Денежно-кредитные средства государственного регулирования
6.1.1. Роль денежно-кредитных средств в национальной экономике
В условиях становления рыночных отношений денежно-кредитная политика является одной из важнейших средств косвенного воздействия государства на национальную экономику. Денежно-кредитные механизмы являются наиболее известными инструментами в государственном регулировании и в системе индикативного планирования социально-экономического развития стран с рыночной экономики.
Денежно-кредитная политика государства основывается на концепциях западных ученых-экономистов о роли денег в экономике и их влиянии на основные макроэкономические параметры, такие как национальный доход, экономический рост, накопление, занятость, безработица, цены, инвестиции и др.
Государственное регулирование рыночной экономики и индикативное планирование с использованием денежно-кредитных механизмов, практически не осуществлялось до Мирового экономического кризиса. Экономический кризис 1929 – 1933 гг. поставил под сомнение основные положения классической (неоклассической) теории, обосновавшей эффективную саморегулирующуюся рыночную экономику, отрицавшей возможность длительных кризисов, вынужденной безработицы, а также широкомасштабного государственного вмешательства в экономические процессы.
В условиях переходной экономики и деформированного социально-экономического развития, в которой находятся ныне многие бывшие социалистические страны, в том числе и Абхазия, особое значение приобретают творческое использование основных идей и способов разрешения кризисных явлений в экономике, предложенных Дж. Кейнсом и его последователями, их адаптация к специфическим условиям, в которых находится каждая отдельно взятая страна.
Исследовав всевозможные способы воздействия денежно-кредитной политики на экономический рост и в целом на состояние национальной экономики, Кейнс сделал вывод о том, что в условиях кризисного состояния экономики, методы монетаристского подхода к регулированию и стимулированию экономики не пригодны, и считал, что более эффективными способами стабилизации экономики являются изменения в налоговой системе и структуре государственных расходов, тем самым отдав предпочтение, бюджетно-налоговой политике, что позволило его ранним последователям провозгласить тезис: «деньги не имеют значения», возводя в абсолют фискальную политику. При этом поздние последователи Кейнса не отвергали денежно-кредитную политику, но они отводили ей роль приспосабливающейся к бюджетно-налоговому регулированию, отдавая тем самым предпочтение смешанной фискально-монетарной политике государства. Неокейнсианцы считали, что фискальная политика государства должна быть относительно жесткой, а монетарная – более мягкой, и что денежно-кредитная политика необходима, для удержания процентной ставки на низком уровне и стимулирования инвестиций. Это может осуществляться путем прироста предложения денег, который будет противодействовать росту процентной ставки, тем самым не допуская вытеснения частных инвестиций и снижая эффект их «выталкивания» по мере увеличения государственных расходов.
В начале 70-х годов ХХ века монетаристы во главе с М. Фридманом разработали новую количественную теорию денег, в которой они расходятся с кейнсианцами не только в вопросах роли денег в экономике, но и в оценке функционирования рыночной экономики в целом. Они считали, что рыночная экономика – довольно устойчивая система и сама способна без вмешательства государства восстанавливать экономическое равновесие. Отметим, что преимущественное практическое применение в социально-экономическом развитии западных стран, монетаристские рецепты имели до середины 80-х годов и давали определенный эффект, в особенности в борьбе с инфляцией. Однако стабилизация инфляционных процессов и переход к новому качеству экономического роста к концу 80-х – началу 90-х годов значительно снизили актуальность применения монетаристских рецептов денежно-кредитной политики. В современных условиях денежная теория все более приобретает смешанные синтетические формы моделей, включающих элементы кейнсианства, монетаризма, неоклассической «экономики предложения» и др.
Денежно-кредитная политика в странах с переходной экономикой, прежде всего, нацелена на антиинфляционное развитие, что подтверждается тем, что практически во всех программах стабилизации в качестве первостепенной задачи выдвигается борьба с высокой инфляцией или гиперинфляцией и ее снижение до умеренного, для данной конкретной страны, уровня.
