Функция полезности домохозяйства описывается формулой

и(С,,С2) = С*'* х С2"3,

Где Cj — потребление в текущем году;

С2 — потребление в будущем году.

Доход домохозяйства в текущем и будущем году составит 20 тыс.

долл. Ставка процента — 10%. Будет ли домохозяйство в текущем

году сберегать или пользоваться кредитами и в каком объеме?

Quot;Повышение ставки процента на депозиты вдвое не привело

к ощутимому росту сбережений домохозяйств". Возможно ли

Такое, и если да, то почему7

Глава 11. Общее равновесие

И экономическая эффективность

В предыдущих темах мы изучали различные аспекты рыночной

экономики: поведение потребителя и деятельность фирмы, рынки

Потребительских товаров и рынки факторов производства.

При этом в центре внимания было частичное равновесие {partial

Equilibrium) — равновесие, складывающееся на отдельном рынке.

Однако в реальной действительности рынки взаимосвязаны, цены

Одних экономических благ влияют на цены других. Рынок, как и

Человеческий язык, возникает в процессе взаимодействия (общения).

Поэтому отдельный товар, вырванный из этого контекста взаимосвязи,

не может быть "истинным товаром", соответствующим

Своей товарной природе.

Предметом исследования данной темы является общее равновесие

(general equilibrium) — равновесие, возникающее в результате

Взаимодействия всех рынков, когда изменение спроса или

Предложения на одном рынке влияет на равновесные цены и объемы

Продаж на всех рынках. Поэтому задача данной темы — анализ

Рыночной экономики как целого, исследование взаимодействия

И взаимозависимости ее частей. При этом решаются три основных

вопроса:

Способствует ли рыночный механизм достижению общего

равновесия и каким образом?

Является ли эффективное равновесие единственным или

возникает ряд вариантов цен, которые отвечают этому требованию?

3. Будет ли это эффективное общее равновесие устойчивым?

Анализ общего равновесия

--.,. Достижение общего равновесия — результат

Общее равновесие „ ^ г J

^ г воздействия изменения на одном рынке на все

Другие рынки, в том числе и на тот рынок, с которого началось

движение. В этом взаимодействии на передний план выходят взаимозависимость

(взаимодополняемость и взаимозаменяемость) различных

Товаров. Поэтому простейший анализ должен включать как

минимум четыре этапа' 1) первичное изменение, 2) рынки взаимоза-

Меняющих товаров, 3) рынки взаимодополняющих товаров, 4) эффект

Обратной связи.

Рассмотрим условный пример с ростом цен на автомобили.

Допустим, что цена на автомобиль поднялась с 7000 до 10 000 долл.

Это вызовет снижение продаж с 20 млн до 15 млн. автомобилей в год

(рис. 11—1а). Падение спроса на автомобили отразится на спросе на

Бензин. Он сократится с 12 млн. до 10 млн. л в день Это приведет к

падению цены бензина с 50 до 40 центов за литр (рис. 11—16)

Глава 11. Общее равновесие и экономическая эффективность

Цена автомобиля,

Долл. за шт.

А)

.уЧ ч/\\ -A[--V /^UKi^ * ^ ^ i • i

! > I i i J

i ' !

^ s

Цена бензина,

Долл. за литр б)

Млн автомобилей

В год

Цена мотоцикла,

Долл. за шт

Млн. литров

В день

В) биля,

U

Долл.

л^ \?

Г)

/ S

\ ч D'

Млн. мотоциклов

В год о 100 120 млн. услуг

В год

Рис. 11—1. Взаимосвязь рынков в экономике: эффект обратной связи

Рост цен на автомобили заставит многих отказаться от покупки

Нового автомобиля и обратить свои взоры на товары-заменители.

Не исключено, что высокая цена на автомобиль расширит спрос

На мотоциклы и заставит дольше эксплуатировать старые машины.

Допустим, спрос на мотоциклы возрастет с 50 млн. до 60 млн. мотоциклов

в год (рис. 11—1в). Это поднимет цену мотоцикла в среднем

С 1000 до 1100 долл.

Более длительное использование старых автомобилей приведет

К росту цены услуг по ремонту вследствие увеличения спроса

На такие услуги. Их число возрастет со 100 млн. до 120 млн. в год, а

цена на них в среднем поднимется с 400 до 500 долл. (рис. 11—1г).

В результате более широкого использования старых автомобилей

И расширения спроса на мотоциклы спрос на новые автомобили

Наши рекомендации