Налоговое регулирование
Особая роль в государственном регулировании принадлежит налоговой политике.
Налоги являются одним из важнейших видов государственных доходов, которые получает государство на основании своих властных полномочий. Налог — это обязательный платеж, который взимается в бюджет с юридических лиц и граждан.
Различают две основные группы налогов:
1. Прямого действия. Это налоги на процессы производства и обращения продукции - капитал, труд и землю.
Примеры - налог на прибыль, зарплату и другие трудовые доходы, на имущество, дарение и наследование, земельный налог и т.д. Налогоплательщик ощущает прямой налог непосредственным образом как недополучение дохода (изъятие его части).
2. Косвенного действия. Предметом налогообложения являются товары и услуги.
Косвенные налоги проявляются при распределении и потреблении, они распространяют свое действие на потребителя и представляют налоги на его расходы. Примеры - акцизы на товары и услуги, НДС, налог на продажу, таможенные тарифы, пошлины и сборы при оказании услуг.
Основные функции налогов:
1. фискальная (заключается в получении и аккумулировании налоговых платежей и формирование на их основе доходной части бюджета для финансирования государственных затрат)
2. социальная (ее сущность - в поддерживании социального равновесия через сокращение большого расхождения реальных доходов отдельных социальных групп населения)
3. регулирующая (ее сущность в том, что посредством налоговых рычагов происходит стимулирование (дестимулирование) определенных форм экономической деятельности, производства и потребления, отраслей и регионов).
Налоговая система - совокупность взимаемых государством в данной стране налогов, правила налогообложения и органы, реализующие налоговые функции.
В систему налоговых органов входят органы сбора налогов в лице налоговой инспекции и надзора за внесением налогов в лице налоговой полиции.
Налоговая система основывается на следующих принципах:
1. Обязательность уплаты налогов – разработка норм обязательных платежей (налогов) определенных по достоверным данным об объекте налогообложения и установление ответственности об уклонения от их оплаты.
2. Равенство субъектов налогообложения – это недопущение любых проявлений налоговой дискриминации. Обеспечивается единым подходом к субъектам хозяйствования при определении их налоговых обязательств.
3. Социальная справедливость – обеспечение социальной поддержки малообеспеченных слоев населения путем внедрения экономически обоснованного налогообложения. Это установление необлагаемого минимума, применение дифференцированного налогообложения доходов граждан (предприятий) с различным уровнем доходов и т.д.
4. Стабильность – обеспечение неизменности налогов и обязательных платежей в течении бюджетного года.
5. Научная обоснованность – установление новых или изменение размера действующих налогов должны научно обосновываться и проходить практическую апробацию.
6. Равномерность уплаты налогов – определяется установлением сроков оплаты налоговых обязательств, исходя из необходимости обеспечения поступления средств в бюджет.
7. Доступность – обеспечение открытости информации о видах налогов, суммах и формах.
8. Стимулирование – при определении видов и размеров обязательным условием является степень их влияния на социально-экономическое развитие.
Система налогообложения — это нормативно определенные органами законодательной власти налогоплательщики, их права и обязанности, объекты налогообложения, виды налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты, взносы в государственные целевые фонды, а также порядок взыскания установленных налоговых платежей, сборов и взносов.
Также инструментами налогового регулирования являются налоговые льготы, которые закреплены в нормативных актах как исключения из общей схемы вычисления конкретного вида налога, и касаются объекта, ставки или других составных налогообложения.
По типам взимаемых ставок налоги относят к трем группам:
1. Прогрессивный налогозначает, что с высоких доходов берется больший процент, чем с низких (то есть ставка налога повышается при возрастании дохода).
2. Пропорциональный налог - взимается одна и та же ставка налога, независимо от величины дохода.
3. Регрессивное налогообложение - процент изъятия дохода налогами уменьшается при возрастании дохода. Вводится для того, чтобы стимулировать рост прибыли. Одновременно при регрессивных налогах неравенство в доходах после налогообложения возрастает. Так, налог на продажи (как и все косвенные налоги, взимаемые в ценах товаров, он относится к регрессивным) большим бременем ложится на лица о низкими доходами, чем на тех, кто получает высокие доходы.
В случае действия прогрессивной шкалы налогообложения увеличение доходов ведет к росту части налоговых выплат, что является своего рода «встроенным» стабилизатором, «охлаждающим» экономику. Снижение налоговых ставок и увеличение государственных затрат используется как рычаг активизации экономической динамики, в тот час как повышение налоговых ставок и уменьшение затрат является одним и способов предупреждения «перегрева» экономики.
В случае завышения ставок возникает целый ряд негативных последствий, важнейшими из которых выступают:
o подрыв основ нормального воспроизводства и НТП,
o деформирование и торможение процесса производства,
o снижение трудовой активности,
o рост "теневой" экономики,
o массовая практика уклонения от налогов,
o сокращение поступлений в госбюджет.
Основными задачами налоговой реформы являются:
- снижение и выравнивание налогового бремени,
- усиление налогового контроля за затратами производства,
- минимизация затрат исполнения и администрирования налогового законодательства,
- снижение ставок налогов.
Система налогообложения должна быть максимально упрощена. Необходимо существенно повысить налогообложение непродуктивных видов деятельности: бизнес развлечений, некоторых видов посредничества и т.д.