6.1.2. Факторы, влияющие на формирование денежно-кредитной политики государства в условиях Абхазии
Формирование денежно-кредитной политики в условиях Республики Абхазия сопряжено с определенными трудностями, связанными, во-первых, со спецификой переходного периода от командно-административной экономической системы к экономике смешанного типа, во-вторых, конкретными, специфическими социально-экономическими и политическими условиями, и, в-третьих, с многочисленными проблемами послевоенного восстановления и развития.
Первая группа факторов, влияющих на формирование денежно-кредитной политики – показатель общих особенностей экономической политики государства, имеющее место на переходном этапе, а именно, свидетельствует о том, что новая экономическая система далеко еще не сформирована, страна находится только на начальном этапе ее формирования, складывается смешанная экономика, состоящая из разнообразных форм собственности. В этих условиях государство не может активно использовать рыночные инструменты денежно-кредитной политики, т.к. на них адекватно не будут реагировать участники воспроизводственного процесса в национальной экономике. И объясняется это, в первую очередь, тем, что рыночная инфраструктура и соответствующие рыночные механизмы хозяйствования только еще формируются, в связи с чем, в период их становления денежно-кредитная политика государства еще более усложняется. Регулирование денежной массы, процентных ставок, влияющих на уровень инвестиций, доходы, занятость не может ограничиваться только чисто экономическими методами государственного воздействия.
Вторая группа факторов, которые непосредственно влияют на формирование денежно-кредитной политики государства, связана с существующими исходными социально-экономическими и политическими условиями, в которых осуществляется переход к новой социально-экономической системе. Эти условия характеризуются разрывом прежних хозяйственных связей, в том числе, и в финансово-кредитной системе, формированием новой системы международного разделения труда, спадом производства в реальном секторе экономики, высоким уровнем безработицы, периодическим ростом инфляционных процессов, нехваткой инвестиционных ресурсов, становлением новых политико-экономических взаимоотношений и др.
Третья группа – внешние факторы, характерные исключительно для Абхазии и других, так называемых «непризнанных государств», переживших разрушительные войны и пытающихся в условиях определенной изоляции от внешнего мира строит собственные государства и соответствующие ему государственные институты, в том числе, финансовую и банковскую систему.
Важнейшее значение для эффективного осуществления денежно-кредитной политики имеет создание и развитие современной банковской системы, необходимого института рыночной экономики.
6.1.3. Инструменты денежно-кредитной политики в Республике Абхазия
Современная банковская система Республики Абхазия начала складываться с середины 90-х годов и включает в себя Национальный банк, Сберегательный банк и 16 коммерческих банков, деятельность которых регулируются законами Республики Абхазия «О Национальном банке Республики Абхазия (Банке Абхазии)», «О банках и банковской деятельности» и другими законами и нормативными актами Республики Абхазия.
Согласно Закону «О Национальном банке Республики Абхазия» основными целями деятельности Банка Абхазии являются защита и обеспечение устойчивости денежного обращения в Республике Абхазия; развитие и укрепление банковской системы Республики Абхазия; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов [51][см. 47, 11].
Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка Абхазии являются процентные ставки по операциям Банка Абхазии; нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке Абхазии (резервные требования); операции на открытом рынке; система кредитования (рефинансирования) коммерческих банков; валютное регулирование; установление ориентиров роста денежной массы; прямые количественные ограничения.
Банк Абхазии регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики. При этом Банк Абхазии может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки, представляющей собой минимальную ставку, по которым Банк осуществляет свои операции. Общая сумма кредитов, выданных коммерческими банками Республики Абхазия в 2004 году, составила 202,4 млн. руб., или на 60,0 млн. руб. больше, чем в 2003 году, темп роста составил 142,2%, что свидетельствует об увеличении роли банковского кредита в хозяйственной деятельности всех секторов экономики. Отметим, что за 2004 год в кредитных отношениях коммерческих банков по сравнению с 2003 годом произошли существенные изменения. Так, значительно, на 5,0 млн. руб., или на 35,7%, увеличились выдачи кредитов государственным предприятиям, в два раза увеличились выдачи кредита юридическим лицам негосударственного сектора экономики, и в среднем сумма предоставленного кредита на одного хозяйствующего субъекта возросла также в два раза.
