Право на единовременное пособие имеют женщины, вставшие на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель)
Единовременное пособие предоставляется по месту назначения и выплаты пособия по беременности и родам при наличии справки из женской консультации или другого медицинского учреждения.
Право на единовременное пособие при рождении (усыновлении в возрасте до трех месяцев) ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее. В случае рождения (усыновления) двух и более детей единовременное пособие назначается и выплачивается на каждого ребенка.
Пособие назначается и выплачивается по месту работы (службы, учебы), а незанятым лицам - органом социальной защиты населения по месту жительства ребенка.
Для назначения пособия необходимо представить: заявление; справку органов загса о рождении ребенка; справку с места работы (службы, учебы) другого родителя о неполучении пособия.
Незанятые граждане должны также приложить к заявлению выписки из трудовой книжки, военного билета или другого документа о последнем месте работы (службы, учебы), заверенные в установленном порядке. Опекун должен предъявить выписку из решения органа местного управления об установлении опеки.
Право на пособие по беременности и родам имеют застрахованные женщины:
• работающие по трудовому договору;
• уволенные в связи с ликвидацией предприятия в течение 12 месяцев, предшествовавших признанию их безработными;
• учащиеся с отрывом от производства;
• проходящие военную службу по контракту, службу в качестве рядового и начальствующего состава органов внутренних дел;
• работающие в воинских формированиях РФ, находящихся на территории иностранных государств, если это предусмотрено международными договорами РФ.
Пособие по беременности и родам предоставляется за период отпуска продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов (в случаях осложненных родов - 86, при рождении двух и более детей - 110 календарных дней).
У женщин, проживающих в зонах радиоактивного загрязнения с правом на отселение, с льготным социально-экономическим статусом и в населенных пунктах, пострадавших в результате катастрофы на ЧАЭС и других техногенных катастроф, продолжительность дородового отпуска составляет 90 календарных дней.
При усыновлении ребенка в возрасте до трех месяцев пособие по беременности и родам выплачивается за период со дня его усыновления и до истечения 70 календарных дней (при усыновлении двух и более детей - 110 дней) со дня рождения ребенка.
Пособие назначается за число рабочих дней, приходящихся на период отпуска по беременности и родам. Средний заработок для расчета пособия определяется в порядке, установленном для исчисления пособия по временной нетрудоспособности. Если отпуск по беременности и родам наступил в период временной приостановки работы, вынужденного отпуска без сохранения заработной платы, работы на условиях неполного рабочего времени, пособие определяется из заработка до наступления указанного периода.
Пособие выплачивается по месту работы, службы, учебы. По последнему месту работы (службы) пособие назначается, если отпуск по беременности и родам наступил в течение месяца после увольнения в связи:
• с переводом мужа на работу в другую местность;
• переездом к месту жительства мужа;
• болезнью, препятствующей продолжению работы или проживанию в данной местности;
• необходимостью ухода за больными членами семьи или инвалидом I группы.
Женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации в течение 12 месяцев перед признанием их безработными, пособие назначается и выплачивается органами социальной защиты.
Пособие по беременности и родам предоставляется на основании: листка нетрудоспособности женщинам, работающим по трудовому договору; заявления, выписки из трудовой книжки, листка нетрудоспособности - уволенным в связи с ликвидацией организации; справки - всем остальным женщинам, имеющим на него право.
Право на пособие на период отпуска по уходу за ребенком (рожденным, усыновленным, принятым под опеку) до достижения им 1,5 лет предоставляется не только матерям, но и отцам, усыновителям, бабушке, дедушке, другим родственникам, опекунам, фактически осуществляющим уход и подлежащим государственному социальному страхованию.
Женщинам, уволенным в связи с ликвидацией предприятия, пособие назначается при неполучении ими пособия по безработице.
Право на пособие сохраняется в случае работы лица, находящегося в отпуске на условиях неполного рабочего времени или на дому, а также в случае получения стипендии при продолжении обучения.
Сезонным работникам пособие выплачивается до окончания сезона.
Для оформления пособия необходимо представить следующие документы: заявление; копия свидетельства о рождении ребенка; уволенным - выписку из трудовой книжки (военного билета), копию приказа об отпуске по уходу за ребенком, справку о неполучении пособия по безработице.
В случае увольнения с работы (за исключением увольнения в связи с ликвидацией работодателя) или окончания дневной формы обучения выплата ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет прекращается со следующего дня.
Правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования определены Законом РФ от 28.06.1991 г. №1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации". В соответствии с ним медицинское страхование осуществляется в двух видах - обязательном и добровольном.
