Формы организации соц сферы

Важнейшей экономической особенностью социальной сферы является то, что большинство ее организаций некоммерческие. Коммерческими являются организации, деятельность которых направлена на извлечение прибыли, что является и основной целью таких организаций. Они самостоятельно определяют направление своей деятельности, изменяют структуру производимых товаров и услуг, самостоятельно распределяют ресурсы, а также прибыль между учредителями. Некоммерческие организации создаются ради целей, отличных от извлечения прибыли. Статус некоммерческой организации означает запрет на распределение полученной прибыли между учредителями и ее работниками. При этом, прибыль, если она существует, должна направляться на развитие деятельности организации. С точки зрения различий экономических форм, вся экономика и соц сфера могут быть разделены на три части:

1) первый сектор включает гос и муниципальные организации. Это учреждения или предприятия, имущество которых находится в государственной или муниципальной собственности.

2) частные коммерческие организации - это организации преследующие извлечение прибыли, что является их основной целью. Их имущество не находится в гос или муниципальной собственности. В России данные предприятия и организации находятся в формах хозяйственных обществ и хозяйственных товариществ.

3) частные некоммерческие организации, деятельность которых не направлена на извлечение прибыли, их имущество не находится в государственной или муниципальной собственности. В России данные организации выступают в виде различных общественных организаций, религиозных организаций, фондов и т.д.

Частные коммерческие организации и соответствующий сектор являются основными для рыночной экономики и представлены в большинстве отраслей народного хозяйства. Существование гос сектора обусловлено тем, что гос-во берет на себя предоставление определенных видов услуг с целью избежать недостатков, свойственных экономическим отношениям между производителями и потребителями. А также в целях реализации требований соц справедливости и гос идеологии. Негосударственные некоммерческие организации создаются и действуют для преодоления изъянов рынка и изъянов гос вмешательства в решении соц проблем.

Экономическая форма организации - это система прав и ограничений, которыми обладает организация в принятии экономических решений.

В целях преодоления изъянов рыночных отношений и реализации требований соц справедливости гос-во берет на себя ответственность за оказание населению определенных видов услуг. Взяв на себя подобную ответственность, гос-во формулирует определенные требования к характеристиках определенных услуг. А именно качество, их объем и порядок предоставления. Требования гос-ва должны, с одной стороны, отражать запросы и ожидания потребителей, с др стороны, они не могут сводиться исключительно к этим ожиданиям, т.к. должны учитывать множество других факторов, а именно экономические, политические, религиозные и т.д

Т.о. Гос-во поручает поставщикам данных услуг осуществлять ту или иную деятельность в соц сфере и для населения. Поскольку данные услуги оказываются потребителям, то гос-во в лице своих органов как правило будет обладать неполной информацией в отношении того какие услуги производитель оказал, а также соответствуют ли они запросам и ожиданиям потребителей. Т.о. возникает ситуация информационной ассиметрии между гос-вом и производителями услуг. Такая конфигурация описывается как агентские отношения, при которых принципал в лице гос-ва поручает агенту в лице поставщика услуг выполнение определенных функций, но при этом не может непосредственно наблюдать за их исполнением и обладает неполной информацией в отношении совершенных агентом действий и их соответствия с планами принципала. При этом агент обладает определенной самостоятельностью в принятии решений о расходовании средств и предоставления услуг. Данным отношениям присущ ряд особенностей:

1- деятельность агента может отклониться от требований и ожиданий принципала. Их интересы могут не совпадать, агент может действовать разными способами, а принципал не всегда может проконтролировать действия агента и их соответствия поставленным задачам.

2- получение информации, позволяющей судить о степени соответствия деятельности агента требованиям принципала, а также контроль данной деятельности требует издержек.

Для предотвращения отклонений деятельности агента от требований можно выделить пять главных направлений:

1) давление принципала - это его действия по стимулированию и принуждению агента к выполнению требований. Сила давления зависит от четкости и детальности требований к деятельности агента, степени контролируемости действий агента, интенсивности применения процедур контроля, характера стимулов, предлагаемых агенту, наличия и характера санкций за неудовлетворительное выполнение требований и строгости соблюдения самим принципалом установленных им обязательств.

2) давление конкурентов - это действия субъектов, выполняющих или способных выполнять агентские функции для принципала. С экономической точки зрения, данное конкурентное давление выражается в том, что другие агенты могут выполнять требования принципала с меньшими издержками или с более высокой результативностью. Это в свою очередь заставляет каждого агента заботиться о надлежащем выполнении своих обязанностей и повышении эффективности.