6.1.4. Основные принципы денежно-кредитного регулирования в Республике Абхазия
Коммерческие банки республики в своей деятельности руководствуются Положением «О порядке предоставления кредитов (рефинансирование) коммерческим банкам» [см. 48], разработанным Банком Абхазии в соответствии с банковским законодательством, которое включает следующие основные принципы.
1. Одним из основных экономических методов регулирования объема денежных средств в обращении на территории Абхазии является учетная ставка Банка Абхазии (размер взимаемого процента), по которой предоставляются кредиты коммерческим банкам и объемы предоставляемых кредитов.
2. Основным источником кредитных ресурсов для предоставления кредитов коммерческим банкам является Фонд обязательных резервов коммерческих банков в Банке Абхазии, средства на корреспондентских счетах коммерческих банков и на счетах клиентов (кроме средств бюджета и государственных внебюджетных фондов), фонды и нераспределенная прибыль Банка Абхазии.
3. Банк Абхазии предоставляет кредиты коммерческим банкам в рублях и иностранной валюте по учетной ставке, определяемой Правлением Национального банка, которые могут пересматриваться в зависимости от уровня инфляции и необходимости регулирования объема денежных средств, находящихся в обращении на территории республики.
4. Банком Абхазии кредиты коммерческим банкам предоставляются как для расширения кредитных вложений в приоритетные отрасли развития экономики регионов, так и для обеспечения безотлагательных платежей по корреспондентскому счету.
5. Для получения кредитных ресурсов на цели кредитования приоритетных отраслей экономики региона коммерческий банк обязан представить в Национальный банк экономическое обоснование испрашиваемой суммы, цели его использования и сроки возврата кредита.
6. Обеспечением для кредитов Банка Абхазии могут выступать: золото и другие драгоценные металлы в различной форме; иностранная валюта; векселя со сроками погашения до шести месяцев; государственные ценные бумаги.
6.1.5. Обязательные нормативы – инструменты денежно-кредитного регулирования
В настоящее время в целях обеспечения условий для устойчивого функционирования кредитных организаций Банком Абхазии устанавливаются нижеприводимые обязательные нормативы, размер которых меняется в зависимости от проводимой в стране финансово-экономической политики и достигнутого уровня социально-экономического развития.
1. Минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых банков, который с 1 января 2001 года составляет 4,0 млн. руб.
2. Минимальный размер собственных средств для действующих банков, определяемый как сумма уставного капитала, фондов кредитной организации и нераспределенной прибыли, который с 1 октября 2000 года составляет 1,0 млн. руб.
3. Предельный размер неденежной части уставного капитала – не более 30%.
4. Норматив достаточности капитала, рассчитываемый как отношение собственных средств банка к суммарному объему активов, взвешенных с учетом риска контрагентов:
Н1= (К: Ар) х100%, где
Ар – активы банка, взвешенные с учетом риска.
Минимально допустимое значение норматива Н1 устанавливается в размере 8%.
5. Нормативы ликвидности банка. Под ликвидностью понимается способность банка обеспечивать своевременное выполнение своих обязательств. В целях контроля над состоянием ликвидности банка устанавливаются следующие нормативы ликвидности: текущая, мгновенная и долгосрочная, которые определяются как:
а) соотношение между активами и пассивами с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов и других факторов;
б) соотношение ликвидных активов (наличные денежные средства, счета до востребования, краткосрочные ценные бумаги, другие легко реализуемые активы) и суммарных активов.
