Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Рабочая программа дисциплины

Экономика и менеджмент высоких технологий

Профессиональный цикл

базовая часть

Направление подготовки

06.04.01 Биология

Профиль подготовки

Общая биология

Разработчик (составитель) УМК к.с.н., доцент, Р.Ш. Бикметов   ___________     «____»_________20__ г.  

Стерлитамак 2014

Содержание

1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата…………………,…...3

2. Рабочая программа дисциплины…………..………………………………..4

3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов……………………………………………………..………….….13

4. Фонд оценочных знаний……………………………………………...…....14

5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины….21

6. Методические указания для студентов………………………….……......22

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины……………….…..25

Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Учебная дисциплина «Экономика и менеджмент высоких технологий» является дисциплиной из гуманитарного, социального и экономического цикла подготовки магистров по направлению «Биология» и носит вспомогательный характер в осуществлении магистрами своей профессиональной деятельности.

Целью курса «Экономика и менеджмент высоких технологий» является изучение основных закономерностей инновационного процесса и инновационной деятельности хозяйствующих субъектов, формирование комплекса теоретико-методологических и прикладных основ эффективного управления инновационными процессами в современных условиях, выработка практических навыков работы с методиками и инструментами управления нововведениями.

Задачи курса «Экономика и менеджмент высоких технологий» включают в себя:

-изучение специфики инновационного процесса;

-освоение инструментария и организационных методов управления инновациями;

-формирование соответствующих компетенций, необходимых для осуществления инновационной деятельности.

В результате изучения дисциплины магистр должен

Знать:

- основные теоретические понятия инновационного процесса;

- современные концепции и подходы к организации инноваций;

- основы бизнес-планирования инновационных проектов;

- источники финансирования инновационной деятельности;

- методы государственного регулирования инновационной деятельности;

- основы планирования инноваций;

- формы организации предпринимательской деятельности в инновационной сфере.

уметь:

- проводить оценку эффективности инновационных проектов;

- ориентироваться в направлениях защиты интеллектуальной собственности;

- осуществлять маркетинг инноваций.

Рабочая программа дисциплины

СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины «Экономика и менеджмент высоких технологий» на 1 семестр 2015-2016 уч. год

Рабочую программу осуществляет: Зачётных единиц трудоёмкости: 1

Учебных часов:

лекций 8

семинарских 10

зачет

доцент кафедры, к. социол. н. Бикметов Р.Ш. самостоятельная работа студентов 14

№ п/п Тема и содержание Форма изучение материалов (лекции, практические занятия, семинарские занятия, лабораторные работы, самостоятельная работа) Кол-во часов аудитор. работы Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам Задания по самостоятельной работе студентов с указанием литературы, номеров задач Количество часов самостоят. работы Форма контроля самостоятельной работы студентов (коллоквиумы, контрольные работы, компьютерные тесты и т.п.)
 