Целью обязательного медицинского страхования (ОМС) является предоставление населению России равных возможностей в получении бесплатной медицинской и лекарственной помощи в пределах базовых Федеральной и территориальных программ ОМС, а также финансирование профилактических мероприятий.
Добровольное медицинское страхование (ДМС) осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение медицинских услуг сверх установленных программами ОМС.
В предмет права социального обеспечения входят только отношения, складывающиеся в результате осуществления ОМС.
Федеральная (базовая) программа ОМС - Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи утверждена постановлением Правительства РФ от 28.07.2005г. № 461.
Гарантированный перечень видов медицинской помощи включает:
• скорую медицинскую помощь при травмах и острых заболеваниях, угрожающих жизни;
• лечение в амбулаторных условиях, включая профилактику заболеваний (прививки, диспансеризация и пр.);
• стационарную помощь.
Все виды скорой медицинской помощи, а также стационарная помощь больным с острыми заболеваниями предоставляются независимо от места проживания и прописки, бесплатно за счет средств бюджетов соответствующих территорий.
На основе Федеральной программы высшие органы управления субъектов РФ утверждают территориальные программы ОМС, которые не могут ухудшать условия оказания медицинской помощи по сравнению с Федеральной программой.
Субъектами ОМС являются: застрахованный, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.
Застрахованные лица имеют право на:
• выбор страховой медицинской организации;
• выбор медицинского учреждения в соответствии с договорами ОМС и ДМС;
• получение медицинских услуг на всей территории РФ, в том числе за пределами постоянного места жительства;
• получение медицинских услуг в соответствии с качеством и объемом, установленным государственной программой;
• предъявление иска страхователю, страховой медицинской организации, медицинскому учреждению, в том числе и на материальное возмещение ущерба, независимо от того, предусмотрено это договором или нет и др.
Страхователями выступают как юридические, так и физические лица, вносящие часть ЕСН в качестве взносов в фонды ОМС. Плательщиками являются:
• для неработающего населения - высшие органы государственного управления субъектов РФ и местная администрация;
• для наемных работников - работодатели;
• индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные нотариусы и т.п.
При недостатке в местном бюджете средств для оплаты медицинской помощи, оказанной неработающим лицам, выделяются дотации в порядке, установленном Правительством РФ.
За отказ организаций от регистрации в качестве плательщиков ЕСН, сокрытие или занижение сумм, с которых он должен вноситься, нарушение сроков перечисления применяются финансовые санкции в виде штрафа и (или) пени, уплата которых не освобождает страхователя от выполнения обязательств по уплате ЕСН.
Страхователи имеют право:
• на выбор страховой медицинской организации;
• на осуществление контроля за выполнением договора ОМС. Страхователи обязаны:
• заключить договоры ОМС;
• платить ЕСН;
• принимать меры по устранению воздействия неблагоприятных производственных факторов на здоровье граждан;
• предоставлять страховой медицинской организации информацию о состоянии здоровья контингента, подлежащего страхованию и др.
Страховые медицинские организации - это юридические лица любых форм собственности, имеющие соответствующую лицензию. Они не входят в систему здравоохранения.
Страховая медицинская организация имеет право:
• на выбор медицинского учреждения для оказания медицинской помощи по договорам медицинского страхования;
• на участие в аккредитации медицинских учреждений;
• на участие в определении тарифов на медицинские услуги;
• на предъявление иска к медицинскому учреждению или медицинскому работнику на материальное возмещение физического и морального вреда, причиненного застрахованному по их вине и др.
Страховая медицинская организация обязана:
• осуществлять деятельность по ОМС на некоммерческой основе;
• заключать договоры с медицинскими учреждениями на оказание застрахованным медицинской помощи по ОМС;
• выдавать застрахованному или страхователю медицинские полисы;
• контролировать объем, качество и сроки оказания медицинской помощи;
• защищать интересы застрахованных;
•для обеспечения устойчивости своей деятельности создать резервные фонды и др.
К медицинским учреждениям относятся лечебно-профилактические, научно-исследовательские институты и другие организации, оказывающие медицинскую помощь.
Все медицинские учреждения должны иметь лицензию и пройти аккредитацию.
Индивидуальные предприниматели также могут заниматься медицинской деятельностью при наличии лицензии.
Все отношения субъектов ОМС оформляются договорами:
• между территориальным фондом ОМС (или его филиалом) и страховщиком о финансировании медицинской помощи в рамках ОМС;
• между страховщиком и медицинским учреждением;
• между страхователем и страховщиком об организации и финансировании медицинской помощи определенного объема и качества по программе ОМС.
