Расчет индексов средней цены товара

Для расчетов индексов средней ценытовара "А" используем данные табл. 5.2 из раздела 2 (табл. 5.3).

Таблица 5.3

Расчетная таблица

Форма торговли Расчет индексов средней цены товара - student2.ru Расчет индексов средней цены товара - student2.ru Расчет индексов средней цены товара - student2.ru Расчет индексов средней цены товара - student2.ru Расчет индексов средней цены товара - student2.ru Расчет индексов средней цены товара - student2.ru Расчет индексов средней цены товара - student2.ru Расчет индексов средней цены товара - student2.ru
Сетевая
Несетевая
Расчет индексов средней цены товара - student2.ru

Для определения относительного изменения среднего по двум формам торговли уровня цен в IV кв. по сравнению с III кв. рассчитывают индексы цен переменного, постоянного состава и структурных сдвигов.

4.1. Вначале определяется средняя цена товара по формуле:

Расчет индексов средней цены товара - student2.ru (5.11)

где р – цена товара,

q – количество реализованного товара.

Расчет средней цены товара «А» по формуле (5.11):

III кв. Расчет индексов средней цены товара - student2.ru

IV кв. Расчет индексов средней цены товара - student2.ru

4.2. Относительное изменение средней цены товара рассчитывается как отношение средней цены в отчетном периоде к средней цене в базисном периоде:

Расчет индексов средней цены товара - student2.ru (5.12)

или Расчет индексов средней цены товара - student2.ru (5.13)

Такой индекс называют индексом переменного состава, так как он отражает не только изменение уровня цен на товар (первый фактор), но и изменение в структуре объемов продажи, т.е. структурные сдвиги (второй фактор).

Расчет индекса цен переменного состава по формуле (5.13):

Расчет индексов средней цены товара - student2.ru , или 171,6%

Вывод. Средняя по двум формам торговли цена товара «А» в отчетном периоде по сравнению с базисным выросла на 71,6 % под влиянием роста цен и объемов продажи.

4.3. Для выявления влияния каждого фактора в отдельности на изменение средней цены рассчитывают еще два индекса – индекс цен постоянного (фиксированного) состава и индекс структурных сдвигов.

Влияние первого фактора (без учета влияния второго фактора – структурных сдвигов) отражает индекс фиксированного состава, характеризующий относительное изменение средней цены в структуре отчетного периода (т.е. IV кв.):

Расчет индексов средней цены товара - student2.ru , (5.14)

или Расчет индексов средней цены товара - student2.ru

Расчет индекса фиксированного состава по формуле (5.14):

Расчет индексов средней цены товара - student2.ru

Вывод. Средняя по двум формам торговли цена товара в отчетном периоде по сравнению с базисным выросла на 71,1 % только под влиянием роста уровня цен по каждой форме торговли (в 1-й – на 75,0%, во 2-й – на 16,7%) без учета влияния структурных сдвигов.

4.4. Для характеристики относительного изменения средней цены товара под влиянием второго фактора (без учета влияния первого фактора – изменения уровня цен) рассчитывают индекс структурных сдвигов (Iстр.):

Расчет индексов средней цены товара - student2.ru Расчет индексов средней цены товара - student2.ru (5.15)

Расчет индекса структурных сдвигов по формуле (5.15):

Расчет индексов средней цены товара - student2.ru


Вывод. Средняя (по двум формам торговли) цена товара «А» в отчетном периоде по сравнению с базисным выросла на 0,3% в результате структурных сдвигов в объемах продажи.

4.5. Индексы цен переменного, постоянного состава, индекс структурных сдвигов образуют систему взаимосвязанных индексов:

Расчет индексов средней цены товара - student2.ru (5.16)

т.е. индекс переменного состава равен произведению индекса фиксированного состава и индекса структурных сдвигов (мультипликативная связь).

Разложение относительного изменения средней цены товара по факторам:

Расчет индексов средней цены товара - student2.ru

Вывод.При отсутствии структурного перераспределения в объеме продажи средняя цена товара по двум формам торговли возросла бы в 1,711 раза (или на 71,1%). Изменения в структуре объема продаж вызвали рост средней цены в 1,003 раза (или на 0,3%). Одновременное воздействие двух факторов (рост цен и структурные сдвиги в объемах продажи) привело к возрастанию средней цены товара в 1,716 раза (или на 71,6%)

Наши рекомендации