5.1. Норматив текущей ликвидности (Н2) представляет собой отношение суммы ликвидных активов банка к сумме обязательств банка по счетам до востребования и на срок до 30 дней:
Н2 = (ЛАт : ОВт) х 100%, где
ЛАт – ликвидные активы банка по счетам + кредиты, выданные банком, со сроком погашения в течение ближайших 30 дней, а также другие платежи в пользу банка, подлежащие перечислению в эти сроки;
ОВт – обязательства до востребования и на срок до 30 дней + вклады и депозиты с истекшим сроком до одного месяца + кредиты, полученные от других банков, со сроком погашения в течение ближайших 30 дней + 50% гарантий и поручительств, выданных банком со сроком исполнения обязательства в течение ближайших 30 дней.
Минимально допустимое значение норматива Н2 с 1 июля 2001 года устанавливается в размере 70%.
5.2. Норматив мгновенной ликвидности (Н3) представляет собой отношение суммы высоколиквидных активов банка к сумме обязательств банка по счетам до востребования:
Н3 = (ЛАм : ОВм) х 100%, где
ЛАм – высоколиквидные активы;
ОВм – обязательства до востребования + вклады до востребования.
Минимально допустимое значение норматива Н3 с 1 июля 2000 года устанавливается в размере 20%.
5.3. Норматив долгосрочной ликвидности (Н4) представляет собой отношение выданных банком кредитов со сроком погашения свыше года к капиталу банка, а также обязательствам банка по депозитным счетам, полученным кредитам и другим долгосрочным обязательствам на срок свыше года и рассчитывается по формуле:
Н4 = [(Крд : (К + ОД)] х 100%, где
Крд – кредиты, выданные банком со сроком погашения свыше года, а также 50% гарантий и поручительств, выданных банком сроком действия свыше года;
ОД – обязательства банка по депозитным счетам, кредитам, полученным банком, и обращающиеся на рынке долгосрочные обязательства со сроком погашения свыше года.
Максимально допустимое значение норматива Н4 устанавливается в размере 120%.
5.4. Соотношение ликвидных активов и суммарных активов банка (Н5):
Н5 = (ЛАт : А) х 100%, где
А – общая сумма всех активов по балансу за минусом дебетовых остатков балансовых счетов;
Минимально допустимое значение норматива Н5 устанавливается в размере 20%.
6. Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6) устанавливается в процентах от собственных средств (капитала) банка:
Н6 = (Крз : К) х 100%, где
Крз – совокупная сумма требований банка к заемщику или группе взаимосвязанных заемщиков по кредитам, не взысканных по банковским гарантиям, а также забалансовых требований (гарантий, поручительств) банка в отношении данного заемщика (заемщиков), предусматривающих исполнение в денежной форме,
Максимально допустимое значение норматива Н6 с 1 января 2001 года установлено в размере 25%.
7. Максимальный размер крупных кредитных рисков (Н7) устанавливается как процентное соотношение совокупной величины крупных кредитных рисков и собственных средств (капитала) банка и рассчитывается по формуле:
Н7 = (SКркр : К) х 100%, где
SКркр – совокупная величина крупных кредитов, выданных банком.
Максимальный размер крупных кредитных рисков не может превышать 50% собственных средств банка. Однако превышение указанного норматива допускается в случае выдачи кредитов за счет кредитных ресурсов Национального банка Абхазии, предоставленных целевым назначением, что неоднократно имело место в республики.
8. Максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика) (Н8) устанавливается как процентное соотношение величины вклада или полученного кредита, полученных гарантий и поручительств данного банка, остатков счетов по счетам одного или связанных между собой кредиторов (вкладчиков) и собственных средств банка:
Н8 = (Овкл : К) х 100%, где
Овкл – совокупная сумма обязательств банка по вкладам, полученным кредитам, гарантиям и поручительствам (50%) и остаткам по расчетным текущим счетам одного или взаимосвязанных кредиторов (вкладчиков). При этом остатки по бюджетным счетам в расчет не принимаются.
Максимально допустимое значение норматива Н8 с 1 января 2001 года установлено 30%.
9. Максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам) (Н9, Н10).
9.1. Максимальный размер риска на одного заемщика – акционера (пайщика) банка:
Н9 = (Кра : К) х 100%, где
Кра – совокупная сумма требований банка, взвешенная с учетом риска, в отношении одного акционера (пайщика) (юридического лица) банка и забалансовые требования (50% гарантий и поручительств) банка в отношении данного заемщика.
Максимально допустимое значение норматива Н9 устанавливается в размере, не превышающем 20%.
9.2. Максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим инсайдерам: физические лица, акционеры (пайщики), имеющие более 5% акций (паев), председатели банка, их заместители, члены банковского Совета, члены кредитного Совета и другие лица, которые могут повлиять на решение о выдаче кредита.
Н10 = (Кри : К) х 100%, где
Кри – совокупная сумма требований (в том числе забалансовых требований – 50% гарантий и поручительств) кредитной организации в отношении инсайдера банка.
Максимально допустимое значение норматива Н10 на одного инсайдера устанавливается в размере 2% от суммы собственных средств.
10. Максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения (Н11) устанавливается как процентное соотношение общей суммы денежных вкладов (депозитов) граждан и величины собственных средств банка:
Н11 = (Вкл.нас. : К) х 100%, где
Вкл.нас. – совокупная сумма вкладов населения.
Максимальное допустимое значение норматива Н11 устанавливается в размере 100%.
11. Норматив использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц (Н12) устанавливается в форме процентного соотношения размеров инвестируемых и собственных средств банка:
Н12 = (Кин. : К) х 100%, где
Кин. – собственные средства банка, инвестируемая на приобретение долей (акций) других юридических лиц.
Максимально допустимое значение Н12 устанавливается в размере 25%. При этом банки, не сформировавшие уставной капитал в объявленных суммах, не могут приобретать доли (акций) других юридических лиц.
Используя вышеприведенные формулы, можно просчитать фактический уровень обязательных экономических нормативов коммерческих банков Республики Абхазия.
6.1.6. Регулирование налично-денежного обращения в республике
Основным нормативно-правовым документом, регламентирующим налично-денежное обращение в республике, является Указ Президента страны «О мерах по упорядочению денежного обращения в Республике Абхазия» от 30 мая 2002 года. Указ обязывает предприятия, организации и учреждения независимо от их организационно-правовой формы хранить свои денежные средства в банках Республики Абхазия, производить расчеты по своим обязательствам с другими юридическими лицами исключительно через банки Абхазии и сдавать в банки всю денежную наличность сверх установленных ежеквартально, обслуживающими банками лимитов остатка кассы юридического лица. Ограничивающими деятельность хозяйствующих субъектов являются следующие положения Указа: а) в случае, когда хозяйствующие субъекты вывозят денежные средства из республики на приобретение сырья, обязаны в течение месяца с момента снятия денег на эти цели завести на эту сумму материальные ценности или вернуть денежные средства в Абхазию; б) запрещается предприятиям открывать счета в зарубежных банках без специального разрешения Национального банка и Министерства по налогам и сборов. По нашему мнению, если пункт «а» ограничения не вызывает возражения ибо направлен на обеспечение республики наличными деньгами и их учету и контролю, то пункт «б» не вписывается в рамки принципов рыночной экономики. Напротив, в условиях глобализации мирохозяйственных связей, национальным хозяйствующим субъектам необходимо предоставлять свободу действий и в этой сфере, а осуществление контроля и учета их деятельности за границей – это дело соответствующих фискальных органов республики, их возможности по налаживания сотрудничества с аналогичными службами в других странах. Сегодня органы государственной власти и управления республики должны быть заинтересованы в максимальных контактах отечественных хозяйствующих субъектов с зарубежными партнерами, в использовании в общегосударственных нуждах денежные и другие средства «теневого капитала». Вряд ли подобными запретительными или разрешительными мерами, возможна легализация теневого бизнеса. Здесь также государству необходимо применение привлекательных мер. Когда хозяйствующему лицу, решившему заняться предпринимательством за границей, станет выгодно сотрудничать с программой государства, что реально произойдет в том случае, когда последний экономически заинтересует теневой капитал предоставлением ему различного рода услуг, относящихся внешнеэкономической деятельности, как например, информационные, защита интересов национальных предпринимателей на мировых рынках, оказание содействия в случае их дискриминации со стороны иностранных государств и т.п.