Указанные договоры характеризуются рядом специфических признаков. Во-первых, свобода волеизъявления сторон при определении их условий ограничена законодательством и типовой формой, утвержденной Правительством РФ. Стороны не могут по своему усмотрению изменить содержание типовой формы, т.е. сократить или увеличить перечень бесплатных для потребителя (застрахованного лица) услуг, размеры тарифов на медицинские услуги, требования к качеству медицинской помощи и т.п.
Во-вторых, субъекты ОМС не могут отказать друг другу в заключении договоров ОМС. За необоснованный отказ в заключении договора ОМС страховая медицинская организация может быть лишена лицензии по решению суда. Территориальный фонд или его филиал не имеют права отказать страховой медицинской организации в заключении договора на финансирование медицинской помощи, если она обеспечивает реализацию Территориальной программы ОМС в полном объеме.
Страховые медицинские организации не имеют права использовать средства, предназначенные на реализацию программ ОМС, для коммерческой деятельности, они несут ответственность перед фондами ОМС за оплату медицинской помощи по ОМС.
Вторым видом договоров является договор между страховщиком и медицинским учреждением, неотъемлемой частью которого служит перечень медицинских услуг, предусмотренных программой ОМС.
Оценка качества оказанной медицинской помощи производится страховой медицинской организацией в соответствии с Порядком оценки качества медицинской помощи, утверждаемой органом управления здравоохранением субъекта РФ.
Качество медицинских услуг должно соответствовать медико-экономическим стандартам по каждой форме заболевания.
Каждый застрахованный гражданин получает страховой медицинский полис, что свидетельствует о заключении в отношении него договора ОМС между страховой медицинской компанией и государственным или муниципальным медицинским учреждением. На детей до 16 лет полис получает один из родителей или представитель при предъявлении паспорта и свидетельства о рождении ребенка. Военнослужащим и приравненным к ним категориям, состоящим на учете в ведомственных лечебных учреждениях, полисы не выдаются. Беженцы и вынужденные переселенцы получают временные полисы на срок регистрации, указанный в удостоверении, выданном органами миграционной службы.
При обращении за медицинской помощью застрахованный обязан предъявить полис. При отсутствии полиса необходимо указать страховую медицинскую организацию, выдавшую полис. Полис действителен на всей территории РФ, а также на территориях других государств, с которыми РФ имеет международные соглашения.
Если застрахованный получил медицинскую помощь за пределами субъекта РФ, на территории которого выдан полис, то медицинское учреждение предъявляет счет за оказанные услуги территориальному фонду ОМС с указанием реквизитов полиса пациента. Затем этот счет направляется для возмещения расходов фонду по месту выдачи полиса.
Если в период действия договора, страхователь утратит права юридического лица в связи с реорганизацией или ликвидацией, права и обязанности по договору ОМС переходят к его правопреемнику.
Медицинские учреждения несут ответственность за объем и качество предоставляемых медицинских услуг и за отказ в оказании помощи застрахованному лицу. При нарушении условий договора страховая медицинская организация вправе частично или полностью не возмещать затраты по оказанию медицинских услуг.
Страховая медицинская организация несет материальную ответственность за невыполнение условий договора ОМС.
Споры по медицинскому страхованию разрешаются судами в пределах их компетенции. При рассмотрении исков о возмещении вреда, причиненного здоровью застрахованного лица в случае некачественного оказания бесплатной медицинской помощи, как правило, требуется проведение экспертизы. В соответствии со ст.79 ГПК РФ она осуществляется только судебно-экспертными учреждениями.
Неотъемлемым элементом государственной системы социального обеспечения в РФ является социальное обслуживание престарелых, нетрудоспособных и семей с детьми, которое включает различные виды социальных услуг, направленных на удовлетворение их потребностей.
Правовую базу, необходимую для осуществления социального обслуживания, составляют Федеральные законы:
• № 195 "Об основах социального обслуживания населения в РФ" от 10.12.1995г.,
• № 122 "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" от 02.08.1995г.,
• № 181 "О социальной защите инвалидов" от 24.11.1995г. и другие нормативные акты.
Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Причинами ее возникновения могут быть самые различные обстоятельства: инвалидность, преклонный возраст, болезнь, сиротство, жестокое обращение в семье, безработица, отсутствие определенного места жительства и пр.
Право на социальное обслуживание имеют граждане РФ; иностранцы и лица без гражданства, если иное не установлено международными договорами РФ.
Законодательство предусматривает следующие виды социального обслуживания:
• материальная помощь;
• социальное обслуживание на дому;
• стационарное социальное обслуживание;
• временный приют;
•дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания;
• консультативная помощь;
• реабилитационные услуги.
В государственных учреждениях социальные услуги предоставляются бесплатно:
1) лицам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, если их среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ, где они проживают;
2) лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, вооруженными и межэтническими конфликтами;
3) несовершеннолетним детям.
