Гос-ые и муниц-ые унитарные предприятия как ЮЛ: понятие, виды и общая характеристика их правового статуса

Унитарные предприятия выделяются тем, что не являются построенными на началах членства корпорациями и не становятся собственниками закрепленного за ними имущества. Создавший такое предприятие единоличный учредитель сохраняет за собой право собственности на переданное предприятию и приобретенное им в ходе своей деятельности имущество, тогда как само предприятие наделяется лишь определенным ограниченным вещным правом.

Таким образом, унитарным предприятием признается коммерческая организация, имущество которой остается неделимой собственностью ее учредителя (п. 1 ст. 113 ГК).

Данная юридическая конструкция является порождением огосударствленной экономики, в которой госпредприятия были основными хозяйствующими субъектами. Действующее законодательство сохраняет конструкцию унитарного предприятия лишь для публичных собственников (абз. 3 п. 1 ст. 113 ГК).

Унитарное предприятие, учреждаемое публичным собственником, является единственной разновидностью коммерческих организаций, обладающей целевой (специальной) правоспособностью (абз. 2 п. 1 ст. 49 ГК). Поэтому в его уставе помимо общих сведений должны содержаться сведения о предмете и целях его деятельности. Сделки, совершенные унитарным предприятием с нарушением его правоспособности, являются недействительными (ст. 173 ГК). В фирменном наименовании унитарного предприятия должно содержаться указание на собственника его имущества (учредителя).

Единственным учредительным документом унитарного предприятия является его устав, органом соответствующего публично-правового образования (в этой роли обычно выступают министерства и ведомства). Для создания и функционирования унитарного предприятия не требуется заключения никаких договоров предприятия с учредителем-собственником. Руководитель (директор) предприятия является его единственным (единоличным) органом, подотчетным собственнику-учредителю (п. 4 ст. 113 ГК).

Учредитель наделяет унитарное предприятие уставным фондом, который не может быть менее размера, предусмотренного специальным законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях (п. 3 ст. 114 ГК). При понижении стоимости активов предприятия до размера меньшего, чем уставный фонд, последний должен быть уменьшен его учредителем с обязательной письменной информацией об этом всех его кредиторов (п. 5, 6 ст. 114 ГК).

Унитарные предприятия существуют в двух разновидностях: основанные на праве хозяйственного ведения и основанные на праве оперативного управления (казенные). Различия в их правовом статусе заключаются прежде всего в объеме правомочий, получаемых унитарными предприятиями в отношении имущества учредителя-собственника, поскольку право хозяйственного ведения по своему содержанию значительно шире права оперативного управления. В частности для совершения казенным предприятием любых сделок по распоряжению имеющимся у него имуществом требуется обязательное согласие собственника, если только речь не идет о готовой продукции такого предприятия (п. 1 ст. 297 ГК). По долгам казенных предприятий при недостатке у них своего имущества ответственность несет их учредитель — Российская Федерация (п. 5 ст. 115 ГК), тогда как для обычных унитарных предприятий такая ситуация исключается. Поэтому казенное предприятие не может быть объявлено банкротом.

Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, могут создаваться как федеральным собственником, так и субъектами Федерации и муниципальными образования. Казенные предприятия могут создаваться только на базе федеральной собственности по решению федерального правительства в случаях, предусмотренных за коном о государственных и муниципальных унитарных предприятиях (п. 1 ст. 115 ГК).

Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, могут создавать дочерние предприятия (п. 7 ст. 114 ГК). Эти последние также являются унитарными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения. Они создаются с разрешения собственника-учредителя путем передачи унитарным предприятием-учредителем части своего имущества в хозяйственное ведение вновь создаваемому унитарному предприятию.

При этом предприятие-учредитель утверждает ему устав и назначает руководителя (директора), а в необходимых случаях дает согласие на совершение сделок по распоряжению недвижимым имуществом (п. 2 ст. 295 ГК). Оно, как и собственник обычного унитарного предприятия, не отвечает по долгам своего дочернего предприятия (п. 8 ст. 114 ГК).

Все виды унитарных предприятий отвечают по своим обязательствам всем закрепленным за ними имуществом (п. 5 ст. 113 ГК). Вместе с тем унитарное предприятие не отвечает своим имуществом по обязательствам своего учредителя-собственника.

Государственные и муниципальные предприятия реорганизуются и ликвидируются по общим правилам. Следует, однако, иметь в виду, что их преобразование в другие организационно-правовые формы коммерческих организаций всегда связано с отчуждением их имущества из публичной собственности в частную, т. е. является одной из форм приватизации, которая должна осуществляться по правилам, предусмотренным специальным законодательством. Последнее предусматривает преобразование государственных и муниципальных предприятий лишь в форму хозяйственных, главным образом открытых акционерных обществ.


Наши рекомендации