Состояние движения и наличия денежных средств, на наш взгляд, должно находится под наблюдением Национального банка, ибо от этого зависит бесперебойное функционирование национальной экономики и всех ее звеньев. Кроме того, оперативный контроль дает возможность незамедлительно реагировать на состояние денежной обеспеченности и осуществлять соответствующее регулирование кассовых ресурсов. При этом мы должны учитывать, что Республика Абхазия не имеет национальной денежной единицы и в этом плане выполнение данной функций всегда будет малоэффективной. Но, по нашему убеждению, использование российского рубля в качестве основной денежной единицы на территории Республики Абхазия вполне оправдано и отвечает ее стратегическим интересам, т.к. единая денежная единица является одним из существенных предпосылок формирования единого экономического пространства. Как отмечалось выше, основной вектор развития национальной экономики Абхазии направлен на ее интеграцию в российскую экономику, что может способствовать ускоренному восстановлению разрушенного войной хозяйства и обеспечению эффективного развития. Динамика поступления и расходования наличных денежных средств через кассы банков Республики Абхазия за 2000-2006 гг. отображена в таблице 7.
Таблица 7. Динамика поступления и расходования наличных денег в Республике Абхазия за 2000-2006 гг. млн. руб.*
Г о д ы | |||||||
Т.р.,% | |||||||
Поступл. денег Расход. денег Остаток денег | 884,6 860,2 24,4 | 1209,9 1184,4 25,5 | 1437,7 1396,7 41,0 | 1875,1 2010,1 -135,0 | 3187,8 3147,8 40,0 | 4624,9 4715,3 -90,4 | 145,1 149,8 - |
* Подсчитано из: Абхазия в цифрах. Стат. сборник. Сухум, 2007.
Из таблицы видно, что за исключением 2004 и 2006 годов поступления наличных денег постоянно превышали их расходование, что свидетельствует об обеспечении наличными деньгами потребностей населения, хозяйствующих субъектов и государства.
Значительные суммы через кассы банковской системы проходят и в долларах США. В частности за 2005 год оборот по их приходу составил 38,8 млн. долл. США и по сравнению с 2004 годом увеличился на 15,2%. В рублевом эквиваленте, при среднем курсе доллара США за 2005 год 28 руб. 41коп., поступления составили 1102,0 млн. руб., или 34,6% от суммы поступлений в рублях Российской Федерации.
6.1.7. Стратегия развития банковского сектора национальной экономики
К настоящему времени в Республике Абхазия уже сформировалась новая банковская система, основанная на рыночных принципах хозяйствования. В послевоенные годы, вплоть до 2000 года, в республике происходил рост банков, однако в последнее время количество банковских учреждений сократилось в связи с невозможностью выполнять ими своих обязательств перед клиентами. В результате из 17 коммерческих банков, три были объявлены арбитражным судом банкротами, а другой – региональный «Ткуарчал-банк» - стал филиалом более надежного «Гарант-банка».
Основными кредитными ресурсами коммерческих банков должны стать средства на расчетных счетах и вклады граждан. Однако, подобные источники кредитных ресурсов имеются не у многих банков Абхазии, да и к тому же и население пока не очень доверчиво относится к коммерческим банкам, после нескольких случаев их банкротства и невозможности своевременного возврата ими средств, причитающихся клиентам банка. Кроме того, отрицательное влияние на формирование кредитных ресурсов в банковской системе оказывает отвлечение средств хозяйствующими субъектами в дебиторскую задолженность, сумма которой в 2005 году составила 492,7 млн. руб., что больше показателя 2004 г. в 1,9 раза, т.е. отвлеченная из хозяйственного оборота сумма уже достигла угрожающих размеров около 90,0% стоимости производимой за год промышленными предприятиями продукции.
