Графические решения матричных игр

Графический метод применим к тем играм, в которых хотя бы один игрок имеет две стратегий. .

Рассмотрим игру 2×п, представленную в табл. 4.6. Эта игра не имеет седловой точки. Согласно теореме 4.2 имеем

Графические решения матричных игр - student2.ru (4.14)

Таблица 4.6

  В1 В2 ... Вk Вn Вероятности использования чистых стратегий игрок.А
A1 Графические решения матричных игр - student2.ru Графические решения матричных игр - student2.ru Графические решения матричных игр - student2.ru Графические решения матричных игр - student2.ru p
A2            
Графические решения матричных игр - student2.ru Графические решения матричных игр - student2.ru Графические решения матричных игр - student2.ru Графические решения матричных игр - student2.ru 1-p
Вероятности использования чистых страте­гий игроком В q1 q2 qk qn  

Максимум функции

Графические решения матричных игр - student2.ru (4.15)

найдем, построив ее график. Для этого поступаем следующим обра­зом. Построим графики прямых

wk1k p + a2k(1-p)=(a1k-a2k)p + a2k (4.16)

для каждого к = 1, 2,..., п в системе координат pOw (рис.4.1). В соответствии с требованием (4.16) на каждой из построенных прямых определяются и отмечаются наименьшие значения. На рис. 4.2 эти значения выделены полужирной ломаной линией. Эта ломаная огибает снизу все семейство построенных прямых и называется нижней огибающей семейства.

В соответствии с (4.14) цену игры υ определяет верхняя точка построенной нижней огибающей. Координаты этой точки являются оптимальной стратегией игрока А:

Графические решения матричных игр - student2.ru .

Рис. 4.1 Рис. 4.2

Пример 4.3. Найти решение игры вида 2×п , приведенной в табл. 4.7.

Таблица 4.7

  В1 В2 B3 В4 B5 В6 Вероятности использования чистых стратегий игроком А
A1 -1 p
A2 -2 -1 1-p
Вероятности использования чистых страте­гий игроком В q1 q2 q3 q4 q5 q6  

Решение. Проведем анализ игры на наличие седловой точки. Нижняя цена игры равна -1, верхняя равна 1. Седловой точки нет. Решение надо искать в смешанных стратегиях.

Построим график нижней огибающей (4.15). Предварительно запишем уравнения прямых :

Графические решения матричных игр - student2.ru

Графики данных прямых, построенных в системе координат pOw, представлены на рис.4.3.

Рис. 4.3

Нижняя огибающая выделена на рис. 4.3 полужирной ломаной линией. Точка максимума нижней огибающей лежит на пересечении прямых w4 и w5. Решая уравнение p -6р + 5 , получим popt = Графические решения матричных игр - student2.ru . Цена игры, являющаяся математическим ожиданием выигрыша игрока А, равна Графические решения матричных игр - student2.ru

Таким образом, цена игры и оптимальная стратегия игрока А равны:

Графические решения матричных игр - student2.ru

Иногда решение матричной игры сводится только к поиску оп­тимальных смешанных стратегий игрока А. При этом стратегии противника могут не интересовать исследователя. Однако в целом ряде случаев необходимо знать оптимальные смешанные стратегии обоих игроков.

Пусть в наивысшей точке нижней огибающей пересекаются прямые wk и w Графические решения матричных игр - student2.ru (рис. 4.4), при этом прямая wk имеет положительный наклон, а прямая wi− отрицательный. Оптимальная смешанная стратегия игрока В получается, если положить

Графические решения матричных игр - student2.ru Графические решения матричных игр - student2.ru =q; Графические решения матричных игр - student2.ru =1-q; Графические решения матричных игр - student2.ru =0 при j Графические решения матричных игр - student2.ru k, l,

где q находят из уравнения

Графические решения матричных игр - student2.ru .

Таким образом, игрок В применяет стратегию Вк с вероятно стью qk = q , а стратегию Bt — с вероятностью ql = 1 - q .

Рис. 4.4

Пример 4.4. Для условий примера 4.3 определить смешанные стратегии игрока В.

Решение. В наивысшей точке нижней огибающей пересекаются прямые w4 и w5 (рис.4.3), при этом прямая w4 имеет положительный наклон, а прямая w5 — отрицательный. Составим уравнение:

q-(1-q)=0×q+5(1-q) или 7q=6.

Отсюда находим

Графические решения матричных игр - student2.ru .

Таким образом, цена игры и оптимальная стратегия игрока В равны

Графические решения матричных игр - student2.ru Графические решения матричных игр - student2.ru

Примет 4.5. Найти решение игры вида Графические решения матричных игр - student2.ru , приведенной в табл. 4.9.

Таблица 4.9

  В1 В2 Вероятности использования чистых стратегий игроком А
A1 -1 Графические решения матричных игр - student2.ru
A2 -1 Графические решения матричных игр - student2.ru
A3 Графические решения матричных игр - student2.ru
Вероятности использования чистых стратегий игроком В q 1-q  

Решение. Проведем анализ игры на наличие седловой точки. Нижняя цена игры равна 0, верхняя цена игры равна 3. Седловой точки нет. решение надо искать в смешанных стратегиях.