1. Тема 1. Основные понятия инноватики. Определение инновации, новшества, инновационной деятельности, инновационного процесса. Этапы инновационного процесса. Длинные волны Кондратьева. Деловые циклы Шумпетера. Технологические уклады Глазьева. Классификация инноваций по значимости, масштабу. Основные типы инновационных предприятий. Инфраструктура рынка инноваций.   лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа Лекции -1, семинарские занятия -1 Всего-2 Осн. лит-ра:1, 2, 3 Дополн. лит-ра: 4,5,6,7,8, 9, 10, 11, 12,13,14 Осн. лит-ра:1, 2, 3 Дополн. лит-ра: 4,5,6,7,8, 9, 10, 11, 12,13,14 Коллоквиум
2. Тема 2. Функции государства в инновационной сфере.Сущность и структурные элементы научно-технической и инновационной политики. Приоритеты в научно-технической политике. Формы государственного регулирования инновационных процессов. Государственные инновационные программы. Основные организационные структуры поддержки инноваций: бизнес-инкубаторы, технопарки, технополисы.   лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа Лекции -1, семинарские занятия -1 Всего-2 Осн. лит-ра:1, 2, 3 Дополн. лит-ра: 4,5,6,7,8, 9, 10, 11, 12,13,14 Осн. лит-ра:1, 2, 3 Дополн. лит-ра: 4,5,6,7,8, 9, 10, 11, 12,13,14 Коллоквиум
3. Тема 3. Интеллектуальная деятельность. Виды и объекты интеллектуальной собственности (ОИС). Система правовой охраны интеллектуальной собственности.Виды прав, срок охраны прав.Авторское право. Объекты авторского права. Промышленная собственность. Средства индивидуализации товаров и услуг. Патентное право. Объекты патентного права. Классификация охранных документов. Передача прав на ОИС (лицензионные договоры, платежи, авторские договоры).Право на коммерческую тайну (общие вопросы конфиденциальной информации, коммерческая тайна, ноу-хау, предотвращение утечки конфиденциальной информации). лекции, практические занятия, семинарские занятия, самостоятельная работа Лекции -2, семинарские занятия -2 Всего-4 Осн. лит-ра:1, 2, 3 Дополн. лит-ра: 4,5,6,7,8, 9, 10, 11, 12,13,14   Осн. лит-ра:1, 2, 3 Дополн. лит-ра: 4,5,6,7,8, 9, 10, 11, 12,13,14   Коллоквиум
4. Тема 4. Маркетинг в иннвационной сфере. Значимость маркетинга в инновационной сфере, цели, задачи. Основные проблемы управления разработкой и продвижением нового продукта. Особенности рынка инноваций. Понятие «коммерциализируемость». Модели коммерциализации новшеств. Проведение маркетингового исследования рынка по новому продукту и его позиционирование. Маркетинговые инструменты продвижения новой технологии. Маркетинговые стратегии выхода на рынок.   лекции, практические занятия, семинарские занятия, самостоятельная работа Лекции -1, семинарские занятия -2 Всего-3 Осн. лит-ра:1, 2, 3 Дополн. лит-ра: 4,5,6,7,8, 9, 10, 11, 12,13,14 Осн. лит-ра:1, 2, 3 Дополн. лит-ра: 4,5,6,7,8, 9, 10, 11, 12,13,14 Коллоквиум
5. Тема5. Понятие и сущность инновационных проектов. Виды и содержание инновационных проектов. Разработка концепции проекта. Планирование инновационного проекта. Оформление проектной документации. Определения бизнес-плана. Цели, содержание и инновационная составляющая основных разделов бизнес-плана. Последовательность разработки бизнес-плана. Принципы оценки эффективности инновационных проектов. Показатели экономической эффективности. Чистый дисконтированный доход. Внутренняя норма доходности. Индекс доходности. Срок окупаемости.   лекции, практические занятия, семинарские занятия, самостоятельная работа Лекции -1, семинарские занятия -2 Всего-3 Осн. лит-ра:1, 2, 3 Дополн. лит-ра: 4,5,6,7,8, 9, 10, 11, 12,13,14 Осн. лит-ра:1, 2, 3 Дополн. лит-ра: 4,5,6,7,8, 9, 10, 11, 12,13,14 Коллоквиум
6. Тема 6. Источники финансирования инноваций. Финансово-кредитная поддержка инновационной деятельности. Цели и инвестиционные приоритеты различных источников. Формы финансирования инноваций. Государственные источники. Внебюджетные источники. Оценка и расчет потребности финансирования. Венчурные фонды, «бизнес-ангелы».   лекции, практические занятия, семинарские занятия, самостоятельная работа Лекции -2, семинарские занятия -2 Всего-4   Итого: Лекции – 8 Семинарские занятия - 10 Осн. лит-ра:1, 2, 3 Дополн. лит-ра: 4,5,6,7,8, 9, 10, 11, 12,13,14 Осн. лит-ра:1, 2, 3 Дополн. лит-ра: 4,5,6,7,8, 9, 10, 11, 12,13,14 Коллоквиум

Основная литература

1. Инновационный менеджмент: учеб. пособие для студентов вузов / К. В. Балдин [и др.]. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2010. - 363 с.