Платные социальные услуги оказываются государственными социальными службами в порядке, установленном органами государственной власти субъектов РФ. Негосударственные социальные учреждения предоставляют социальные услуги на платной основе в порядке, утвержденном ими самостоятельно.
Право социального обеспечения регулирует только те отношения, которые возникают в связи с предоставлением бесплатных или частично-платных услуг. Условия предоставления платных услуг регламентируются нормами гражданского права.
Право инвалидов на протезно-ортопедическую помощь закреплено в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. (ст. 27) и в Федеральном законе от 24.11.1995 г. "О социальной защите инвалидов в РФ" (ст. 28). Постановлением Правительства РФ от 12.12.2004 г. № 771 утверждены Правила обеспечения в 2005 г. инвалидов техническими средствами реабилитации, протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета.
Федеральный Перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, установлен распоряжением Правительства РФ от 24.10.2004 г. № 1343-р.
Заявление о предоставлении или замене инвалиду технического средства реабилитации, а ветерану - протеза, протезно-ортопедического изделия подается в исполнительный орган Фонда социального страхования РФ (ФСС) по месту жительства. При подаче заявления представляется паспорт и индивидуальная программа реабилитации.
Это заявление должно быть рассмотрено в 15-дневный срок со дня подачи. Орган ФСС уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством реабилитации, протезом, протезно-ортопедическим изделием и высылает направление на получение (изготовление) необходимого средства (изделия) в организации, отобранной на конкурсной основе.
Выданные бесплатно изделия не подлежат отчуждению третьим лицам, в том числе продаже или дарению.
Если техническое средство реабилитации не может быть предоставлено инвалиду, а также если он приобрел его за свой счет, то выплачивается компенсация в размере фактически понесенных расходов, но не более стоимости того изделия, которым должен быть обеспечен инвалид по индивидуальной программе реабилитации.
Решение о выплате компенсации принимается органом ФСС на основании заявления и документов, подтверждающих фактические расходы. Выплата производится путем почтового перевода или перечисления средств на лицевой банковский счет этих лиц (по их желанию).
Отказ инвалида (ветерана) от получения технического средства реабилитации, протеза, протезно-ортопедического изделия, а также приобретение изделия, не рекомендованного индивидуальной программой реабилитации, не дают права на получение компенсации.
Ремонт выданных средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий, осуществляется бесплатно на основании поданных заявлений.
Замена технических средств реабилитации производится по решению органа ФСС по истечении срока пользования ими, при невозможности их ремонта или при внесении учреждением медико-социальной экспертизы изменений в индивидуальную программу реабилитации. Замена осуществляется при условии сдачи старых.
Технические средства реабилитации, протезы, протезно-ортопедические изделия, приобретенные самостоятельно по цене, превышающей размер полученной компенсации, в случае их замены остаются в собственности инвалида (ветерана).
Сроки пользования техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями до их замены устанавливаются Минзравсоцразвития РФ.
Первичное и сложное протезирование проводится в лечебно-профилактических учреждениях или стационарах протезно-ортопедических предприятий.
Расходы на проезд инвалида и сопровождающего лица к месту нахождения протезно-ортопедического предприятия, а также на проживание (в случае изготовления протезов в амбулаторных условиях), возмещаются протезно-ортопедическим предприятием за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете органа ФСС при предъявлении документов.
Оплата расходов на проживание производится не более чем за 7 дней в одну поездку. По решению органа ФСС при проживании в отдаленном от протезно-ортопедического предприятия районе оплата может производиться не более чем за 14 дней при условии изготовления протеза в течение одной поездки.
Финансирование расходов на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета, передаваемых на эти цели ФСС РФ, а инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, - за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание учреждений и органов, исполняющих наказания.
Условия предоставления ритуальных услуг регулируются Федеральным законом от 12.01.1996 г. № 8 "О погребении и похоронном деле".
Погребение- это обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, а также санитарными требованиями. Погребение может осуществляться путем предания тела умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду).
Местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами, стенами скорби, крематориями.
В число гарантированных бесплатных услуг входят оформление документов, предоставление и доставка гроба и других обрядовых предметов, перевозка тела на кладбище или в крематорий, погребение.
Стоимость услуг по указанному гарантированному перечню возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в 10-дневный срок за счет средств:
• ПФР - на погребение не работавших пенсионеров;
• ФСС РФ - на погребение работавших лиц или их детей;
• бюджетов - на погребение не работавших лиц.
Субъекты РФ утверждают сметы расходов на гарантированные услуги по погребению.