3) давление потребителей - это действия с помощью доступных потребителям средств по принуждению агента к надлежащему выполнению своих обязанностей. Сила давления потребителей зависит от следующих факторов:

- обращение к принципалу с жалобами на агента;

- возможности выбора агента, что обуславливает наличие конкурента между ними;

- непосредственное влияние в случае если потребитель сам оплачивает услуги агента и экономически может его принудить к надлежащему выполнению своих обязанностей.

4) давление гражданского общества - это действия локальных сообществ, благотворительных и правозащитных организаций, СМИ, которая направлена на привлечение внимания к проблемам, создаваемым неудовлетворительной деятельностью агента, и побуждению гос-ва к реализации мер по решению этих проблем. Как правило, такое давление на поставщиков является существенным к странах с развитой демократией.

5) внутренняя мотивация агента определяется интересами руководителей организации и внутренней культурой самой организации. Руководители такой организации могут ориентироваться на подчинение своих действий к увеличению дохода, к должностному росту, достижению профессионального удовлетворения и творческого самовыражения, а также достижению соц справедливости.

Требования гос-ва характеризуются высоким уровнем спецификации. Это означает, что они должны исчерпывающим образом быть выражены в количественных показателях или в форме ясных и конкретных описаний качественных характеристик услуг, а также порядка их оказания для разных категорий потребителей при разных условиях. формами однозначно определенных требований выступают стандарты качества, инструкции об условиях и процедурах оказания услуг.требования принципала к деятельности агента оформляются посредством контракта. Основным типом поставщика услуг в данных условиях четкости требований, прописанных в контракте может выступать коммерческая организация с ее интересом извлечения прибыли. Но в следствии четкости условий издержки контроля за его выполнением будут не слишком велики и отклонения от условий будет несложно выявить. Т.о. Стремление агентов к увеличению прибыли будет зависеть не от наличия отклонения от условий контракта, а от повышения эффективности выполнения своих функций.

Также есть ситуации когда уровень спецификации требований принципала не высок. Т.е. Требования в отношении агента не могут быть выражены в виде однозначных требований к характеристикам предоставляемых услуг, либо получение описания таких требований требует больших затрат времени и финансовых ресурсов. Многие виды услуг сложны по содержанию, разнородны, либо не поддаются стандартизации. При этом потребности в данных услугах также разнородны и индивидуализированны. В таких условиях у поставщика появляется возможность использовать в своих интересах и в ущерб интересам государства и соответственно потребителю преимущество того, что требования к его деятельности недостаточно четко определены в контакте. Если поставщик является коммерческой организацией и взаимодействует с принципалом на контрактной основе, то он может извлекать экономическую выгоду, отклоняясь в своей деятельности от ожиданий гос-ва, изменяя структуру и ухудшая качество финансируемой гос-вом деятельности. Возможности противодействия таким отклонениям за счет давления конкурентов и потребителей существует, но могут оказаться недостаточными, если отношения между поставщиками и потребителями характеризуются информационной ассиметрией, при этом даже контактируя друг с другом производители могут извлекать выгоду в ущерб интересам потребителей. Чтоб этого избежать нужно ограничить возможности и ослабить само стремление поставщика ухудшать качество своей деятельности ради прибыли. Попытка оказать влияние через неформальные социальные связи путем побуждения действовать в интересах потребителей, т.е. воздействуя на ценностные установки как правило оказывается малорезультативным. Поэтому для ограничения экономической мотивации необходимо применять формальные институты. Таким институтом является статус некоммерческой организации. Он предусматривает запрет на распределение прибыли организации. Она не распределяется между учредителями, а направляется на развитие организации. Статус некоммерческой организации также предусматривает ограничения на виды осуществляемой деятельности. Если коммерческая организация может осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, то в учредительных документах некоммерческих организаций должны быть указаны конкретные цели ее основной деятельности, отличные от извлечения прибыли. Как правило, существуют ограничения и на неосновное виды деятельности. Они устанавливаются в целях предотвращения отклонения от основной деятельности в пользу более выгодной. Также в некоммерческих организациях существуют ограничения на оплату труда. Они осуществляются за счет прямого регулирования размеров оплаты труда, исходя из классификации и категории работающих.

Наши рекомендации