Основополагающими документами для определения денежно-кредитной политики в Республике Абхазия, должны быть, Годовой индикативный план социально-экономического развития республики и Государственный бюджет. При этом выбор и параметры отдельных инструментов денежно-кредитной политики, должны устанавливаться с учетом достигнутого уровня социально-экономического развития страны и направлены на выполнение таких функций, как улучшение состояния государственного бюджета страны, его сбалансированности по доходам и расходам; повышение доходов населения путем регулирования оплаты труда в сфере малого предпринимательства, в реальном секторе экономики с учетом экономических возможностей предприятий, а также работникам бюджетной сферы; регулирование внешнеэкономической деятельности в целях сближения соотношения экспортных и импортных операций; повышение эффективности национальной экономики и всех ее составляющих секторов и др.
Установление нормативов обязательных резервов является вынужденной мерой в условиях нестабильного социально-экономического развития страны, но вполне оправданной, в особенности в случае с Абхазией, где пока еще существует масса неразрешенных проблем внешнего и внутреннего характера. Данная мера направлена, прежде всего, на защиту законных интересов кредиторов банка на случай банкротства банков, ибо в этом случае резервируемые средства в первую очередь должны направляться на оплату обязательств банков перед кредиторами. Кроме того, резервированием денежных средств должна регулироваться и кредитная эмиссия в целях уменьшения рисков, связанных с обеспечением клиентов банков в наличных деньгах.
Банковская политика в области установления процентной ставки в целях стимулирования развития национальной экономики, на наш взгляд, должна быть дифференцированной по отношению к различным секторам экономики. Уровень процентных ставок в условиях отсталой экономики Абхазии должен обеспечивать снижение стоимости кредитов, направляемых в реальный сектор экономики, который сегодня больше всего нуждается в поддержке со стороны и финансовых институтов и государства. Но при этом в условиях переходной экономики и функционирования коммерческих банков на условиях полной хозяйственной самостоятельности, государство не может воздействовать на них административными методами. Здесь приемлем только один вариант, а именно учет экономических интересов коммерческих банков путем применения метода «последовательного приближения интересов» государства и банков. В этом случае государство через Национальный банк может выделить централизованные кредитные ресурсы коммерческим банкам с адресной целью финансирования реального сектора национальной экономики, для чего следует установить определенный размер процентной ставки в пользу коммерческого банка.
Основными причинами, препятствующими в настоящее время расширению потока банковского кредита в реальный сектор экономики в Республике Абхазия, по нашему мнению, являются низкая доходность производственного сектора национальной экономики; завышенные процентные ставки коммерческих банков; чрезмерная спекулятивность рынка и желание банков совершать быстрый оборот денежных средств путем предоставления краткосрочных кредитов торгово-посреднической деятельности; высокий риск инвестирования в реальную экономику и др.
В условиях Абхазии денежно-кредитные механизмы государственного воздействия на экономику можно эффективно использовать лишь в том случае, если государство через Национальный банк способно воздействовать на масштабы и характер негосударственных финансовых институтов, т.к. в возрождающейся рыночной экономике именно они являются основой всей денежно-кредитной системы. Целенаправленная кредитно-денежная политика государства в современных условиях должна сочетаться с эффективной государственной налогово-бюджетной политикой, направленной на достижение макроэкономической стабилизации, повышение уровня занятости и поддержание низких темпов инфляции. Подобное взвешенное сочетание денежно-кредитных механизмов с налогово-бюджетными мерами государственного регулирования, способно обеспечить наибольшую активность предпринимателей, инвесторов, субъектов внешнеэкономической деятельности и способствовать успешному становлению рыночных отношений в стране.