Построим график верхней огибающей . Предварительно запишем уравнения прямых:

Графические решения матричных игр - student2.ru

Графики этих прямых, построенных в системе координат Графические решения матричных игр - student2.ru , представлены на рис. 4.5.

Рис. 4.5

Верхняя огибающая выделена на рис. 4.5 полужирной ломаной линией. точка минимума верхней огибающей лежит на пересечении прямых Графические решения матричных игр - student2.ru и Графические решения матричных игр - student2.ru .

Решая уравнение Графические решения матричных игр - student2.ru , получим Графические решения матричных игр - student2.ru . Цена игры, являющаяся математическим ожиданием выигрыша игрока В, равна Графические решения матричных игр - student2.ru .

Найдем оптимальную стратегию игрока А. в самой нижней точке верхней огибающей пересекаются прямые Графические решения матричных игр - student2.ru и Графические решения матричных игр - student2.ru (рис. 4.5), при этом прямая Графические решения матричных игр - student2.ru имеет положительный наклон, а прямая Графические решения матричных игр - student2.ru - отрицательный. Составим уравнение:

Графические решения матричных игр - student2.ru

или

Графические решения матричных игр - student2.ru .

Отсюда находим

Графические решения матричных игр - student2.ru .

Таким образом, цена игры и оптимальные стратегии игроков А и В равны

Графические решения матричных игр - student2.ru .

Игры с природой.

Игра с природой - это парная матричная игра, в которой сознательный игрок А (статистик) выступает против участника, совершенно безразличного к результату игры, называемого природой.

Эти игры обладают некоторыми особенностями по сравнению с рассмотренными парными матричными играми. Например, при их решении достаточно найти оптимальное решение только для статистика А, так как природа в рекомендациях не нуждается, развиваясь в соответствии с определенными законами независимо от того, удобно это статистику или нет.

Пусть статистик использует стратегии А1, A2, ..., Аm , а природа обладает стратегиями П1, П2, ..., Пn. Если статистик имеет возможность оценить последствия применения каждой своей чистой стратегии Аi в зависимости от любой стратегии природы Пk, т.е. если ему известен численный результат aikдля каждой допустимой комбинации (AiПk),то игру можно задать платежной матрицей (табл. 4.10).

В последнем столбце табл. 4.10 приведены минимально возможные выигрыши статистика αi при стратегии Ai, а в последней строке - максимально возможный выигрыш статистика βk при состоянии Пк.

Таблица 4.10

  П1 П2 ... Пn αi
A1 a11 a12 ... a1n α1
A2 a21 a22 ... a2n α2
... ... ... ... ... ...
Am am1 am2 ... amn αm
βk β1 β2 ... βn  

Помимо матрицы платежей (aik), приведённой в табл.4.10, для анализа игры с природой используется также матрица рисков статистика.

Риском статистика rik называют разность между максимальным выигрышем Графические решения матричных игр - student2.ru , который он мог бы получить, достоверно зная, что природа реализует состояние Пк, и тем выигрышем aik, который он получит, используя стратегию Ai, не зная, какое состояние Пк природа реализует:

Графические решения матричных игр - student2.ru (4.21)

Для анализа игры с природой часто используются средние значения рисков Графические решения матричных игр - student2.ru и средние значения выигрыша Графические решения матричных игр - student2.ru , которые вычисляются по формулам:

Графические решения матричных игр - student2.ru , где i=1,2, ... , m (4.22)

Графические решения матричных игр - student2.ru , где i=1,2, ... , m (4.23)

В этих формулах введена вероятность qk наступления события Пк. Таким образом, матрица рисков статистика имеет вид табл. 4.11.

Таблица 4.11

  П1 П2 ... Пn Графические решения матричных игр - student2.ru
A1 r11 r12 ... r1n Графические решения матричных игр - student2.ru
A2 r21 r22 ... r2n Графические решения матричных игр - student2.ru
... ... ... ... ... ...
Am rm1 rm2 ... rmn Графические решения матричных игр - student2.ru
qk q1 q2 ... qn  

С учетом (4.23) табл. 4.10 можно записывать также в виде табл. 4.12.

Таблица 4.12

  П1 П2 ... Пn Графические решения матричных игр - student2.ru
A1 a11 a12 ... a1n Графические решения матричных игр - student2.ru
A2 a21 a22 ... a2n Графические решения матричных игр - student2.ru
... ... ... ... ... ...
Am am1 am2 ... amn Графические решения матричных игр - student2.ru
qk q1 q2 ... qn  

Перед тем как переходить к выбору оптимальной стратегии, нужно сравнить нижнюю и верхнюю чистые цены. В случае неравенства этих цен при возможности упрощают платежную матрицу, учитывая доминирование стратегий статистика. Отбрасывать те или иные состояния природы нельзя, так как она может реализовать свои состояния независимо от того, выгодны они статистику или нет. К матрице рисков обычно переходят после упрощения платежной матрицы.

Наши рекомендации