия. Он должен показать способность осмысленно пользоваться научной литературой, уметь обработать и обобщить фактический материал, увязать тео­ретические положения с современной практикой рыночного хозяйствования. В указанных моментах и заключаются элементы творчества, самостоятельность мышление.

Важное место в выполнении курсовой работы (как отмечалось выше) принадлежит составлению плана. Это сугубо творческое дело и избранная тема может быть представлена в различных вариантах. Но в любом случае план должен отразить содержание темы, её логику. Уже по плану преподавателю в зна­чительной мере становится очевидным, как понята проблема студентом, как ос­мыслен учебный материал. Не так редко бывает, что студент, недооценивает значимость плана. В результате в него механически включаются разрозненные вопросы, неравнозначные по своему характеру (узловые и частные). Это лишь дезорганизует студента, оказывает ему плохую услугу. Нагромождение большо­го количества вопросов, отсутствие логики в их выделении свидетельствуют о недостаточном овладении учебным материалом, ибо студент не смог вычленить основного, не составил цельного представления о теме.

На нынешнем этапе развития российской экономики, закономерен интерес студентов к проблемам перехода к рынку. Если студент изберёт темой работы «Безработица в переходной экономике России», то можно придерживаться приблизительно следующего плана:

Введение

1. Сущность безработицы и ее формы.

2. Безработица в России: ее причины и последствия.

3. Государственное регулирование рынка труда.

Заключение.

В теме "Государственное регулирование ры­ночных отношений", целесообразно выде­лить вопросы:

Введение

1. Недостатки рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику.

2. Основные инструменты государственного регулирования рыночных отношений.

3. Границы государственного регулирования рыночной экономики.

Заключение.

Во введении следует показать значение избранной темы, обосновать её роль в раскрытии системы экономических отношений, подчеркнуть актуаль­ность и практическую значимость освещаемых положений, дать пояснение логической последовательности раскрываемых узловых вопросов. Здесь же определяются объект и предмет исследования, указывается фак­тический материал, на котором строится исследование. Во введении автор должен аргументировано показать, чем и почему ограничен круг иссле­дования, обосновать временные рамки исследования и т. п.

Главное - основная часть работы. Наибольшая сложность здесь заключа­ется в том, что требуется грамотно, своими словами изложить суть проблемы, в то же время не допускать упрощенчества, поверхностного толкования тех или других вопросов. Только самостоятельность в изложении позволит студенту че­рез курсовую работу понять, насколько он усвоил тему, осуществить самокон­троль знаний.

Первый раздел, как правило, носит теоретический (методологический) характер. В нем освещается история исследуемого вопроса, степень его разработанности, существующий в литературе дискуссионныйматериал.

Приводя литературный обзор по поставленной проблеме, студент должен не только пересказать имеющиеся в литературе точки зрения, но обозначить и аргументировать свою позицию по рассматриваемому вопро­су. Высказывания критикуемых авторов (цитаты) следует приводить пол­ностью, без сокращений, с соответствующими ссылками на литературный источник. Если студент соглашается с приведенной точкой зрения, желательно выдвинуть в пользу имеющейся точки зрения свои дополнительные аргументы.

Во втором разделестудент анализирует собранный им фактический материал, который служит основой для предложений и выводов. Так как большая часть курсовых работ посвящена теоретическим вопросам, то основной акцент делается на освещение использующихся на практике методов и принци­пов, служащих основой теоретических разработок, предлагаемых студентом. При этом недопустимо простое пересказывание специальной лите­ратуры и учебников. Студент должен творчески подойти к рассматри­ваемому вопросу и обосновать свою точку зрения.

Третий раздел обобщает всю проделанную работу студента. В нем на базе исследования, проведенного в предыдущих разделах, приводятся реше­ния задач, предлагаемые автором курсовой работы. Все выводы должны быть обоснованы и убедительно аргументированы.

В заключение работы необходимо сформулировать основные выводы, ко­торые должны быть краткими, органически вытекать из содержания работы, а не затрагивать ранее не рассмотренные аспекты.

Если во введении чётко сфор­мулированы задачи, объясняется, почему именно эти, а не другие моменты включены в план, в основной части аргументировано раскрываются поставлен­ные вопросы, в заключении чётко сделаны основные выводы, вытекающие из текста, то работа будет отвечать предъявляемым к ней требованиям.

После написания первоначального (чернового) текста целесообразно его еще раз внимательно прочитать, отредактировать, устранить повторения и длинноты, улучшить отдельные формулировки. Лишь после этого пишется окончательный вариант, который передаётся научному руководителю.

Наши рекомендации