2. Инновационная экономика (управленческий и маркетинеговый аспекты): монография / Д. И. Кокурин, В. С. Волков [и др.]. - Москва : Экономика, 2011. - 532 с.

3. Менеджмент: учебник для студентов вузов по специальности "Менеджмент" / Г. В. Осипов, В. А. Лисичкин, Н. Д. Корягин. - Москва : НОРМА : ИНФРА-М, 2011. - 527 с.

Дополнительная литература

4. Теория инновационной экономики : учебник / ред. О. С. Белокрылова. - Ростов н/Д : Феникс, 2011. - 376 с.

5. Инновационный менеджмент в государственной сфере: учебник по специальности "Менеджмент организации" : допущено Советом Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области менеджмента / В. Ф. Уколов, В. А. Галайда, С. С. Мазин. - Москва : Экономика, 2011. - 395 с.

6. Переходов В.Н Основы управления инновационной деятельностью - М.ИНФРА-М, 2012.

7. Инновационный менеджмент: учебное пособие для вузов/ Кузнецова С.А., Кравченко Н.А., Маркова В.Д., Юсупова А.Т. – Новосибирск: Издательство СО РАН, 2005.

8. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика./ Казанцев А.К., Миндели Л.Э., ред. Издательство: «Экономика», 2013.-518с.

9. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие/ Дорофеев В.Д., Дресвянников В.А.– Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2013. 189 с.

10. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Ильенкова С.Д.,Гохберг,.М., Ягудин С.Ю. и др.; Под ред. Ильенковой С.Д.- М.:ЮНИТИ, 2011.-327с.

11. Венчурное финансирование от А до Я. Как сделать проект привлекательным для инвестора/Вадим Котельников. М.:Эксмо, 2012 г. 176 стр.

12. Инновационный менеджмент: Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития: Учеб. пособие/ Под ред. В.М.Аньшина, А.А. Дагаева. —3-е изд., перераб., доп. — М.: Дело, 2012. — 584 с.

13. Управление исследованиями, разработками и инновационными проектами / Под ред. Валдайцева С.В.- С. Пб.: Изд-во С. Петербургского университета, 2011.

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов заключается в подготовке к практическим занятиям по вопросам, вынесенным на обсуждение к каждой теме.

Кроме того, в подготовке к тестированию по итогам модуля, лекциям с заранее запланированными ошибками, деловым играм, к контрольным работам по модулям, а также решении задач, заданных на дом.

Кроме вышеизложенного студенты выполняют рефераты по нижеизложенной тематике.

Темы рефератов по дисциплине «Экономика и менеджмент высоких технологий»

1. Сущность и структурные элементы научно-технической и инновационной политики.

2. Приоритеты в научно-технической политике.

3. Формы государственного регулирования инновационных процессов.

4. Государственные инновационные программы.

5. Основные организационные структуры поддержки инноваций: бизнес-инкубаторы, технопарки, технополисы.

6. Бизнес-ангелы

7. Венчурный бизнес

8. Технологические уклады.

9. Инжиниринг.

10. Ноу-хау

11. 3D-печать как вектор развития высоких технологий

12. Биомедицинские разработки как вектор развития высоких технологий

Фонд оценочных средств

К формам контроля при изучении дисциплины относятся:

- устный опрос (доклад);

- выполнение индивидуального задания;

- лекция с заранее запланированными ошибками;

- контрольная работа;

-экзамен.

Характеристика оценочных средств представлена в таблице:

Перечень оценочных средств дисциплины «Экономика и менеджмент высоких технологий»

Наименование оценочного средства Краткая характеристика оценочного средства Представление оценочного средства
Устный опрос (Доклад) Продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы. Вопросы для обсуждений (план практических занятий)
Выполнение индивидуального задания Продукт самостоятельной работы студента. Задание, позволяющее оценивать и диагностировать умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал. Комплект заданий на дом
Контрольная работа Средство проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного типа по теме или разделу Комплект контрольных заданий по итогам каждого модуля
Зачет Представляют собой формы периодической отчетности студента, определяемые учебным планом подготовки по направлению ВПО Набор студентом, необходимого количества баллов

Наши рекомендации